Владислав Мальцев. Молот секуляризма: зачем во Франции один за другим сносят католические храмы
В конце прошлой неделе Интернет всколыхнули события, происходившие в церкви Святой Риты в Париже. Спецназ французской полиции штурмом взял храм, где забаррикадировались верующие, и силой вывел всех наружу. Кюре тащили прямо по полу в священническом облачении.
Возведённая в 1900 году в неоготическом стиле церковь Святой Риты находится в центре XV округа французской столицы, там же, где и статуя Свободы, красующаяся на фоне Эйфелевой башни, Институт Пастера и ещё целый ряд известных достопримечательностей. Осенью прошлого года мэрия города приговорила храм к сносу — на его месте должна была появиться автостоянка и социальный жилой дом. Однако когда утром 5 октября 2015 года к храму явились рабочие, оказалось, что его закрывают собой местные жители и муниципальные депутаты в парадном облачении. Дело едва не дошло до потасовки, но церковь тогда удалось защитить.
Правда, лишь на время. 3 августа этого года вновь ставшие (точнее — севшие на мостовую, как в ходе сидячей забастовки) на защиту храма депутаты не смогли остановить спецназ полиции.
Что будет дальше, хорошо известно — то же, что и с другими храмами, которые один за другим сносят по Франции в последние годы. Например, с церковью Сен-Жак 1876 года постройки, три года назад уничтоженной в городе Абвиле (департамент Сомма). На месте храма разбили сквер.
Свернутый текст
По данным французского исследователя Бенедикта Сагазана, за пятнадцать лет начиная с 2002 года во Франции был снесён 31 храм. Причём если в начале нулевых в год сносили, как правило, по одному культовому зданию, то затем маховик набрал обороты — в 2013 году было разрушено шесть церквей, в этом году — уже четыре. Сносят даже храмы, признанные объектами исторического наследия. На их месте чаще всего строят офисы или коттеджи.
Как сообщила 13 мая этого года католическая газета La Croix, рабочия комиссия по вопросу будущего храмов, созданная в 2014 году Конференцией католических епископов Франции, подсчитала, что с 1905 года уничтожено 277 католических храмов, в среднем по 2,5 в год. Ещё триста, по данным Сагазана, находятся в непосредственной угрозе сноса.
Дело в том, что принятый 9 декабря 2005 года французским парламентом закон об отделении Церкви от государства передал основную часть культовых зданий страны в госсобственность.
— Было решено, что кафедральные соборы (т.е. кафедры епископов) будут собственностью государства, приходские церкви — собственностью локальных общин, духовенство должно будет платить плату за аренду помещений культа, — отмечает французский историк Кристиан Амальви.
События во Франции после принятия закона порой походили на худшие образцы антирелигиозной кампании в СССР 1920—1930-х годов (на аналогии с действиями большевиков тех лет сейчас прямо намекают и западные пользователи соцсетей).
— Лурд — небольшой городок во французских Пиренеях, но чрезвычайно значимый паломнический центр. Место, где Бернардете явилась Богоматерь, должно было перейти в муниципальную собственность, — рассказывает Амальви. — В связи с этим надо было провести полную инвентаризацию церковного имущества. Инструкция позволяла представителям власти открыть дарохранительницу, чтобы посмотреть, сколько там находилось оставшихся после причастия частиц. Это нелепая инструкция, по всей видимости, была специально составлена... Жители французских Пиренеев решили охранять церкви... На севере Франции чиновников, приходивших с инспекцией, били и колотили; они открывали огонь на поражение. Были убитые и раненые.
Позже страсти утихли, но государство смотрит на культовые здания по-прежнему как на объекты, которые при отсутствии арендной платы или обветшании сносит под постройку зданий другого значения. Более того, в последние годы представителями муниципальных властей в разных регионах озвучивались предложения о передаче пустующих ввиду отсутствия арендаторов католических храмов под мечети (о возможности этого в прошлом году прямо заявил президент Совета мусульманского культа Франции, имам Соборной мечети Парижа Далиль Бубакер), что вызвало среди французов общественную кампанию "Не трогайте мою церковь!".
В ряде случаев, как уже писал Лайф, готические храмы отдаются властями под проведение музыкальных мероприятий, сильно смахивающих на слабо замаскированные кощунства.
Ссылка