Россия, Украина и мир: политика и аналитика 262+18
Сообщений 51 страница 60 из 1000
Поделиться545 Ноя 2022 15:02:24
Каким будет постиндустриальный постмодерн. М. Хазин
В эфире передачи "Экономика по-русски" Д. Евстафьев обсудил с М. Хазином следующий вопрос:
Вот смотри. Мы говорим постиндустриальный постмодерн. А что больше вот в этом?
В нынешнем капитализме, который мы наблюдаем, экономики уже почти нет, решение принимается на посторонних политических факторах. И всё, собственно говоря, социальности нет.
Остается культура. Привет, говорят: "Тунберг, культуры отмены" – вот эти вот все идеологические моменты, которые маскируются под культуру. Вот этот баланс как будет развиваться? Вот что такое посткапитализм?
Хазин:
Я тебе скажу, как он будет развиваться. Поскольку под этим балансом ничего, кроме эмиссии, нет, то, как только эмиссия заканчивается, а она уже закончилась, естественным образом это все начинает рассыпаться.
Евстафьев:
Михаил Леонидович, А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, что осталось на трубе?
Хазин:
Ну, у нас осталось, а у них нет.
Евстафьев:
А у них останется – идеология. Поэтому тот капитализм, который они будут строить – это капитализм идеологии. Но этого не произнесет тебе никогда ни один западный политолог. Ему проще застрелиться, понимаешь.
Второй момент, который я хочу сказать – это выбор суверенитета. Вот вестфальский суверенитет, который мы с вами поминали, как говорила мне одна студентка: «Ивана Грозного Антанта не пустила на подписание вестфальского договора». Я говорю: «Да? А ты уверена?» Она говорит: «А мы их из Крыма после этого выгнали».
Хазин:
Владимир Красно Солнышко очень хотел вступить в Евросоюз.
Картина маслом: индустрия закончилась, потребители остались
Евстафьев:
Да. Но есть пространственный вестфальский суверенитет.
Хазин:
Да.
Евстафьев:
«Чья земля – того и вера». Основные системы, которые держит этот капитализм, они над пространством: это те же самые твои цифровики любимые, банкиры, информационное общество, социокультурные отношения.
Может ли быть в новом постглобальном мире чистый вестфальский суверенитет?
И третий вопрос крайне простой: а кто атакующий класс? Вот раньше у постглобального постмодерна был интернационал атакующий класс – Яппи интернационал и весь вышел, потому что ты прав. Он весь был на эмиссии. Никакого Яппи интернационала без эмиссии нет.
Хазин:
Я тебе рассказываю самую главную и самую весёлую историю. Помнишь, было несколько человек: Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Евстафьев:
Это же брат и сестра.
Хазин:Ну хорошо. Так вот значит, у них была мысль, что все перевернет пролетариат. Надо отдать должное, их читали внимательно и по этой причине пролетариат ликвидировали. Нет сегодня пролетариата в понимании Маркса и Ленина. Нет.
Евстафьев:
А есть прекариат.
Хазин:Секундочку. А вот дальше, соответственно, когда у тебя эмиссия исчезает, у тебя средний класс превращается в голодную толпу. Проблема в том, что этот голодный люд:
а – образованный,
б – с некоторыми представлениями о своих правах и обязанностях.
Это и есть идеальный Марксовский пролетариат. Им нечего продать, кроме своих цепей. Больше у них нет ничего. Но в отличие от Марксовского пролетариата, который надо было учить, потому что он был из крестьян, этих учить не надо. Они уже выученные.И по этой причине я с большим интересом жду возрождение важнейшего марксизма на новой ступени. А вот, что касается всех вот этих вот надстроек, то они все закончатся. По той причине, что денег на них не будет.
Евстафьев:
Денег на них не будет – это факт.
Хазин:Да. И вот в результате, а ты вспомни, чем развлекали, соответственно, вот этих самых пролетариатов в Англии 19-го века.
Евстафьев:
Боксом.
Хазин:Пивом.
Евстафьев:
Ну пивом и боксом.
Хазин:Да. Как жили эти самые пролетарии, у Маркса там же есть рассказ про это. Никто же не читал «Капитал», а почитайте. Не пожалеете.
Евстафьев:
Да Маркс "Капитал" не читал, потому что последний том после его жизни вышел.
Хазин:Ну последние там писал Энгельс.
Евстафьев:
Да, его Энгельс написал.
Хазин:Ну хорошо, он его не читал. Ну мы-то можем это прочитать. И по этой причине я с большим интересом смотрю. Я про это пишу уже 20 лет. Я не политолог, мне можно. Это они не пишут, а я пишу. Я не политолог. Но вопрос, понимание-то этого должно появиться, потому что мы с этим столкнёмся уже весной.
Евстафьев:
Столкнемся. Но я сказала бы так – к лету, скорее. Весну на остатках, на бровях проживём, а вот дальше будут проблемы.
Хазин:Нет, к весне-то это начнётся. Вот эти процессы начнутся весной. Знаешь, они будут нарастать, нарастать и нарастать, а сопротивления нет вообще, потому что управление пролетариатом в 19-м веке было через еду, через зарплату.
Если ты не заработал, то ты пух с голоду. А сейчас-то этого нельзя в эпоху демократии и всего остального. Ну то есть, может быть, и можно, никто не пробовал. Тогда тебе надо отменять всю демократию, возвращать вестфальскую систему в том смысле «Я сюзерен, и я могу все».
Евстафьев:
Чья земля – того и вера.
Хазин:Да. Ставить пулемёты и пушки. Известно же, что, когда толпа брала дворец Тюильри, что молодой капитан артиллерийский Наполеон шел в толпе и говорил: «Сюда бы поставить десяток пушек. Я бы их всех и разнёс бы». Вот. Но они готовы к этому или нет? В смысле теоретики. Про практиков мы не будем.