О том, что это единственный вариант политического решения конфликта, при котором Донбасс остается в составе Украины, министр тоже намекнул: "Попытка представить дело так, что ополченцы не являются стороной конфликта, что их должны игнорировать в рамках минского или каких-то других процессов, – абсолютно контрпродуктивна и до добра не доведет".
Два дня спустя, 25 декабря, Лавров призвал Украину "системно решать проблему государственного устройства". Обратим внимание: ПРОБЛЕМУ государственного устройства. В устах опытного дипломата это выражение вряд ли является неточностью.
"Пока не будет системно решена проблема государственного устройства Украины, они постоянно будут натыкаться на те или иные проявления неурегулированности конституционного устройства", – заявил министр. Имея в виду под машиной государство Украина, Лавров сказал: "Чтобы машина ехала, надо садиться и договариваться о том, как будут устроены вопросы языка, культуры, истории, как будут распределяться налоги, избираться руководители регионов, какие у них будут отношения с центром, в конце концов, какие праздники отмечать".
Это заявление свидетельствует о том, что Россия по-прежнему рассматривает при проведении своей политики всю Украину, а не один Донбасс или даже Новороссию. Нужно переделать Украину целиком. Об этом Лавров также упомянул. По его словам, Киеву не удастся решить все проблемы путем создания в Верховной раде коалиции. "Попытки "замести" базовые вещи "под ковер" и отделаться созданием какого-то келейного комитета в Верховной раде (как предполагает коалиционное соглашение), в котором различные группы влияния, олигархи и политики будут согласовывать какие-то устраивающие их параметры конституционного устройства, лишь загонят проблему вглубь. Необходима открытая, транспарентная, инклюзивная – как было записано еще в апреле в Женевском заявлении – конституционная реформа с участием всех регионов и политических сил", – подчеркнул Лавров.
Эта позиция России, которую выдают за слабость, говорит, тем не менее, о последовательности российской дипломатии. 29 декабря Россия устами Лаврова еще раз косвенно признала выборы в ДНР и ЛНР. "Мы будем и впредь всемерно способствовать запуску (всеобъемлющего национального диалога), выступать за налаживание устойчивых прямых контактов Киева с Донецком и Луганском в контексте прошедших там выборов, за продолжение работы в рамках Контактной группы с участием представителей ДНР и ЛНР", - заявил Лавров.
Затем в течение нескольких дней произошел ряд интереснейших событий. 27 числа Россия начала поставки угля и электроэнергии на Украину без предоплаты, причем по внутрироссийским ценам. Жест альтруизма? Только не в политике.
А через два дня, 29 декабря, Вальцман (он же Порошенко) неожиданно заявляет на пресс-конференции, что Киев согласен покупать уголь в ДНР и ЛНР, хотя еще в ноябре Яценюк говорил, что Украина ни за что не будет этого делать, т.к. "это финансирование терроризма". Конечно, Вальцман попытался немного скрасить ситуацию, сказав, что деньги, полученные от Киева, должны использоваться исключительно на заработную плату шахтерам, но выглядело это совсем неубедительно. Киевское "должны" для Донбасса звучит уже совсем не так, как еще год назад.
На той же пресс-конференции Вальцман сделал еще более неожиданное заявление, сказав, что у войск хунты не хватает сил для наступления. Сделано это было исключительно для внутреннего потребления (после многомесячных обещаний в духе "во что бы то ни стало") и как бы с сожалением, под давлением неблагоприятных обстоятельств. "Даже если бы у кого-то была мысль относительно наступления, сил для наступления у нас сейчас не хватает", - сказал Вальцман, добавив, что военного решения вопроса не существует: "Существует исключительно политическое решение конфликта". На самом деле киевский зиц-президент публично дал гарантию того, что хунта не пойдет в наступление, хотя еще совсем недавно бойкие угрозы раздавались одна за другой. Похоже, что это было именно озвучиванием достигнутых ранее договоренностей между Россией и Западом о том, что наступления не будет.
Об этом говорит следующий факт: на следующий день, 30 декабря, в России было прекращено дело против компании Вальцмана "Roshen" "за отсутствием состава преступления". Вот такое поразительное совпадение.
А в тот же самый день премьер-министр хунты Яценюк заявил, что вернуть Крым сейчас нет возможности, это сделают только "наши дети или внуки". Также, по его словам, "геополитически быстрого ответа на Крым нет. То есть, быстрого и простого ответа, как вернуть Крым, сейчас не существует".
На следующий день, 31 декабря, генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд заявил, что новый референдум в Крыму уже невозможен, поэтому надо сосредоточиться на защите "прав человека" в Крыму и искать "прагматичные решения для защиты демократии и прав человека в условиях аннексии Кремлем полуострова". (Отметим на полях пропагандистский прием врага: не Россия, а Кремль "аннексировал" Крым. Точно так же поступают украинствующие, борясь с "кремлевской агрессией"). Также Ягланд отметил, что Киев должен выстроить правовое государство с признанной всеми конституцией.
В переводе на русский язык это означает следующее. Запад дал обещание не педалировать крымскую тему. Естественно, без потери лица: никогда не признаем, но просто новый референдум уже невозможен, поэтому сосредоточимся на "защите прав человека". Ну, и хунта, конечно, тоже с этим никогда не смирится, но вот "геополитически быстрого ответа на Крым нет", так что придется терпеть. Фактически то же самое, но другими словами.
Взамен Россия взяла на себя часть экономической поддержки Украины, начав поставки угля и электроэнергии на Украину без предоплаты. А в последний день года глава украинского Минэнергоугля Владимир Демчишин сообщил, что Украина будет импортировать электроэнергию из России по 85 копеек за кВтч, причем "это дешевле того, почем продают украинские электростанции". Демчишин также подтвердил наличие дополнительного соглашения к данному договору по поставкам электроэнергии в Крым со стороны Украины, т.е. взамен Украина обязуется снабжать энергией Крым. Интересно, что договор об импорте Украиной электроэнергии, заключенный между "Укринтерэнерго" и "Интер РАО", подписан на один год и будет подтверждаться ЕЖЕМЕСЯЧНО. Со стороны России это является предохранительной мерой на тот случай, если хунта выкинет какую-нибудь пакость. Вспомним скидку на газ, данную Россией еще при Януковиче, которую нужно было подтверждать ежеквартально. Эта мера оказалась очень кстати. Сейчас же Россия не рискует даже кварталом, - только один месяц. Хунта и их хозяева не тот партнер, которому можно верить.
А что касается поставки угля и энергии на Украину без предоплаты, то российское руководство постаралось даже добавить себе хорошей репутации. Правда, вряд ли это удалось. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что это – демонстрация политической воли Владимира Путина. По его словам, Путин "в самые трудные моменты никогда не отказывается от своей последовательной линии на поддержку народа Украины". Заявление, откровенно говоря, рассчитанное на внутриполитическое "потребление" и рейтинг Путина, т.к. никакая помощь России никогда не будет принята обезумевшими украми с благодарностью. Стоит ли овчинка выделки, покажет только время, но эти одновременные заявления по Крыму и начало экономической помощи России однозначно связаны между собой: Россия готова платить за Крым, если эту тему оставят в покое.
Возвращаемся к Донбассу. Готовность Вальцмана покупать уголь в ДНР и ЛНР – это своего рода косвенное признание Киевом властей народных республик. Естественно, не за просто так. 4 января Денис Пушилин еще раз подчеркнул, что единое политическое пространство с Киевом уже невозможно. Однако: "нужно искать решения взаимодействия с Украиной", - сказал Пушилин.
"Говорить о едином политическом пространстве уже невозможно, но экономические связи у нас очень тесные и выгодны обеим сторонам", - сказал Пушилин, который является официальным представителем ДНР на минских переговорах. Именно поэтому данное заявление сделал Пушилин. По всей видимости, в результате переговоров планировалось зафиксировать договоренности экономического характера. А чтобы "подстелить соломку" под непопулярное заявление о "взаимодействии с Украиной", было заявлено, что они "выгодны обеим сторонам". Наиболее вероятное содержание закулисных договоренностей – это то, что Донбасс остается формально в составе Украины без экономической блокады, но при политической самостоятельности. Видимо, так предполагалось.
Косвенное доказательство этого очень простое. 26 декабря (поразительное "совпадение", все заявления сделаны в течение нескольких дней) глава ДНР Александр Захарченко высказался за то, чтобы ДНР осталась в зоне гривны. "Я не исключаю вариант введения своей собственной валюты, но я на данный момент приверженец того, чтобы мы были в гривневой зоне влияния", - сказал Захарченко, хотя ранее лидеры ДНР все как один высказывались за бивалютную зону – рубля и гривны. Правда, Захарченко добавил, что это не догма, а "будет зависеть от тех действий, которые предпримет Украина в ближайшем времени. Украине выгодно, чтобы мы оставались в гривневой зоне. Но почему-то она нас выталкивает — и чем дальше, тем быстрее. Поэтому и тяжело идут минские переговоры".
На самом деле это означает, что Россия прилагает все усилия к тому, чтобы Донбасс остался в финансово-экономической системе Украины, но за российский счет этот "банкет" не пройдет.
А 5 января неожиданное заявление сделал президент Франции Франсуа Олланд, сказавший, что санкции Запада в отношении России уже оказали существенное влияние на российскую экономику и должны быть сняты, но при условии "прогресса" в украинском вопросе.
"Я не выступаю за политику наихудшего, - сказал Олланд. - Я думаю, что санкции теперь должны остановиться. Остановиться в том смысле, что они могут быть отменены, если есть прогресс. Если прогресса не будет, санкции останутся". Понятно, что на Россию оказывается давление.
Однако при этом Олланд добавил важнейшие слова, высказав мнение, что Россия не намерена присоединять восток Украины, но и не хочет, чтобы Киев перешел в лагерь НАТО. Похоже на то, что России наконец-то удалось донести до Запада суть своих интересов и убедить в том, что договориться сейчас выгоднее всем – каждому по своим причинам. Но уже скоро Париж сотрясет нападение на карикатуристов и жестокая расправа над ними, что будет преподнесено, как теракт.
Невооруженным глазом видно, что Запад спешит, а Россия не торопится. По всей видимости, это связано с общей стратегической оценкой мировых процессов. Запад явно преследует цель успеть вызвать внутреннюю смуту в России путем экономической дестабилизации, подогреваемой изнутри истерикой "прогрессивной общественности". Одно то, как активизировалась либеральная публика в последние месяцы, говорит о многом.
Россия, видимо, рассчитывает на то, что проблемы Запада ослабят его вражескую хватку системно. Это, помимо прочего, позволит решить украинскую проблему с гораздо меньшим внешним и внутренним сопротивлением. Другого объяснения спокойной российской тактики на Украине мы не видим. Активное военное вмешательство, видимо, оценивается очень рискованным и затратным, поскольку освобождение одного Донбасса практически ничего не дает, но безнадежно портит международную репутацию России, а освобождение всей Украины – это война против НАТО с непредсказуемыми последствиями для всей российской государственности. Российское руководство делает ставку на дипломатическую борьбу, имея в виду государственное переустройство Украины, закрепленное конституционно.
Рискнем, однако, предположить, что эту задачу решить НЕ удастся. К такому выводу подталкивает тот факт, что почти за год, прошедший с начала войны, никаких подвижек в этом вопросе достигнуть не удалось. Со стороны России звучат все те же женевские требования, а со стороны хунты – все те же обещания "децентрализации", которые вообще никак не воплощаются в жизнь и непонятно, в чем состоят. Ибо Западу нужна война. Это подводит к следующему предположению: каждая из сторон просто осуществляет длительную "операцию прикрытие". Истинные цели остаются "за кадром" и не так очевидны, как общие соображения.
В чем же действительно состоят эти "операции" и каковы на данный момент шансы сторон – этот вопрос является, пожалуй, самым главным. Возможно, на это прольют свет переговоры в Астане, если они вообще состоятся. И новость о том, что Россия в ближайшее время может потребовать от Украины досрочного погашения кредита на 3 млрд долларов, появилась неслучайно. К переговорам нужно приготовить аргументы. А самым свежим из них является последнее заявление Лаврова о том, что у России есть данные, что Киев готовит военное наступление, которое может привести к катастрофе. Это свидетельствует о том, что переговоры, по всей видимости, в шаге от тупика, но Россия дает понять, что настроена серьезно. Захарченко ведь не случайно заявил 12 января, что Киев в одностороннем порядке вышел из соглашения о перемирии.
Борьба за Новороссию предстоит длительная и тяжелая. Все только начинается.