ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 159 +18


Россия, Украина и мир: политика и аналитика 159 +18

Сообщений 61 страница 70 из 1000

61

«Украинский джихад»: Киев намерен снабжать оружием террористов

Тяжёлая экономическая ситуация в стране вынуждает власти Украины находить крайне нестандартные и очень опасные пути пополнения скудеющего государственного бюджета.

Казалось бы: колоссальные кредитные вливания со стороны западного мира должны были поубавить «аппетит» киевских властей, однако произошло ровным счётом наоборот. Буквально «зарывшись» в свободные деньги и оперативно «рассовав» их по собственным карманам, чиновники решились на отчаянный шаг, а именно — дать возможность частным компаниям совершать легальную мировую торговлю оружием.

7 июня 2018 года пресс-служба Совета национальной безопасности и обороны Украины со ссылкой на слова главы ведомства Александра Турчинова заявила о том, что производители оружия негосударственного «пошиба» в скором времени смогут поставлять вооружение за рубеж и приобретать продукцию иностранного ВПК без всяких на то ограничений.

«Частники» тем самым подменят неповоротливые украинские государственные оборонные предприятия и наладят собственный «контакт» на благо бюджета «Незалежной».

Свернутый текст

Данное решение обладает бесчисленным количеством подводных камней и едва ли отвечает общепринятым мировым стандартам международной безопасности. Вполне резонно предположить, что решение украинских властей продиктовано не столько нищетой госбюджета, сколько требованием США.

Вашингтон видит в Украине новый рынок сбыта собственной военной продукции: первые поставки «оборонительных вооружений» имели место быть в декабре 2017 года, однако тогда «проводились» сугубо по балансам госпредприятий.

Однако свидетельства наличия у ВСУ американского оружия были обнародованы задолго до начала официальных поставок: уже в 2016 году глава американской компании «AirTronic USA» Ричард Вендивер признался, что неоднократно отправлял на территорию «Незалежной» гранатомёты PSRL.

И это только вершина айсберга — по свидетельствам ополченцев ДНР и ЛНР, летальное оружие со стороны США поступало в распоряжение бойцов украинской армии с самого начала конфликта на востоке страны.

Однако вернёмся к решению Совета национальной безопасности и обороны Украины. Вполне очевидно, что частные компании при полном попустительстве коррупционной власти «Незалежной» легко наладят нелегальные поставки вооружения за рубеж, тем самым предоставив террористическим и экстремистским группировкам новую сферу подпитки своей агрессивности.

История знает аналогичные прецеденты: международная правозащитная организация «Amnesty International» в 2015 году отмечала, что Украина поставляла оружие в Южный Судан, где оно использовалось боевиками для убийства мирных жителей.

Налицо становление новой террористической организации государственного масштаба с непритязательным названием «Киевский джихад».

Складывается впечатление, что киевские власти не в состоянии взвесить все «за» и «против», отказаться от неадекватных распоряжений Вашингтона и найти разумный способ пополнения своего уничтоженного бюджета.

Вполне резонно предположить, что рано или поздно в мире начнётся хождение нового понятия — «кровавой гривны» — денег, полученных лояльными к режиму «оружейными баронами» Украины от уголовников всех мастей.

Источник: Ссылка

0

62

Украина нетолерантная: неуместный призыв депутатов Европарламента

По мнению европейских политиков, участие представителей украинской власти и их родственников в марше равенства наглядно подтвердило бы приверженность Киева европейским ценностям, а именно обеспечению равных прав для всех независимо от их пола, национальности, цвета кожи или сексуальной ориентации.

Поначалу казавшаяся многим грубо и не слишком добросовестно состряпанной шуткой новость о том, что Европарламент призвал руководство Украины принять участие в гей-параде 17 июня, оказалась чистейшей и очень пафосной правдой.

Обращение к властям Украины содержит в себе трескучие фразы о необходимости «укрепить приверженность страны европейскому будущему», о том, что «права человека не защищены, пока права всех не защищены» и «большие изменения часто начинаются с символических жестов». Письмо, подписанное 36 депутатами, демонстрирует, как плохо европейцы понимают реалии украинской жизни.

Свернутый текст

Можно долго развлекаться, вспоминая известную хохму про приверженцев однополой любви в хорошем и в нехорошем смысле и относя Порошенко и компанию во вторую категорию, но если говорить серьезно, то политическую повестку на Украине сегодня формируют главным образом те силы, которые считают ЛГБТ-сообщество человеческим мусором, примерно таким же, как цыгане.

Либеральная интеллигенция страны, всегда выступавшая за интеграцию в евроатлантическое пространство и с восторгом принявшая майдан, уже давно отправлена за глубокую периферию политического процесса. А в самом обществе идея защиты прав сексуальных меньшинств не пользуется никакой поддержкой в силу нескольких причин.

Во-первых, консервативное постсоветское пространство уверено, что проблемы, связанные с телесностью человека, относятся к интимной сфере, а потому их следует скрывать от окружающих. Вы вправе заниматься в постели, чем хотите, но, Бога ради, не рассказывайте нам об этом. В этом смысле ментальность украинцев мало чем отличается от ментальности русских.

Во-вторых, крикливая, скандальная и весьма агрессивная в продвижении своих ценностей ЛГБТ-культура воспринимается многими как меньшинство, насильственно, при поддержке Запада навязывающее свою волю большинству, которое все еще живет традиционным укладом.

Но самое главное — о чем я вскользь уже упомянул, что радикальный национализм, закрепившийся в пространстве украинской политики и продолжающий укреплять свои позиции, предельно гомофобен, как гомофобен был нацистский режим в гитлеровской Германии.

Апеллируя к традиции, ценностям семьи, продолжению рода, фертильности, умаления частного перед общим, националистическая идеология считает бесплодные однополые союзы не просто сексуальным извращением, но и инструментом подрыва душевного и психического здоровья нации.

Кроме всего прочего, глубоко криминализованная националистическая среда очень отзывчива к уголовным практикам и понятиям, которые, как известно, трактуют однополую любовь как удел подонков общества, отщепенцев, отверженных, потерявших право называться людьми. Уже само человеческое общение с ними находится под запретом, оно должно в обязательном порядке общение символическими главным образом процедурами отчуждения и жесткого разграничения жизненных пространств — на комфортную зону для нормальных людей и лишенную всех удобств для презираемых изгоев.

Именно эта антидемократическая, далекая от всякой толерантности уголовная субкультура, прижившаяся в пространстве националистического дискурса, сегодня в значительной степени задает тон в стране, которая лозунгами евроиитеграции лишь маскирует все большее сползание в архаику и варварство.

Участников прошлогоднего киевского гей-парада, коих общим числом насчитывалось четыре тысячи человек, от расправы спасло лишь то, что их охраняло пять тысяч полицейских.

Крайне неблагоприятная для ЛГБТ-сообщества ситуация на Украине пока искусственно купируется усилиями властей, понимающих, как важно на виду у Европы поддерживать видимость толерантности. Если бы не защита, то геев, лесбиянок, не говоря уже о трансгендерах, ожидала бы участь цыган, которых нацисты считают точно таким же биологическим мусором. Они бы легко становились излюбленными жертвами погромов и хулиганских нападений.

Понятно, что нынешняя уверенность европейцев в том, что отношения к правам сексуальных меньшинств является маркером демократического прогресса, тоже есть серьезное отклонение от нормы, поскольку бесконечные преференции ЛГБТ уже давно сделали эту группу доминирующей в культурном и политическом пространстве.

А это значит, что права большинства ущемляются все больше и больше. Это, конечно же, серьезное искажение демократического устройства общества, когда насильственно устанавливается неравенство. Но это европейские проблемы, которые вовсе не так гибельны и трагичны, как это кажется нам. Они с ними справятся, ну или не справятся.

Смешно однако видеть, что европейская общественность абсолютно искренне пытается привить свои представления обществу, которое продолжает тонуть в нацистской трясине и уже в силу этого, а еще и по множеству иных причин, абсолютно невосприимчиво к идеям безграничной толерантности.

И господам депутатам следовало бы знать, что если бы Петр Алексеевич Порошенко, следуя их рекомендациям, возглавил бы радужное шествие по улицам Киева, то в глазах националистов с ним бы случилось то, что на мурке — уголовном арго — именуется «зашквар». Он навсегда замарался бы общением с существами, которые, не являясь таковыми, лишь по виду напоминают людей, и сам навсегда стал бы таким же, как и они, неприкасаемым.

Андрей Бабицкий,

Источник: Ссылка

0

63

Трампу больше не нужны союзники

http://s3.uploads.ru/Pwk1x.jpg

После многих лет неизбывной скуки, которую несли ежегодные встречи G7/8/7, скуки, которая была заметна даже на лицах державных участников, нынешнее свидание вождей в канадском Квебеке повеселило всех.

Собственно, еще при прошлогоднем дебюте Трампа в сицилийской Таормине что-то такое назревало, но в этом году действительность превзошла самые смелые ожидания.

Характер взаимоотношений президента США с остальной шестеркой не столь важных вождей был описан еще почти два века назад в энциклопедии русской жизни, сочиненной А.С. Пушкиным. Хандрящий Трамп «Как Child-Harold, угрюмый, томный в гостиных появлялся он», а отношение к спектаклю, разыгрываемому вождями на мировых подмостках, описано в I главе «Евгения Онегина»:

Свернутый текст

«…На сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».
После чего, не дожидаясь конца представления, уехал в Сингапур свидеться с лидером КНДР:
«Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
А уже Дональд вышел вон;
На встречу с Кимом едет он».
Итог столь откровенного пренебрежения светскими собеседниками предсказуем:
«Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он дамам к ручке не подходит», etc.

Впрочем, задолго до лорда Байрона и Чайльд-Гарольда периодической склонностью к хандре отличался еще князь Потемкин-Таврический — от него невозможно было добиться подписания важных документов — совершенно, как получилось с Трампом в Квебеке, где итоговое коммюнике «Мы все хорошие, против всей…» подписали только шесть участников, а президент США отказался.

Конечно, все это изрядно попахивало скандалом, который в межгосударственных отношениях нежелателен.

Самые серьезные разногласия, и прямой разрыв союзнических отношений, и даже просто кинжал в спину, классическая дипломатия предпочитает оформлять с любезными словами и улыбкой на устах, тогда как тут любезностью и не пахло — было откровенное пренебрежение. Трамп относился к партнерам, как не более чем к «шестеркам», которыми они, возможно, до известной степени и являются, но нельзя же так откровенно.

С другой стороны — и прежде никто не обвинял Трампа в слащавой дипломатической изысканности, так что особенного сюрприза и не было — президент США просто был верен себе.

Примерно как великий император заявлял своим германским вассалам: «Ваша независимость ведь и прежде была всего лишь воображаемой».

Но поймем и вассалов. Может быть, и воображаемой, но скажите, господин Трамп, чем мы это заслужили?

Хотя вообще-то и неравный — в смысле почестей и статуса — состав G7, и невеликая осмысленность самих съездов G7, длившихся скорее по традиции, а равно потому, что, как чемодан без ручки — нести тяжело а бросить жалко, — все это давно ни для кого не было секретом. G7 и так была мертва, а затем пришел варвар Трамп и развеял прах по ветру.

Сюда же относится и дерзкое пожелание Трампа восстановить Россию в правах члена этого клуба: «Нравится ли вам это или нет, это может быть неполиткорректно, но нам нужно управлять миром. И из G7, которая была G8, они выкинули Россию. Они должны дать России возможность вернуться, потому что Россия должна быть за столом переговоров». То есть с этими о чем и беседовать, тогда как с Россией это может быть интересно. Почти как «После смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем».

Реалистичности тут нет никакой. И Россия не проявила никакого энтузиазма при известии о том, что главный белый господин готов ее простить, — сегодня готов, а завтра опять будет по-другому, и так ли это интересно?

И ряд членов клуба, проявлявших такое рвение в изгнании немытой России из своих рядов, окажутся в чрезвычайно ложном положении, если она в этих рядах снова появится. А как же великие западные ценности, которым какие-нибудь Канада с Британией беззаветно преданы и ради которых было произведено очищение клуба от недостойного? Разве что Трампу было занятно посмотреть, как они с важным видом будут съедать собственную шляпу — отсюда и предложение восстановить Россию в членстве.

В реальности речь идет не о том, что Америке очень интересно видеть Россию на ежегодном съезде державцев, но скорее о том, что Америке совершенно неинтересно видеть эти съезды и принимать в них участие.

А «маленькая шестерка» вместо «большой семерки» — кому она вообще нужна. Таков итог кратковременной поездки байронического Трампа в Квебек.

Максим Соколов

Источник: Ссылка

0

64

Башар Асад заговорил открыто

Президент Сирии Башар Асад сделал официальное заявление, в котором расставил акценты в истории сирийского кризиса. Он сказал, что Москва никогда ни с кем не координировала действия против арабской республики ни на политической, ни на военной арене. Об этом глава Сирии заявил в интервью британскому изданию The Mail on Sunday. Отметим, что это первая встреча Башара Асада с западными журналистами за последние три года.

Президент Сирии отметил, что вина за продолжение войны на Ближнем Востоке ложится на страны Запада. Он добавил, что Россия и Иран не стремятся вмешиваться в конфликт и диктовать свои условия. По словам Асада, сирийская проблема могла быть урегулирована за год, если бы не внешнее вмешательство Запада, который оказывает поддержку террористам. Глава государства подчеркнул, чем больше пытается добиться Сирия в политическом и военном планах, тем в большей степени Запад затягивает этот кризис.

Почему Башар Асад впервые за долгое время выступил с официальным заявлением? На этот вопрос ответил в интервью  общественный деятель и политолог Николай Викторович Стариков.

Свернутый текст

«О поддержке Соединенными Штатами террористических группировок на территории Сирии известно достаточно давно. Почему Башар Асад начал говорить именно сейчас? Потому что в войне против запрещенной террористической организации ИГИЛ¹ наблюдается перелом. Теперь в Сирии наступает новый этап боевых действий, главной задачей которого является выдавливание Соединенных Штатов с территории Сирии. На сегодняшний момент на территории Сирийской республики 14 баз, на которых находятся военнослужащие США и Франции. Находятся там абсолютно незаконно, без какого-либо разрешения руководства страны, и находятся там неслучайно. Главная задача американцев – это «подливать масло в огонь» сирийской гражданской войны в той или иной форме, поэтому без выдавливания американцев с территории Сирии война там не закончится. Асад и заговорил в подобном ключе, четко расставляя акценты и называя вещи своими именами: США поддерживают террористов, значит, из этого напрашивается логичный вывод – США должны уйти с территории Сирии, чтобы террористы там были повержены и уничтожены», – заявил эксперт.
Когда британский журналист заявил о том, что якобы Россия причастна к продолжающейся войне в Сирии, Асад возмутился и назвал это утверждение противоречивым, потому что невозможно помогать сирийской армии и одновременно планировать с врагами её разгром. Сирийский лидер отказался отвечать на вопрос о поставках зенитных ракетных систем С-300 и посоветовал обратиться с этим вопросом к российским чиновникам
.

По словам Старикова, поставляет Россия или не поставляет зенитные установки С-300 Сирии, ответ на этот вопрос неизвестен.

«Другой вопрос, присутствуют или отсутствуют разговоры на эту тему. Развитие войны в Сирии показывает, что Россия оказывает необходимую помощь Дамаску и без этой помощи сирийцы бы войну проиграли, поэтому говорить о том, что Россия прекратила помощь Сирии, нет никаких оснований», – заключил политолог.

Марина Горбунова

Ссылка

0

65

Ростислав Ищенко

Нормандский формат: повторение пройденного

Сегодня в Берлине на вилле Борзиг встретятся четыре министра иностранных дел стран-участниц нормандского формата.

Встреча была бы примечательна разве что тем, что происходит после почти полуторалетнего перерыва, но за эти полтора года, особенно за последние недели состоялось множество событий, коренным образом меняющим позиции сторон в данных переговорах.

Напомню, что изначально нормандский формат Украина пыталась использовать для организации коллективного давления Запада на Россию, введения новых санкционных пакетов и принуждения Москвы к капитуляции в Донбассе, с тем, чтобы сразу же перейти к крымскому вопросу. Россия удачно отбивалась, принудив евро-украинских «партнёров» под угрозой военного коллапса киевского режима, дважды терпевшего сокрушительные поражения по результатам попыток наступления в Донбассе, к подписанию Минских соглашений, которые определили в качестве партнёров Киева по переговорам не Москву, а ДНР/ЛНР.

После этого переговоры свелись к тактическим манёврам сторон, при неизменных позициях. При этом, ни Россия, ни Франция с Германией, ни Украина не обладали достаточными возможностями для принуждения оппонента к занятию более конструктивной позиции. Собственно поэтому встречи и прекратились.

Тематикой нынешней встречи министров иностранных дел вновь заявлен вопрос размещения миротворцев в Донбассе, по которому позиции России и Украины диаметрально противоположны, а также документальная фиксация «формулы Штайнмайера», предполагающей получение Донбассом особого статуса в момент проведения там выборов «по украинскому законодательству». Украина считает «формулу Штайнмайера» для себя неприемлемой, что до сих пор мешало её закреплению.

Свернутый текст

Итак, после полуторалетнего перерыва собирается нормандский формат на уровне министров иностранных дел для того, чтобы в очередной раз вернуться к вопросам, по которым не удавалось достичь согласия из-за занятия Киевом и Москвой диаметрально противоположных позиций. При этом позиции сторон остались неизменными, что было подтверждено заявлениями Климкина и Порошенко, Лаврова и Путина, сделанными накануне встречи.

Надо также иметь в виду, что в Нормандском формате министры иностранных дел могут достичь лишь предварительных договорённостей. Затем они должны быть закреплены прямыми переговорами Украины с ДНР/ЛНР в Минском формате, а после этого, окончательный статус международно-правового, обязывающего документа они получают после подписания главами государства (или, в случае с Германией, главой правительства) государств-участников Нормандского формата.

Иные варианты легализации соглашений невозможны, поскольку Комплекс мер по выполнению минских соглашений (второй Минск), кроме участников Нормандского формата, подписан представителями ДНР/ЛНР и ОБСЕ, а также поддержан резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015 года. Соответственно, любые изменения, дополнения и уточнения к соглашению возможны только в первоначальном составе участников. Кстати, характерно, что в чистом (на четверых) Нормандском формате никакие соглашений по урегулированию украинского кризиса вообще не подписывались, только с участием ДНР/ЛНР и ОБСЕ.

Последние полтора года желание встречаться в Нормандском формате отсутствовало, как у России, так и у Франции с Германией. Объяснялось это деструктивной позицией Украины, отвергавшей любые, в том числе и такие компромиссные, как «формула Штайнмайера» варианты. Всем участникам было понятно, что при встрече сдвинуться с мёртвой точки не удастся, а сам факт переговоров Порошенко использует для своего внутриполитического пиара.

Что же изменилось?

В первую очередь изменился международный ландшафт. Если раньше, при всём своём стремлении к достижению компромиссных договорённостей Париж и Берлин всё же ориентировались на необходимость сохранять единство Запада, то есть следовать в фарватере внешней политики США, то в последние недели стало понятно, что европейцам с американцами договориться не удастся. Последняя встреча Группы семи это в очередной раз убедительно подтвердила.

США в принципе отказались что-либо обсуждать с партнёрами, предложив им принять американскую волю, как данность. Европейцы привыкли сами помыкать остальным миром, «прививая» ему «основы демократии», но Вашингтон раньше никогда не позволял себе столь хамского обхождения с ними. Для лидеров ЕС это не просто оскорбительно.

Если они позволят себе стерпеть оскорбление, то с ними никто в мире не станет разговаривать — ведь проще стразу, через их голову договориться с Вашингтоном.

С другой стороны Украина — американский проект. Европу оттуда давно вытеснили. ЕС несёт из-за Украины сплошные издержки, а если прибыли когда-то и будут, то получат их США. Но есть и ещё один нюанс — Украина не является проектом администрации Трампа. Скорее в Белом дом совершенно наплевательски относятся к интересам Киева, а уж Порошенко и вовсе не жалуют.

То есть, Украина — слабое звено, на территории которого ЕС может позволить себе попытаться сыграть с Россией, не очень расстраивая действующую американскую администрацию (у Трампа масса других хлопот). Если получится, то Европа получит так необходимое ей урегулирование своих взаимоотношений с Москвой, что позволит Брюсселю свободнее чувствовать себя в отношении США. Если не получится (а не получится может только если упрётся украинское руководство), то можно будет безнаказанно травить никому не нужного Порошенко. Всё равно у него нет шансов выиграть выборы. Тогда ЕС постарается сделать ставку на следующего президента.

О сложившихся обстоятельствах Украине только что открытым текстом не говорят. А уж намекают во всю. Путин во время прямой линии, посетовал на возможность катастрофических последствий для украинской государственности неразумного поведения киевских властей. Германия чётко и ясно заявила, что «Северный поток — 2» будет достроен. В вопросе же решения проблемы сохранения транзита через Украину её вполне устроила позиция Путина, заявившего, что если Украина сделает коммерчески выгодное предложение, то тогда конечно, почему бы какую-то часть транзита ей не оставить. Но мы ведь понимаем, что немецкие, французские и австрийские компании — партнёры «Газпрома» по «Северному потоку — 2» будут настаивать на том, чтобы в первую очередь заполнить газом этот трубопровод. Они вложили в него деньги и хотят, чтобы он побыстрее окупился и начал приносить прибыль.

Наконец, под занавес всех неприятностей, Ребекка Хармс — депутат Европарламента от немецких зелёных, хорошо знакомая с Украиной и её политической элитой ещё с эпохи активной поддержки последнего майдана, как раз накануне нормандской встречи в Берлине инициировала обращение евродепутатов к Порошенко с предложением/требованием возглавить в Киеве гейпарад. Ребекка прекрасно знает Украину, активно сотрудничает с местными политиками и прекрасно осведомлена о смысле своего предложения Порошенко. Но она его делает.

Петру Алексеевичу ЕС как может показывает, что американская поддержка кончилась, а Европа не собирается таскать для США каштаны из огня. Поэтому либо он начнёт работать на интересы Европы, а она желает компромиссного урегулирования с Россией за счёт Украины, либо европейцы помогут внутриукраинской оппозиции его травить. А американцы не спасут.

Вот эта-то вновь сложившаяся ситуация и создала условия для того, чтобы ещё раз попытаться поговорить с Киевом в нормандском формате. Климкину должны объяснить, чего ждут от его шефа. А дальше всё зависит от того, насколько понятливым окажется Климкин и насколько эффективно он сумеет на пальцах объяснить Порошенко, что «гипс снимают, клиент уезжает».

Ссылка

0

66

Скандальное решение Европейского Суда о пенсиях жителей Донбасса, — разъяснение ВС ДНР

Особенности решения Европейского Суда по правам человека по делу «Цезарь и другие против Украины» (о пенсионных выплатах гражданам, проживающим в ДНР и ЛНР).

В феврале 2018 года украинские СМИ начали трубить о том, что Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) принял решение, позволяющее Украине не платить пенсии своим бывшим согражданам, оказавшимся за линией разграничения в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике.

Что же на самом деле означало это решение, и действительно ли Украина, с точки зрения ЕСПЧ, может лишить социальной помощи своих граждан, проживающих на не контролируемой ею территории Донбасса, лишить трудовой пенсии, заработанной ими за долгие годы? Какова позиция ЕСПЧ, которую эта инстанция заняла по отношению к гражданскому конфликту на Украине, попытались проанализировать юристы Верховного Суда Донецкой Народной Республики, рассказавшие «Русской Весне» подробности.

13 февраля 2018 года Европейским судом по правам человека (далее — Европейский Суд, Суд, ЕСПЧ) принято решение по делу «Цезарь и другие против Украины» (далее — Решение), которое вызвало широкий медийный резонанс, в большей степени в средствах массовой информации Украины. Однако указанное решение ошибочно воспринято украинскими властями в качестве «победы» и признания Европейским судом законности ограничения прав граждан ДНР (постоянно проживающих на территории Донецкой Народной Республики), в частности, в установлении препятствий для получения заслуженных социальных пособий.

Свернутый текст

Принимая во внимание схожую суть заявлений, на основании пункта 1 Положения Регламента Суда, Европейский Суд принял решение об объединении их в одно производство. Вместе с тем, ввиду необходимости обжалования истцами лишения выплат в судах Украины и, соответственно, поскольку они не исчерпали национальные средства защиты, Европейский Суд отказал в рассмотрении жалобы и вынесении решения по существу лишь по формальным основаниям ввиду несоблюдения процедуры обращения в Европейский суд.

Из анализа рассматриваемого документа необходимо прийти к выводу о его непоследовательности, противоречивости и политической ангажированности по следующим причинам.

Обстоятельства, на которые ссылались заявители

Как следует из Решения (пункт 3), заявители жаловались на незаконность и несоразмерность приостановления украинскими властями выплаты пенсий и других социальных пособий из-за их пребывания на не контролируемой правительством Украины территории в городе Донецке Донецкой Народной Республики. Заявители констатировали факт отсутствия возможности обращения с исковыми требованиями в суды ввиду перемещения последних с территории, не контролируемой силовиками Украины. Заявители утверждали, что правительство Украины не обеспечило их возможностями беспрепятственного въезда на подконтрольную территорию Украины и не предоставило им гарантий безопасности во время поездки (пункт 46).

Первые трое заявителей также жаловались на то, что они пострадали от дискриминации при осуществлении своего права на доступ к суду и права собственности на основании их места жительства (пункт 73).

Нарушение статьи 14 Конвенции (запрет дискриминации) во взаимосвязи с положениями статьи 6 Конвенции (право на справедливый суд) и статьёй 1 Протокола № 1 к Конвенции

Отклоняя жалобы в данной части, Суд отметил, что первые трое заявителей сравнили своё положение с жителями других территорий Украины, находящихся под контролем её правительства. При этом Суд резюмировал, что заявители не находятся в «аналогичной ситуации» по сравнению с теми, кто проживает на территории, контролируемой правительством Украины.

Так, в Решении Суд указал, что принцип осуществления правосудия для подконтрольной и неподконтрольной территории не может быть одинаковым в силу объективных причин, следовательно, не является дискриминационным. В Решении указано, что заявители должны были выехать и подать соответствующие иски в суды, которые украинское правительство перенесло на подконтрольную территорию.

Как следует из Решения, Европейский Суд оценивал дело с точки зрения конкретных действий государственных органов, направленных на организацию судебной системы в условиях продолжающегося конфликта.

Вместе с тем, рассматривая «рамки», в которые законодательством Украины поставлены пенсионеры, проживающие на территории, неподконтрольной Украине, необходимо обратить внимание на следующее.

Ссылаясь на законодательство Украины, Суд приводит определение понятия «внутренне перемещённое лицо». Так, «внутренне перемещённым лицом является гражданин Украины, который проживает в Украине и который был вынужден или добровольно покинул своё место жительства в результате или во избежание негативных последствий вооружённого конфликта, временной оккупации, широко распространённого проявления насилия, широкомасштабного нарушения прав человека и чрезвычайных ситуаций стихийного бедствия или антропогенной опасности».

Анализируя указанное, необходимо акцентировать внимание на признаке добровольности, который вкладывается законодателем в рассматриваемое понятие. Вместе с тем получение статуса внутренне перемещённого лица является принудительным для пенсионера, поскольку в противном случае человек не будет иметь права на те социальные гарантии, которые ему полагаются и на которые имеет право такой же пенсионер, постоянно проживающий на территории, подконтрольной Украине. Данный статус предоставляет пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам и другим лицам, испытывающим трудности, право на получение социальных пособий в соответствии с действующим законодательством по месту регистрации их фактического места жительства (статьи 1, 7 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещённых лиц» от 20 октября 2014 года № 1706–VII).

Европейский Суд по правам человека признаёт, что даже при отсутствии эффективного контроля над частью своей территории государство все же имеет позитивное обязательство по статье 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) принять меры в рамках своей власти и в соответствии с международным правом для защиты гарантированных Конвенцией прав.

Европейский Суд по правам человека также определяет, что, если государство не может обеспечить действие своей власти на части своей территории в соответствии с фактической ситуацией (например, сепаратистский режим, военная оккупация), государство не перестаёт нести ответственность и осуществлять юрисдикцию. Оно должно всеми доступными дипломатическими и правовыми средствами с привлечением иностранных государств и международных организаций продолжать гарантировать права и свободы, предусмотренные Конвенцией.

Так, в решении по делу «Илашку и другие против Молдовы и России», удовлетворяя иск в отношении Молдовы, ЕСПЧ признал, что правительство Молдовы, которое является единственным законным правительством Республики Молдова согласно международному праву, не осуществляло власть над частью своей территории, находящейся под эффективным контролем Приднестровской Молдавской Республики.

«Однако, даже при отсутствии эффективного контроля над Приднестровским регионом, Молдова все же имеет позитивное обязательство по ст. 1 Конвенции принять меры в рамках своей власти и в соответствии с международным правом для защиты гарантированных Конвенцией прав заявителей».

Следует акцентировать внимание на том, что в деле «Кьелдсен, Буск Мадсен и Педерсен против Дании» ЕСПЧ сформулировал принцип, в силу которого «статья 14 запрещает в области гарантированных прав и свобод дискриминационное обращение, имеющее в качестве основания или причины личную характеристику („положение“), по которому лица или группы лиц отличаются одно от другого». В деле «Ларкос против Кипра» Европейский Суд также указал, что «различие является дискриминационным, если оно не имеет объективного и разумного обоснования, то есть если оно не преследует законную цель или если нет разумной соразмерности между используемыми средствами и предусмотренной целью».

Как отметил ЕСПЧ в решении по делу «Пичкур против Украины», право на получение пенсии как таковое стало зависимым от места жительства заявителя. Это привело к ситуации, в которой заявитель, проработав много лет в своей стране и оплатив взносы в систему пенсионного обеспечения, был совсем лишён права на пенсию только на том основании, что он больше не проживает на территории Украины (пункт 51).

В п. 54 указанного решения Суд отметил, что приведённых выше соображений ЕСПЧ достаточно для вывода о том, что разница в обращении, на которую заявитель жаловался, нарушала статью 14 Конвенции, согласно которой пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без дискриминации по любому признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного состояния, рождения или по другому признаку, в сочетании со статьёй 1 Протокола, предусматривающей право каждого физического или юридического лица на уважение своей собственности.

Необходимо акцентировать внимание на том, что в силу части 2 статьи 2 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» (от 11 декабря 2003 года № 1382–IV) регистрация по месту жительства или месту пребывания лица или её отсутствие не может быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или международными договорами Украины, или основанием для их ограничения. Частью 3 статьи 2 Протокола № 4 Конвенции о защите прав и основных свобод человека каждому человеку гарантировано право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.

Как указано в решении Конституционного Суда Украины «О неконституционности положений пункта 2 части первой статьи 49, второго предложения статьи 51 Закона Украины „Об общеобязательном государственном пенсионном страховании“ от 09.07.2003 № 1058–1» от 07.10.2009 № 25-рп, государство в соответствии с конституционными принципами обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает лицо, которому назначена пенсия.

Факт прекращения выплаты социальных пособий жителям Донбасса является грубейшим нарушением украинской властью требований статьи 24 Конституции Украины, которая гарантирует гражданам Украины равные конституционные права и свободы и равенство перед законом, а также устанавливает запрет установления привилегий или ограничений из-за места жительства гражданина.

Саму процедуру получения пенсии для людей, проживающих в ДНР и ЛНР, украинская власть превратила в тягостную и унизительную. И ЕСПЧ вполне имела возможность убедиться в том, что помимо законных требований эта процедура, именно для пенсионеров из народных республик, на сегодняшний день включает массу обязательных, но не предусмотренных украинским пенсионным законодательством действий, вплоть до обязательного личного посещения отделений банков на территории, контролируемой Украиной, и фотографирования при каждом посещении, в том числе для лежачих инвалидов и 92-летней заявительницы, указанной в рассматриваемом в этой статье деле. Это полностью лишает их возможность получить причитающиеся им выплаты, а также ярко демонстрирует ханжеский и лицемерный подход европейского правосудия.

Нарушение статьи 6 Конвенции (право на справедливый суд)

В пункте 45 Решения указано на предоставление представителями правительства Украины доказательств наличия у истцов возможности выехать на подконтрольную её правительству территорию. В частности, отмечено, что первый, второй и шестой заявители получали социальную помощь на подконтрольной правительству территории; шестой и седьмой — официально въехали на подконтрольную правительству Украины территорию 31 октября 2015 года.

Суд обратил внимание на то, что по причине военных действий на территории, неподконтрольной правительству Украины, суды Украины в городе, в котором проживают заявители, не могли рассмотреть их иски. При этом в пункте 48 Решения Суд указал, что нет никаких сомнений в том, что власти государства-ответчика намеренно «ограничивали» или «ущемляли» осуществление прав заявителей на доступ к правосудию.

К сожалению, дальнейшие рассуждения Суда далеки от стройности, которая была задана этим изначально верным постулатом.

Так, Суд отметил, что, по меньшей мере, в августе 2014 года суды в Донецке не действовали, что сторонами по делу не оспаривалось. Соответственно, по мнению Суда, с тех пор заявители не могли подать жалобу в суды Украины, расположенные в городе Донецке (Донецкая Народная Республика), что явно ограничивало их право на доступ в суд государства, гражданами которого они продолжали являться, так как не отказывались от гражданства.

В указанном аспекте необходимо акцентировать внимание на пунктах 34 — 36 Решения. Так, в соответствии со статьёй 1 Закона Украины «Об осуществлении правосудия и уголовном судопроизводстве в связи с антитеррористической операцией» от 12.08.2014 № 1632–VII, была изменена территориальная подсудность судебных дел, относящихся к компетенции судов, расположенных в районе так называемой антитеррористической операции. Однако в практическом аспекте данная норма была реализована приказом Высшего административного суда Украины «Об обеспечении рассмотрения административных дел в пределах компетенции административных судов, находящихся в зоне антитеррористической операции» № 193, а также распоряжением Высшего специализированного суда Украины по гражданским и уголовным делам «Об определении территориальной подсудности» № 2710/38–14 лишь 2 сентября 2014 года. До указанной даты суды Украины должны были осуществлять правосудие на территории Донецка и, по всей видимости, осуществляли его за «закрытыми дверями», о чём свидетельствуют сведения из Единого государственного реестра судебных решений Украины.

В пункте 54 Решения Суд отметил, что «нет доказательств, подтверждающих утверждения заявителей о том, что их личные ситуации не позволяли им совершать поездки на территорию, где находились соответствующие суды, для подачи исков или уполномочить для этого своего представителя». Вместе с тем, объединяя жалобы заявителей в одно производство и отказывая в рассмотрении дела по существу, Суд «не обратил внимания» на то, что к моменту подачи жалобы заявителю Ваниной К.А. исполнилось 92 года. При этом Суд, нигде не упоминая о фактических возможностях этого заявителя, пришёл к противоречивому выводу о том, что ни один из заявителей не был непропорционально ограничен в своём праве на доступ к правосудию.

В то же время ни для кого не секрет (в том числе и для иностранных наблюдателей ОБСЕ и ООН, которые неоднократно это отмечали в своих отчётах), что украинские власти создали и поддерживают на линии разграничения сложную военно-политическую обстановку в районе блокпостов, которые вынуждены пересекать граждане ДНР (для законного оформления и получения гарантируемой законодательством Украины пенсии и прочих социальных выплат, а также чтобы воспользоваться доступом к украинскому правосудию), вследствие чего регулярно происходят инциденты, в которых получают ранения и погибают мирные жители.

Пересечение блокпостов представляет особую опасность для пожилых людей, здоровье которых не позволяет испытывать подобные стрессы, некоторые из пенсионеров вообще не способны передвигаться и требуют особого ухода, в связи с чем не могут совершить поездку и выполнить все предписания украинского правительства, оговаривающие процесс получения пенсии для граждан ДНР. Неоднократно зарегистрированы случаи смерти пересекавших блокпосты людей пенсионного возраста, происходившие вследствие обострения сердечно-сосудистых и иных хронических заболеваний, усугублявшихся тем, что в местах пересечения линии разграничения отстутствовали и отсутствуют элементарные удобства, а также медицинская помощь.

Лежачие больные, инвалиды, а также те, у кого недостаточно средств для оплаты транспортных расходов на поездку для оформления и получения пенсии на Украине (граждане с минимальной пенсией, не позволяющей предпринять такую поездку), были и продолжают пребывать абсолютно отрезанными от гарантированного им государством Украина пенсионного обеспечения.

Вследствие непризнания украинскими властями нотариальных документов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, эти люди, ограниченные в перемещении, не могут даже поручить своим представителям получение денежных средств, на которые, безусловно, имеют право.

Но и те, кто в силах добраться до украинских пенсионных фондов и банков, вынуждены выполнять бессмысленные и унизительные требования по обязательной регистрации своего проживания на территории, подконтрольной украинским властям, а также регулярно «отмечаться» в органах социальной защиты и «Ощадбанке» точно осуждённые к ограничению свободы преступники, что также требует значительных финансовых затрат, зачастую просто делающих бессмысленным вопрос получения пенсионных денег.

Подобная ситуация имеется и в отношении доступа к правосудию для вышеуказанной категории населения. При невозможности делегировать законным образом свои права законным представителям пенсионеры, ограниченные в подвижности или в материальных средствах, лишены возможности реализовать эти права на практике, в связи с чем можно наблюдать, как декларативные заявления о возможности доступа к правосудию разбиваются о невозможность их практического осуществления.

В подтверждение вышеуказанных доводов хочется акцентировать внимание, в частности, на трагедии, которая произошла 13.01.2015 в районе блокпоста украинских войск под г. Волноваха вблизи рейсового автобуса, следовавшего по маршруту Донецк — Златоустовка, где сработал целый ряд взрывных устройств (12 человек погибли, 18 — получили ранения различной степени тяжести). Невозможно оставить без внимания и иные инциденты на блокпостах украинских карателей, в результате которых причинён вред жизни и здоровью мирных жителей. Например, инцидент на КПП «Еленовка» 27 апреля 2016 года, когда вследствие обстрела украинской армией очереди на блокпосту погибли шесть мирных жителей, в том числе беременная женщина. Ещё один инцидент на КПП «Майорск» (14 декабря 2016 года), когда украинские вооружённые бандиты, лицемерно именуемые силовиками, открыли огонь по автобусу с гражданскими, вследствие чего один пассажир был убит. Ещё одно происшествие с участием украинских «силовиков» случилось уже в апреле 2018 года на КПП «Марьинка», где также были расстреляны мирные жители, пересекавшие КПП. Этот скорбный список можно продолжать достаточно долго.

Как верно подмечено Судом в пункте 48 Решения, Конвенция призвана гарантировать права, которые являются практическими и эффективными, а не теоретическими и иллюзорными. Далее Суд подчёркивает, что для того, чтобы право доступа было эффективным, у человека должна быть чёткая практическая возможность оспорить это вмешательство в его права.

Отметим, что в толковании Европейского Суда право на суд является неотъемлемой частью статьи 6(1), при этом право на доступ к судопроизводству составляет один из его аспектов. Любой человек, подающий жалобу на то, что не имел возможности подать иск в суд с целью изучения органами правосудия всех относящихся к спору вопросов, фактов перед принятием обязательного постановления, может ссылаться на отсутствие доступа к суду (дело «Ле Конт и другие против Бельгии»).

Суд впервые признал данное право в решении по делу «Голдер против Соединенного Королевства», когда был сделан вывод о том, что подобные гарантии справедливого суда по статье 6 Конвенции не имеют смысла при отсутствии возможности возбудить само судебное разбирательство. С учётом оговорок Суд вынес постановление о том, что статья 6(1) включает в себя неотъемлемое право на доступ к суду наряду с существованием принципа международного права, запрещающего отказ в правосудии.

В решении по делу «Эйри против Ирландии» ЕСПЧ отметил, что «фактическое препятствие может нарушать Конвенцию точно так же, как и юридическое (…). Более того, выполнение обязательств по Конвенции требует временами совершения со стороны Государства определённых позитивных действий; в подобных обстоятельствах Государство не может просто оставаться пассивным (…). Обязанность обеспечить эффективность права доступа к правосудию подпадает под категорию таких обязательств» (пункт 25).

Бесспорно, право на доступ к правосудию существует для каждого, но по воле властных субъектов человек может быть лишён этого права. При этом реализация права на доступ к суду и права на судебную защиту для лиц с ограниченными возможностями здоровья также имеет свои особенности, требующие, по мнению ЕСПЧ, активной позиции государства.

Так, ЕСПЧ отмечено, что правоприменитель должен содействовать реализации права на беспрепятственное обращение в суд. В соответствии с толкованием решения Европейского Суда, данным по делу «Эйри против Ирландии», выполнение обязательств по Европейской Конвенции требует не только не препятствовать реализации прав, но и совершать определённые позитивные действия, направленные на обеспечение доступа к правосудию.

В деле «Сергей Тимофеев против России» заявителю, который к моменту кассационного слушания его уголовного дела передвигался на инвалидной коляске, было отказано в переносе слушания. ЕСПЧ признал нарушение требований справедливости судебного разбирательства и пришёл к выводу, что в интересах правосудия суд второй инстанции должен был принять меры к обеспечению присутствия заявителя в суде, а также указал, что интересы правосудия, в условиях проблем со слухом у заявителя, требовали от государства предоставления бесплатной помощи адвоката в кассационной инстанции. Поскольку государство не предприняло необходимых мер для компенсации невыгодного положения заявителя, ЕСПЧ признал, что имело место нарушение статьи 6 § 1 Конвенции в совокупности со статьей 6 § 3©.

Критический анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что правительство Украины не предпринимает никаких позитивных действий, направленных на обеспечение практической возможности доступа к правосудию граждан, проживающих на территории Донбасса, в частности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Напротив, все силы и средства государства-ответчика направлены на создание юридических и фактических препятствий, которые нивелируют возможность обращения в украинские суды граждан, проживающих на территории Донбасса.

Относительно обязательств государства по обеспечению равных процессуальных возможностей необходимо понимать, что средства доступности никоим образом не ограничиваются только лифтами и пандусами, поскольку в зависимости от ограничений состояния здоровья человека ему могут требоваться различные ассистивные меры, чтобы компенсировать эти ограничения. Адекватное понимание потребностей людей с инвалидностью важно для обеспечения принципа равенства сторон в судебном процессе и критическим образом влияет на возможности лица осуществлять свою защиту.

Таким образом, необходимо констатировать факт нарушения государством Украина гарантированного статьёй 6 Конвенции права на доступ к правосудию, поскольку, несмотря на функционирование украинских судов-де-юре, на практике властями создаются намеренные препятствия доступа на территорию, подконтрольную правительству Украины. Кроме того, Украина не предпринимает никаких дипломатических шагов, обеспечивающих претворение в жизнь гарантий прав и свобод граждан Украины, проживающих на неподконтрольной территории.

А Европейский Суд, проявляя «европейскую солидарность» с теми, кто привёл к власти незаконное и нелегитимное нынешнее украинское правительство, готов врать не краснея и самозабвенно оправдывать незаконные решения этого правительства.

Нарушение статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции

Исходя из практики Европейского Суда, необходимо прийти к выводу, что пенсия является имуществом, которое подпадает под защиту статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, в силу которой каждое лицо имеет право мирно владеть своим имуществом. Кроме того, установлено, что никто не может быть лишён своей собственности иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Впервые Европейская комиссия по правам человека сформулировала позицию относительно права собственности гражданина на пенсию в деле «Мюллер против Австрии» в 1975 году. Так, в решении суда было отмечено, что в связи с уплатой обязательных взносов в пенсионный фонд возникает право собственности в отношении внесённой в этот фонд части.

Подход Европейского Суда к защите пенсионных прав на основе норм Протокола № 1 базируется, в первую очередь, на принципе гуманизма. Европейский суд защищает пенсионные права человека в случае, если последний имел «законное ожидание» получить пенсию в соответствии с законодательством своего государства.

Так, в постановлении по делу «Клейн против Австрии» от 3 марта 2011 года Европейский Суд указал, что обязательное участие в системе пенсий по старости, основанной на обязательном для всех членстве в профессиональной организации в период работы по профессии, могло породить законное ожидание права на пенсионные выплаты при прекращении работы и составляло имущество в значении статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции. Таким образом, «законное ожидание» человека получить пенсию влечёт, по мнению Европейского Суда, защиту права собственности на соответствующие пенсионные выплаты.

Следует уточнить, что Европейский Суд не ограничивает свободу государств относительно конкретной формы, схемы социального обеспечения, типа или размера выплаты, полагающейся в соответствии с такой схемой. Установившаяся практика Европейского Суда заключается в том, чтобы рассматривать имущественные блага, присуждаемые национальными судами по искам против государства независимо от оснований этих исков, как «имущество» по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции.

Признавая за государствами значительную свободу усмотрения относительно правил назначения и выплаты пенсии, в отдельных случаях Европейский Суд обязывает государства производить пенсионные выплаты, если лишение лица пенсии или её уменьшение носит явно негуманный или дискриминационный характер. Из соображений гуманизма принято решение Европейского Суда по делу «Стефанетти и другие против Италии».

В указанном случае граждане Италии длительное время проживали в Швейцарии и платили пенсионные взносы в меньшем размере, чем это предусмотрено итальянским законодательством, поэтому, когда они вернулись в Италию и вышли на пенсию, их пенсии оказались значительно ниже, чем у тех, кто работал в Италии. Удовлетворяя жалобу итальянских граждан на нарушение их прав, Европейский Суд указал, что они имели законное ожидание получения более высоких пенсий и, следовательно, более комфортного образа жизни.

По результатам анализа пенсионного законодательства Украины необходимо прийти к выводу, что в данном случае вмешательство государства в право собственности граждан Украины, которые проживают на территории Донбасса, неподконтрольной Украине, является неправомерным, поскольку прекращение выплаты социальных пособий не может обосновываться как защита интересов общества, которые бы превышали защиту права гражданина на пенсию. Таким образом, в соответствии с практикой ЕСПЧ прекращение выплат социальных пособий является произволом и не гарантирует разумной соразмерности между способами, которые используются, и целью, которая преследуется.

Акцентируем внимание, что прекращение социальных выплат жителям Донбасса неоднократно осуждалось международными организациями. Так, ранее координатор системы ООН в Украине Нил Вокер заявлял о том, что в организации очень встревожены и неоднократно поднимали вопрос о неправомерности прекращения социальных выплат для жителей Донбасса и переселенцев.

Кроме того, пунктом 11.14 Резолюции ПАСЕ «О гуманитарных последствиях войны на Донбассе», принятой в январе 2018 года, Ассамблея настоятельно призвала украинские власти прекратить дискриминацию неподконтрольной территории, упростив процедуру получения социальных и пенсионных выплат, отсоединив их от процесса регистрации внутренне перемещённого лица, в частности, путём внесения изменений в постановления Кабинета Министров Украины № 365, № 505 и № 637, а также иные нормативные правовые акты по рассматриваемому вопросу. Указанное отражает позицию, занимаемую международным сообществом в рассматриваемом аспекте, и свидетельствует о том, что Европейский Суд не мог не знать о реальной обстановке на Донбассе.

Анализ украинской судебной практики свидетельствует об успешных попытках юристов в судах доказать незаконность и противоправность нормативных правовых актов действующей власти, применяемых в отношении социально незащищенных категорий граждан. Так, украинскими судами неоднократно отмечалось, что подзаконные нормативные правовые акты не могут изменять в сторону сужения права граждан, в частности право на пенсионное обеспечение (решения по делу от 27.03.2017 № 226/177/17, от 06.02.2018 № 243/8033/17, от 06.02.2018 № 263/7763/17, от 13.02.2018 № 415/4313/17 и др.).

Решением Верховного Суда Украины в образцовом деле о прекращении выплаты пенсии внутренне перемещённому лицу от 3 мая 2018 года № 805/402/18-а (далее — Решение ВС Украины № 805/402/18-а) отмечено, что неподтверждение фактического проживания не является предусмотренным законом основанием для прекращения выплаты пенсии, а Постановление Кабинета Министров Украины от 08.06.2016 года № 365 является подзаконным нормативно-правовым актом, который ограничивает установленное законодательством право на получение пенсии истцом.

В данном случае наличие у истца статуса внутренне перемещённого лица требует от пенсионера, в отличие от других граждан Украины, осуществления дополнительных действий, не предусмотренных законами о пенсионном обеспечении, в частности, идентификации личности, предоставления заявления о восстановлении выплаты пенсии, которая была приостановлена органом Пенсионного фонда Украины без законных на то оснований.

Кроме того, судами Украины, в частности, в Решении ВС Украины № 805/402/18-а, акцентировалось внимание на преобладании действия законов над подзаконными нормативными правовыми актами. В образцовом деле Верховный Суд Украины исследовал как фактические обстоятельства дела, так и нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, прямо указав, что законами Украины не предусмотрено такое основание прекращения или приостановления выплаты пенсии, как проведение верификации по спискам СБУ по основаниям проверки места фактического проживания.

Выплата пенсии может быть прекращена только по основаниям, предусмотренным статьёй 49 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 № 1058–IV, а Кабинет Министров Украины не наделён правом решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Верховной Рады Украины, так же, как и принимать правовые акты, подменяющие или противоречащие законам Украины.

В связи с указанным обоснован приоритет Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 № 1058–IV над Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.2016 года № 365, и, соответственно, право гражданина на получение пенсии не может связываться исключительно с таким условием, как постоянное место жительства (регистрация по месту жительства) лица, а государство в свою очередь, согласно установленным конституционным принципам, обязано гарантировать соответствующее право независимо от того, где проживает лицо, которому назначена пенсия.

Свой отказ в рассматриваемой части требований ЕСПЧ обосновал, в частности, неиспользованием заявителями внутренних средств правовой защиты до обращения в Суд.

В указанном аспекте необходимо подчеркнуть, что в ряде своих решений Суд сформулировал общие принципы относительно исчерпания национальных средств правовой защиты. Так, в решении по делу «F.E. против Франции» Суд сформулировал вывод, согласно которому «факт возможности заимствования внутренних путей обжалования, но только для того, чтобы заявить о своих исковых требованиях, неприемлемых с точки зрения закона, не всегда удовлетворяет обязательным предписаниям п. 1 статьи 6: также необходимо, чтобы уровень доступа, обеспеченный внутренним законодательством, был достаточным для обеспечения лицу „права на доступ“, принимая во внимание принцип верховенства права в демократическом обществе. Эффективность права доступа требует, чтобы лицо пользовалось ясной и конкретной возможностью оспорить действие, представляющее собой вмешательство в его права» (пункт 46).

В решении по делу «Аквидар против Турции» ЕСПЧ указал, что жалобы, которые заявители имеют намерение в дальнейшем подать в Страсбург, должны быть сначала заявлены в соответствующем национальном органе (…). Однако заявитель не обязан прибегать к средствам правовой защиты, которые являются неадекватными или неэффективными.

Кроме того, согласно «общепризнанным нормам международного права» могут существовать особые обстоятельства, которые освобождают заявителя от обязанности исчерпания национальных средств правовой защиты, которые он имеет в своём распоряжении (…).

Суд акцентировал внимание, что при применении требования исчерпания национальных средств правовой защиты необходимо надлежащим образом учитывать то, что она применяется в контексте механизма защиты прав человека, создать который согласились договаривающиеся государства. Соответственно, он уже признал, что статья 35 должна применяться с определённой гибкостью и без чрезмерного формализма (…).

Суд также признал, что требование исчерпания национальных средств правовой защиты не является ни абсолютным, ни таким, что может применяться автоматически; при определении, было ли выполнено данное требование, непременно должны учитываться конкретные обстоятельства каждого отдельного дела (…).

Это, в частности, означает, что он должен реально учитывать не только наличие формальных средств защиты в правовой системе соответствующего договаривающегося государства, но и общий правовой и политический контекст, в котором они применяются, так же, как и личные обстоятельства заявителей (пункты 67, 69).

В противоречие указанному в решении по делу «Цезарь и другие против Украины» Европейский Суд не учёл особые обстоятельства заявителей, а также общий правовой и политический контекст, применяя статью 35 Конвенции с чрезмерным формализмом.
Так, анализируемые в Решении обстоятельства дела позволяют прийти к выводу об отсутствии у заявителей фактической возможности доступа к правосудию и, как следствие, невозможности исчерпания средств национальной правовой защиты.

Таким образом, в противовес общепризнанным принципам международного права украинскими властями намеренно создаются условия, не позволяющие гражданам, проживающим на территории Донбасса, в полной мере свободно реализовать своё право на должное социальное обеспечение.

Обязывая пожилых людей всеми силами и средствами добиваться своей законной пенсии, пересекая границу и отстаивая очереди на блокпостах, обивая пороги органов социальной защиты населения, Украина проявляет бесчеловечное обращение, унижающее достоинство человека, который большую часть своей жизни законно трудился и осуществлял отчисления в Пенсионный фонд Украины. Гарантированное Конституцией Украины право на получение пенсии цинично ограничивается подзаконными нормативными правовыми актами, что является категорически недопустимым.

Правоустанавливающие выводы Суда противоречивы, далеки от ранее заявленных правовых позиций и свидетельствуют об отсутствии у ЕСПЧ понимания социального этического контекста ситуации в Украине, необходимого для справедливого анализа содержания и значения затронутых прав заявителей. В частности, признавая факт намеренного ограничения и ущемления государством-ответчиком права заявителей на доступ к суду, Европейский Суд пришёл к выводу, что пункт 1 статьи 6 Конвенции нарушен не был.

В то же время принятое Европейским Судом решение от 2009 года (постановление от 9 июля 2009 года по делу «Тарнопольская и другие против Российской Федерации») о неправомерности отказа Пенсионного фонда Российской Федерации в выплатах пенсий эмигрировавшим ещё из Советского Союза и являющимся на момент принятия решения ЕСПЧ гражданами Израиля пенсионерам обязало произвести выплаты. Причём Суд не только постановил выплатить причитавшиеся пенсионерам суммы, но и взыскать моральный ущерб в их пользу.

Оценка же Судом обстоятельств дела «Цезарь и другие против Украины» свидетельствует о поверхностном анализе национального законодательства и следовании исключительно доводам государства-ответчика. Вопреки собственной практике Европейский Суд не попытался в данном случае встать на защиту гарантированных Конвенцией и национальным законодательством Украины прав заявителей, а скорее руководствовался политическими интересами Украины, намеренно признав приоритет последних, то есть Суд демонстрирует подход, сформулированный фашистским главарём испанской хунты Каудильо Франко: «Своим — всё, чужим — закон». А это ярко свидетельствует о политической ангажированности Европейского Суда в вопросах, связанных с защитой прав граждан, о лицемерном делении истцов на «сорта» и принятии заведомо неправосудных решений вопреки как духу и букве международного законодательства, так и собственной многолетней практике.

Анализ прецедентной практики Европейского Суда по правам человека позволяет прийти к выводу о том, что призвание указанного органа в качестве инструмента защиты граждан от произвола государства на сегодняшний день постепенно утрачивает свой смысл. Становится очевидным, что права человека и их защита очень часто становятся инструментом манипуляции и решения исключительно политических вопросов и проблем.

Европейский Суд превратился из защитника попранных национальными судами прав граждан многонациональной Европы (как он себя позиционировал) в организацию, обслуживающую интересы определённого круга клиентов, что он и продемонстрировал в вышеописанном решении по делу «Цезарь и другие против Украины».

Источник: Ссылка

0

67

https://bonnycards.ru/images/den-rossii/small/s-den-rossii0026.jpg

0

68

Трамп заявил, что подпишет документ с КНДР

СИНГАПУР, 12 июн — РИА Новости. Президент США Дональд Трамп заявил, что подпишет документ с северокорейским лидером Ким Чен Ыном.

Ссылка

0

69

приветствую всех

Великий праздник — День России
Страна сегодня отмечает.
Три цвета: красный, белый, синий
Повсюду празднично мелькают.


Да, повсеместно по России
Сегодня граждане гуляют,
И с днем страны своей любимой
Друг друга люди поздравляют.

https://4.bp.blogspot.com/-6e3YVMEQjOc/WxluRLTWnxI/AAAAAAAAx8E/PPYsUErKC58aL-PlL5tjBtQmyk0en1ZngCLcBGAs/s1600/den-Rossii.gif

0

70

Фестиваль "Кинотавр" закроется фильмом "Дело Собчака". В Каннах показали

вот интересно о старшей дочери Собчака не будет ни слова, расскажут нам в какой сложный момент жизни для бывшей жены А.Собчака (женщина серьезно болела) Нарусова увела его из семьи совершенно беззастенчиво. А то пошлятину видно -  мадама в кандидаты с задранными ногами в, типа, приватном разговоре с матерью. хотят показать,что за страну болеют всей душой? и очернить опять Президента?

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 159 +18