Мы сказали большой нефти не инвестировать. Не жалуйтесь сейчас
Невидимая рука свободного рынка не работает, как раньше, в уравновешивании спроса и предложения нефти.ПоByХавьер БласJavier Blas
Хавьер БласJavier Blas is a Bloomberg Opinion columnist covering energy and commodities. A former reporter for Bloomberg News and commodities editor at the Financial Times, he is coauthor of “The World for Sale: Money, Power and the Traders Who Barter the Earth’s Resources.” — обозреватель Bloomberg Opinion, посвященный энергетике и сырьевым товарам. Бывший репортер Bloomberg News и редактор по товарам в Financial Times, он является соавтором книги «Мир на продажу: деньги, власть и торговцы, которые обменивают ресурсы Земли». @JavierBlas @JavierBlas
+ Получайте оповещения для+ Get alerts forХавьер БласJavier Blas
Лекарство от высоких цен на нефть — это высокие цены, по крайней мере, так гласит пословица сырьевой отрасли. Пусть невидимая рука свободного рынка творит свое волшебство. Высокие цены одновременно уменьшат спрос и увеличат предложение, что в конечном итоге сделает товар менее дорогим.
Это подтверждалось веками: в сырьевых товарах спад следует за каждым бумом. Это произошло после Клондайкской золотой лихорадки 1896 года, во время второго нефтяного кризиса 1979 года и после последнего сланцевого бума в США десять лет назад. На ней выросли поколения инженеров-нефтяников, геологов и финансистов.Но похоже, что аксиома больше не управляет рынком нефти.
Безусловно, повышенная стоимость нефти подавляет аппетит. Но другая сторона уравнения — предложение — не работает. Промышленность просто не реагировала на высокие цены большими инвестициями, как раньше. Это означает, что спрос должен будет сделать всю работу, чтобы сбалансировать рынок нефти. Результатом, вероятно, станет более медленная экономика и более устойчивые затраты на энергию, чем в прошлом.
Почему не работает рычаг подачи? Деньги, конечно, не проблема. Big Oil сообщила о своем лучшем шестимесячном периоде, заработав более 100 миллиардов долларов прибыли с апреля по сентябрь. Exxon Mobil Corp. только что пережила свой лучший квартал за всю свою 152-летнюю историю, которая восходит к Джону Д. Рокфеллеру.
Ни Exxon, ни ее конкуренты Chevron Corp., Shell Plc, TotalEnergies SE и BP Plc не объявили о каком-либо значительном увеличении расходов сверх того, что они уже запланировали. Институциональные инвесторы во главе с BlackRock Inc. убедили практически каждого руководителя нефтяной компании держать расходы под контролем. Пьер Бребер, финансовый директор Chevron, сказал об этом так: «Рынок на самом деле не платит нам за рост». Вместо этого они направляют прибыль на дивиденды и выкуп акций.
В прошлом некоторые руководители попытались бы запустить цикл «бум-крах»: увеличить расходы на раннем этапе, увеличить производство, а затем получить прибыль до того, как цены рухнут. Сегодня давление со стороны акционеров, направленное на сохранение бережливости, настолько сильно и равномерно по всей отрасли, что со стороны это выглядит почти как картель. И результат подобен картелю: большая нефть коллективно недоинвестирует много.
Над бочкой
Расходы нефтяной отрасли на добычу и разведку, млрд долларов