Геворг Мирзаян
Жёсткий сигнал: почему Россия решилась обанкротить Украину
Возможность критично повлиять на украинскую экономику у России появилась благодаря первому траншу кредита, выданному правительству Виктора Януковича в конце 2013 года. Напомним, что в обмен на приостановку подписания соглашения об ассоциации Россия пообещала дать Украине кредит в 15 миллиардов долларов, и до февральского государственного переворота успела перевести Киеву 3 миллиарда долларов. Официально срок погашения кредита - два года, однако в договоре был прописан ряд параметров, позволяющих России досрочно истребовать его погашение. В частности, объем госдолга не должен превышать 60% от ВВП. И сейчас, по словам министра финансов России Антона Силуанова, Украина этот параметр нарушила («Революция достоинства» на Украине привела к тотальному обнищанию государства, краху экономики и гражданской войне, и, как следствие, к резкому росту внешней задолженности).
Реклама
Пикантность ситуации в том, что речь идет не только о выплате российских денег. Так, в МВФ четко заявили, что если Россия потребует выплаты 3-миллиардного кредита, то новой программы помощи Украина может и не получить. А стране для спасения от дефолта нужно, по разным оценкам, от 15 до 20 миллиардов долларов. Соответственно, без денег МВФ Украина вынуждена будет объявлять дефолт, который (учитывая вкус населения к Майдану и бедственное положение экономики) может привести к очередному перевороту.
В Кремле говорят, что пока не решили стоит ли реализовывать свое право на досрочное истребование кредита. На первый взгляд, стоит. Экономика России сейчас в непростом положении, и 3 миллиарда долларов лишними явно не будут. Кроме того, Украину сложно назвать дружественным заемщиком, ради сохранения отношений с которым стоит потерпеть с выплатами. Киев ведет крайне враждебную политику в отношении России, а заявление украинского премьера Арсения Яценюка в Берлине о вторжении Советского Союза выходят за рамки дипломатических норм. И за это, считают некоторые россияне, Киев надо наказать досрочным истребованием кредита.
Однако если взглянуть на ситуацию трезво, то требовать досрочного погашения кредита не нужно. По крайней мере не в данный момент.
Во-первых, требование выплаты не будет означать получение этих денег. В бюджете Украины лишних трех миллиардов долларов нет, взять их Киеву неоткуда. Разве что придумать новые методы шантажа Москвы, которые навредят российским интересам но при этом не приведут к потере деловой репутации украинских властей (поскольку эта репутация сейчас итак на нуле). Во-вторых, банкротство украинской экономики тоже ничего не даст, поскольку все понимают, что Украина от России никуда в конечном итоге не денется. И чем глубже упадет украинская экономика, тем больше Москве придется вкладываться в нее2 (или в отдельные ее регионы) для вытягивания из кризиса.
У России есть куда более интересные варианты разыгрывания данного козыря. Например, Москва может использовать его в качестве обменной монеты на переговорах в Астане. Понятно, не в диалоге с Киевом. Угрожать нынешним властям Украины дефолтом и крахом государства бесполезно. Хотя бы потому, что украинский президент, премьер, министры правительства, похоже, не очень ассоциируют себя со страной и не считают своей главной задачей добиться ее благосостояния. На истребование Москвой досрочной выплаты кредита они ответят лишь увеличением накала антироссийской риторики о новых попытках Кремля оказать давление на Украину.
А вот на переговорах с представителями Запада этот козырь может вполне пригодиться. Сейчас Украина рассматривается как европейский и американский проект, поэтому они обязаны его финансировать. Но при этом деньги ЕС и США выделяют с большим скрипом1. Так, Германия дала пока лишь 500 миллионов евро. Белый дом тоже не спешит вкладывать миллиарды долларов в украинскую экономику. Не случайно советник министра внутренних дел Антон Геращенко назвал Обаму политическим карликом - по его словам, американский президент не осознает, что «действия Путина по отношению к Украине — куда более масштабные тектонические сдвиги в мировой истории, чем те, к которым привели теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне» и, по его словам, не хочет оказывать полноценную экономическую помощь украинскому народу, отделываясь «жалкими подачками, которые в десятки раз меньше помощи оказываемой Ираку или Афганистану». Дефолт же украинского правительства обяжет Запад резко увеличить финансирование чтобы хотя бы оставить Украину на плаву. Такой сценарий странам Запада не нужен, поэтому в обмен на отказ России от досрочного истребования кредита они могут пойти на уступки российским интересам на Украине. Либо снять часть санкций весной (все зависит от того, как Москва разыграет эту карту). При этом нужно понимать что, поскольку украинский госдолг будет расти а ВВП наоборот сокращаться, то Москва может истребовать досрочную выплату в любой момент. Просто его нужно выбрать правильно.