А еще Глазунова попрекают за пристрастия к гигантским полотнам аллегорического характера, за неумение выстроить многофигурную композицию, «превращающуюся в винегрет»; за обилие религиозных, политических и идеологических символов, за примитивность в решении пластических и живописных задач, за слащавость и пафос стиля и многое многое другое...
... Но есть и другой Глазунов. Живописец, в котором зрители видят такую высочайшую духовность и глубокую философию, каких нет ни у одного художника времен социалистического реализма. В связи с нашумевшей выставкой в Манеже 1978 года писатель О. Волков писал: «Искусство Глазунова задело за живое, царапнуло сердце, взбудоражило совесть... Штрих его воспроизводит оттенки настроения, движения души, глубинные черты характера, судьбы, обстановку... отрешает от происходящего вокруг и будит чувства и мысли, что до поры дремали в нашем обремененном повседневностью сознании, но они всегда в нас, эти раздумья. И происходит чудо воздействия подлинного искусства»...
-------------------------------------------------------—
Я всем обязан Женщине…
Я, грешный, каюсь в том, что единственная сила,
перед которой не мог устоять - женская красота»................... Илья Глазунов
Будучи коренным ленинградцем, Илья с раннего детства воспитывался в лучших традициях русской культуры и православной религии. Родители осознанно готовили мальчика к творческой судьбе. Но Отечественная война черным смерчем прошлась по их жизни. В 12-летнем возрасте Илья чудом остался в живых, и был вывезен из осаждённого Ленинграда через Ладогу по «Дороге жизни». Потеряв всех родных в блокадном городе, Глазунов рано столкнулся с болью и горечью утраты, что закалило духовно и научило смотреть страху в лицо. В 1944 году вернувшись в родной город, учился в средней Художественной школе. Рисование спасало Илью в тяжелые минуты отчаяния.
Первое осознание своего предназначения пришло к Илье тогда, когда он 16-летним выпускником художественной школы приехал в Киев посетить святые места - Софийский собор, Печерскую Лавру. И так велико было впечатление от увиденного и пережитого, что Илья набравшись смелости спросил у служителя церкви, что нужно для пострига в монахи. А отец Тихон в свою очередь, расспросив юношу о его жизни, и о том представляет ли тот, что такое монашеская жизнь ответил:
«Мы, рабы Божьи, отгородились от мира высокими стенами Лавры и на склоне лет спасаемся здесь, но ты молод, полон сил. Да и имя носишь обязывающее: Илья — Богом избранный. Не зарывай талант в землю. Иди, учись, борись со злом, утверждай правду. Благословляю тебя, сын мой, и буду молиться»...
... Илья на всю жизнь запомнил эти слова. И видимо поэтому художественные замыслы большинства картин Глазунова перекликаются с библейскими образами, с православной верой. На полотнах художника очень часто присутствует образ Христа – спасителя мира, к которому направлено духовное движение православных. Они ищут и находят в нем философские ответы на вопросы жизни. А образ распятой Руси в ХХ веке, созданный Ильей, является неотъемлемой частью и философии, и мировоззрения, и духовности, и творчества самого художника...
... Илью Глазунова судьба наградила талантом от Бога и любовью к женщинам. Необыкновенно красивые и знаменитые женщины планеты: Индира Ганди, Клаудия Кардинале, Джульетта Мазина, Джина Лоллобриджида были героинями картин именитого художника. А также были музы, которые шли рядом по жизни, любили, вдохновляли и боготворили...
Но единственной и любимой до конца последних дней её жизни была Нина Виноградова-Бенуа – единственная жена Глазунова...
НИНА БЕНУА... История их любви была драмой с трагическим концом. Нина - дочь великого русского архитектора Леонтия Бенуа, будучи талантливой художницей по костюмам, искусствоведом, отказалась от своей карьеры ради служения великому гению – Илье Глазунову.
Студенткой факультета искусствоведения, Нина без памяти влюбилась в 25-летнего неизвестного бедного художника. Наперекор доводам и протестам родителей вышла за него замуж, и стала верным другом и преданной женой. О Глазунове говорили, что молодой художник «примазался» к знаменитой фамилии, чтобы войти в мир искусства.
Любовь Нины была сильной до самопожертвования: в трудные времена она сдавала свою кровь, чтобы купить мужу краски для работы. Но эти жертвы были ничем, по сравнению с тем, что ей пришлось переживать на протяжении всей их супружеской жизни ради любви к Глазунову.
Ведь о том, что художник прославился не только своим творчеством, но и очень бурной личной жизнью ходили легенды. Он сам признавал, что не мог устоять перед силой красоты женщины. Все его романы супруга восприняла достойно, не жалуясь на судьбу. А в оправдание художника даже говорила: «… для творчества ему нужно постоянно находиться в состоянии влюбленности». А Илья же всегда подчеркивал, что несмотря на его романтические увлечения на стороне, он любит по-настоящему лишь только ее – Нину.
Он всегда говорил, что их связывают не просто брачные узы, а единение двух родственных душ, и что он не оставит ее никогда, ни при каких обстоятельствах. Ведь только от Нины художник хотел иметь своих детей, и это он считал самым главным доказательством любви. В 1969 году в семье родился сын Иван, а через три года родилась дочь Вера.
Нина выполнила полностью свое предназначение: вся ее жизнь была посвящена Глазунову – любимому мужу, отцу ее детей, другу, творцу, знаменитому художнику. А он боготворил ее и очень часто писал ее портреты с очень красивым, но печальным лицом...
... Около тридцати лет прожили вместе Илья и Нина. Но все рухнуло в одночасье, когда весной 1986 года ужасная весть потрясла Москву: жена знаменитого живописца выбросилась из окна. Гибель Нины и по сей день осталась загадкой. Ее нашли, выпавшей из окна московской квартиры, в зимней шапке: боялась, что муж увидит ее обезображенное лицо. Илья Сергеевич никогда не верил, что это самоубийство. Оставшись один с двумя детьми, которые так напоминали ему о Нине - то знакомым взглядом, то жестом, Глазунов испытывал острую боль пронизывающую сердце. Непрестанно мучил вопрос: кто и почему...?
... Говорят, Нина всегда знала о пристрастиях своего мужа, но всегда внушала себе, что творцу для вдохновения нужна муза. И, бывало, так что невольно сама подталкивала к мужу «вдохновительниц», которые впоследствии становились его любовницами.
В начале 1957 года между Глазуновым и 18-летней Ларисой Кадочниковой, пришедшей на первую выставку молодого художника вместе с мамой – знаменитой киноактрисой Ниной Алисовой, завязался ошеломительный роман. А по иронии судьбы сама Нина их познакомила, и сразу же обратила внимание мужа на необыкновенную красоту девушки.
Начинающая актриса с «русалочьими глазами» сразу же стала для Ильи источником вдохновения на создание величайших полотен, которые получили мировую известность. Их неистовый роман длился более трех лет.
Этот роман жена художника восприняла достойно как, впрочем, и все последующие многочисленные увлечения мужа...
Чудовищная трагедия,случившаяся с Ниной, не дала морального права Глазунову жениться снова. Он так и не решился назвать ни одну женщину - своей женой. Хотя музы по-прежнему были и менялись часто: выдержать своенравный характер мэтра было сложно...
Вскоре рядом с художником оказалась новая муза - Инесса Орлова. Встретив ее просто на улице, у Ильи сразу вырвалось: «Я художник, хочу вас нарисовать!».
Более двадцати лет Инесса была любимой женщиной, верным другом и помощником художника; она скрашивала одиночество, окружала заботой и вниманием. На сегодняшний день она директор галереи на Волхонке,13. Большая разница в возрасте не мешала им быть вместе...
------------------------------------------------—
Это всего лишь несколько ярких страниц из биографии метра. Его творчество многогранно и безгранично: более трех тысяч живописных полотен, огромное количество театральных декораций, большое множество проиллюстрированных литературных произведений. Феномен Глазунова, увенчанного лаврами, - неуемное трудолюбие с одной стороны, а с другой - деловая хватка предпринимателя. Он сумел создать свою малую империю, начиная с многоэтажного музея собственной живописи в центре Москвы на Волхонке, и заканчивая старинной усадьбой, в которой находится мастерская и резиденция Ильи Сергеевича....
9 июля 2017 года сердце Глазунова перестало биться...