🍂 НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 🍂
14 сентября - Семин день
Народно-христианский праздник Семен Летопроводец отмечается 14 сентября. В православном календаре это день почитания святого сирийского монаха Симеона Столпника и его матери. Другие названия праздника: Семенов день, Симеон-летопроводец, Семен-день, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семеновы осенины, Первые осенины, Засидки, Встреча осени, Марфа. В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени. Устраивали гуляния, гуляли всем миром, а на площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого на шесте прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости - залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому удавалось это сделать, доставалось всеобщее уважение. Кукла Симеон - делалась к уборке урожая. Православная церковь 14 сентября почитает память святого Симеона, который, по преданию, прожил больше 100 лет, прославился тем, что стал основоположником столпничества - новой формы аскезы. Симеон был праведником, от Бога получил дар исцелять душевные и телесные недуги, предвидеть будущее. Святой уединился в Сирийскую пустыню, построил столп, высотой в несколько метров и поселился на нем. Он не мог прилечь и отдохнуть, соблюдал строгое воздержание в пище, в любую погоду, он днем и ночью, стоя, как свеча, без остановки молился, размышляя о Боге. Необычный подвиг святого привлек множество людей. Одни, глядя на него, убеждались в истинной христианской вере и принимали крещение, другие получали исцеление, третьи обращались за советом. Подвиги Симеона вдохновили многих подвижников благочестия и веры. Первым его последователем стал Даниил, повторивший по благословению святого его подвижничество во Фракии. На русском народном календаре практически никак не отразилось каноническое житие святого Симеона. День его памяти был связан с началом - месяца, сезона, года. Напомним, что с середины XVII века и до 1700 года на Руси новолетие отсчитывали с 1 сентября по старому стилю. В народном определении дня зафиксированы два значения: завершение лета и конец года. Симоен Столпник как бы провожал самое теплое время года и вводил в новый годовой круг. В древнерусском языке слово «лето» имело значение «год», что сохранилось в словах «летопись», «летописец», а также в отчете возраста «двадцать или тридцать лет» и в привычных выражениях «сколько лет, сколько зим». Поэтому Семен-день - важная веха традиционного земледельческого календаря. С этого дня наступало Бабье лето. По погоде определяли, каким будут ближайшие три месяца: «Если бабье лето ненастное, то осень сухая. Если сухое и жаркое, то осенние месяцы будут дождливыми». Наступившая осень все сильнее напоминает о себе. Хотя днем солнце еще пригревает, вечера и ночи стали холодными, темнеет раньше. Уже скоро настанет осеннее равноденствие - день с ночью сравняется. Особое место Семенов день занимал у крестьян. Совершали обряд «Осенины» - первая встреча осени. С этого дня начинались осенние игры и хороводы. Зажиточные люди выставляли у ворот сосуды с пивом и брагой, объявляли простому люду, что «мед наварен и пироги напечены». К воротам подходили хороводники, которых угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали угощения сначала старикам, а затем молодым. К этой дате заканчивали уборку яровых и завершали посев ржи. После Семенова дня семена засевать нельзя. Еще с наступлением осени начинались «засидки» - работа вечером в избах при огне. Было принято накануне Семен-дня весь огонь погасить, оставить только лампадный, а утром зажечь новый. У наших предков существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а парень или девушка зажигали спицей новый огонь, которым топили печи в банях и избах, зажигали свечи и лучину на засидках. В этот день обычно переезжали в новые дома и праздновали новоселье. Считалось, что это принесет жильцам нового дома счастье. В Семенов день было принято мух хоронить. В землю зарывали тараканов, блох и других домашних насекомых, чтобы они в доме не водились. В народе верили, что если убить муху до Семен-дня, то народится еще семь мух, а если убить после, то умрет семь мух. На похороны мух девушки надевали лучшие наряды, делали из сухих листьев и различных овощей маленькие гробики, укладывали в них пойманных насекомых и с «шутливой торжественностью», а иногда с причитанием и плачем, выносили насекомых из избы и зарывали в землю. Смысл обряда был не только в изгнании насекомых из избы, но и в том, чтобы во время «мушиных похорон» устроить себе смотрины, показать себя во всей красе перед собравшимися зрителями, особенно перед холостыми парнями, высматривающими себе невест. Ведь недаром считалось, что с Семена дня до Гурьева - свадебные недели.
