Ново-Никольский дом-интернат в Смоленской области, где живут эти дети, уже был в центре скандала после того, как одна из сотрудниц выложила в Сеть кадры, на которых запечатлены условия, в которых на самом деле содержатся воспитанники.
Например, в ванной не было ни жидкого, ни детского мыла, а только кусок хозяйственного. В душевой - ни одного полотенца и коврика, а на полу - ледяной, не покрытый ничем кафель.
Некоторых абсолютно беззащитных детей прямо среди белого дня связывали и оставляли одних в пустой комнате. О надлежащей врачебной помощи в интернате и вовсе говорить не приходится, и это признает даже директор смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Марина Двораковская.
«В нашем учреждении не было несколько лет на постоянной основе доктора, только в этом году появился педиатр, у нас все врачи совместители», - объясняет Двораковская.
Вопиющие нарушения в интернатах выявила проверка, которую провел аппарат уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Анны Кузнецовой в 13 регионах. Как сказано в отчете, некоторые из учреждений вовремя не получали необходимые детям-инвалидам коляски, специальную обувь и даже подгузники.
А воспитанникам с серьезнейшими заболеваниями не оказывали элементарной врачебной помощи. Так, четырехлетнего мальчика из Брянской области привезли в столицу в тяжелом состоянии в крайней степени истощения. Он родился здоровым, но после падения с высоты получил травму головы и нуждался не только в лечении, но и в специализированном питании, но не получал его. Ребенка едва удалось спасти.
Были случаи, когда детям не лечили зубы даже при острой боли. А иногда лечили так, что лучше бы этого не делали. Например, в «Саянском детском доме-интернате для умственно отсталых детей» в Иркутской области, как следует из отчета уполномоченной по правам ребенка, заменяли препараты, которые не являются взаимозаменяемыми. В смоленском доме-интернате работали сотрудники с непогашенной судимостью.
«К сожалению в этом детском доме можно констатировать очень ветхую материально техническую базу, внимание учреждению не уделяется должным образом, дети в тяжелейших условиях, это у нас сегодня в XXI веке. К сожалению нужно сказать, что многие заболевания можно было прооперировать еще раньше, и те последствия тяжелые, которые есть, мы бы их не видели», - резюмировала уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова.
В некоторых интернатах сотрудники забирали деньги со счетов воспитанников. Во Владимирской области очки детям покупали за счет их личных средств, хотя по закону они находятся на полном государственном обеспечении. В Элисте в общей сложности со счетов сирот было списано более двух миллионов рублей - деньги, правда, тратились на их нужды и медицинские процедуры.
По словам Анны Кузнецовой система детских домов-интернатов для тяжело больных детей нуждается в реформировании. С этой точкой зрения соглашаются и представители общественных организаций.
«Мы можем сколько угодно бить в колокола, но пока будем собирать детей в огромные здания, удаленные от цивилизации, там будет беда», - считает президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», член Общественной палаты РФ Елена Альшанская.
Конкретные предложения по реформированию системы уже разрабатываются, а пока спасение малышей, которых годами не лечили и даже не обследовали, продолжается в ручном режиме. В ближайшее время в Москву привезут еще десять детей из детских домов-интернатов из разных регионов России. ■
Ссылка