Россия, Украина и мир: политика и аналитика 262+18
Сообщений 591 страница 600 из 1000
Поделиться60015 Ноя 2022 06:33:26
Лавров: из Камбоджи в Индонезию
Ростислав Ищенко
Министр иностранных дел России Сергей Лавров завершил своё участие в Восточноазиатском саммите в Камбодже (формат АСЕАН+8) и прибыл в Индонезию для участия во встрече стран Группы-20 (G-20).
Напомню, что до последнего момента не исключалось, что Лавров примет участие во встрече «Двадцатки» заочно (в онлайн режиме). Таким образом, сам факт решения всё же лететь в Индонезию свидетельствует об успешности для России камбоджийского мероприятия.
Можно спросить: в чём собственно успешность заключается, если на встрече в Пномпене даже не смогли подписать совместное заявление, поскольку разошлись позиции по Украине?
Именно в этом и успех. Задача, определённая Западом — изоляция России, в том числе её международное осуждение и демонстративный отказ общаться с российской делегацией участников самых разных международных площадок. Как уже было сказано, Восточноазиатский саммит является форматом АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайя, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины) + 8 (Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония). Не трудно заметить, что +8 — это США с четырьмя союзниками, Россия с Китаем и стремящаяся сохранить политический нейтралитет при развитии экономического сотрудничества как с американским, так и с российско-китайским блоком Индия.
То есть когда в ходе общения с прессой по результатам саммита Сергей Лавров несколько раз подчеркнул наличие полного взаимопонимания и намерения развивать полномасштабное сотрудничество в регионе со странами АСЕАН, отметил единство российско-китайской позиции и хорошие перспективы развития сотрудничества с Индией, он как бы отделил страны АСЕАН, Россию, Индию и Китай от США и пятёрки (если считать участвовавших в саммите представителей ЕС) их союзников. Из чего можем сделать вывод, что если бы не отказ «коллективного Запада» (хоть в данном случае речь идёт о его восточной — тихоокеанской части) то позиция по Украине не помешала бы выходу совместного заявления. Простая математика показывает, что изолированным в данном случае отказался Запад.
Не знаю, было ли принято окончательное решение лететь на Бали ещё в Москве или уже в Пномпене, но в любом случае было бы грешно не попытаться развить успех. Из участников встречи «Двадцатки» Индия, Китай и Индонезия (хозяйка саммита) явно поддержали Россию в Камбодже. Бразилия и ЮАР, являются (наряду с Москвой, Дели и Пекином) членами БРИКС. Аргентина — кандидат на вступление в БРИКС, Мексика, Турция и Саудовская Аравия изъявили желание вступить в эту структуру.
Даже если вывести за скобки Мексику, демонстрирующую в последнее время понимание российской позиции, но всё же слишком зависимую от США экономически, чтобы можно было заранее определить кого и насколько она поддержит в каждом отдельном случае, около половины участников форума явно не собираются Россию изолировать, наоборот, стремятся к наращиванию сотрудничества (у Саудовской Аравии общий нефтяной интерес, Турция связана с Россией вопросами транспортировки энергоносителей и полномасштабного урегулирования на Ближнем Востоке и т. д.). При этом необходимо подчеркнуть, что с Россией договариваться куда как удобнее, чем с США, поскольку Кремль охотно идёт на взаимовыгодные компромиссы, так как имеет достаточное пространство для экономического и политического манёвра, в то время как Вашингтон требует безоговорочного подчинения своим интересам, в ущерб интересам партнёров. Далеко не все в мире готовы, как Европейский Союз, пожертвовать собой ради светлого будущего США.
Слабость позиции Запада отразилась и на намерениях Украины. Буквально накануне встречи в Пномпене в Киеве намеревались снарядить Владимира Зеленского на Бали. Теперь же отказались под предлогом занятости военными делами.
Конечно, руководитель воюющей страны не может себе позволить с той же интенсивностью, что и в мирное время совершать визиты за рубеж. Но даже Сталин, Рузвельт и Черчилль находили время для встреч в период Второй мировой войны, несмотря на то, что их разделяли тысячи километров и враждебные государства. Гитлер, тот вообще со своими европейскими союзниками (Маннергеймом, Антонеску, Хорти, Муссолини) регулярно встречался (благо были под боком, можно было за день обернутся туда-обратно). Так что выкроил бы время для поездки в Индонезию и Зеленский, если бы это было целесообразно.
Не полетел же он именно потому, что триумф, который готовили США своему союзнику с треском провалился. В Пномпене, на Восточноазиатском саммите стало понятно, что демонстративная изоляция России не состоится, а с Зеленским никто особенно не хочет встречаться и на камеру деланно восхищаться «мужеством» украинского президента, «защищающего цивилизацию» от России. Наоборот, с Россией хотят сотрудничать, а не ссориться, потому что это выгодно. И кофе в Вене с круассаном в Париже не впечатляют азиатов — у них своя богатая кухня.В сухом остатке: США планировали, что Россия будет за кадром, Украина в кадре, а Вашингтон напишет сценарий и будет осуществлять постановку. Но Лавров, который был поначалу анонсирован как выступающий онлайн, уже прилетел в Индонезию, а Зеленский, недавно собиравший чемоданы, вдруг вспомнил об обязанностях Верховного главнокомандующего. Москву никто не осуждает, об Украине никто не вспоминает. Российского министра принимают как президента (что свидетельствует об отношении к стране), американского президента никто в упор не видит. Если бы старина Байден не перепутал Камбоджу и Колумбией, никто бы точно не знал был ли он на саммите. Никакого иного воспоминания о нём не осталось.
США нечего сказать, нечего предложить миру, кроме своих амбиций. В Азии это понимают. А, как известно, «Восток — дело тонкое». Там больше говорят при помощи символов, жестов, демонстративного выражения уважения или столь же демонстративного игнорирования, чем на птичьем языке дипломатических протоколов и меморандумов.
Отдельно следует выделить Китай, крайне заинтересованный в активом российском участии в азиатско-тихоокеанской политике и делающий всё, чтобы поддержать Москву и укрепить её позиции на местных площадках. Понятно, что Пекин не занимается благотворительностью. На фоне активизации Вашингтона вокруг тайваньского вопроса Китаю необходим сильный и надёжный союзник в противостоянии коллективному Западу (возглавляемому США) в Юго-Восточной Азии в частности и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом не меньше, чем России такой же союзник нужен для противостоянию наступлению коллективного Запада в Европе (в частности, на Украине).
Ни для кого не секрет, что Вашингтон планировал решить китайскую проблему до 2025 года. Так как после этого срока, по американским расчётам, США не смогут рассчитывать на победу над китайской армией. Не случайно именно сейчас американцы начали активно прощупывать возможность заключения компромиссного мира на Украине, с тем чтобы иметь возможность перебросить силы против Китая.
В Пекине прекрасно понимают, что просто для китайского удовольствия Россия не будет воевать, если будут предложены приемлемые условия компромиссного мира. Но там также знают об американских амбициях и нежелании Вашингтона заключать равноправный мир. Для американцев сам факт признания кого-то равным себе — уже унижение. Метод международной изоляции, который США пытались применить к России, должен был показать Москве, что её никто в мире не поддерживает, рассчитывать ей не на кого, она одна против коллективного Запада и убедить Кремль принять те условия мира, которые предлагают США. Демонстративная поддержка в Азии, которую Россия получила не без китайской помощи, ломает американские планы и должна придать России дополнительную уверенность в своих силах, минимизировать возможность заключения в Европе мира на американских условиях.
Любой равноправный мир в Европе китайцев устроит просто потому, что он не устроит американцев и, следовательно, будет лишь кратковременным перемирием, то есть не позволит США воспользоваться формальным прекращением боевых действий для концентрации ресурсов против Китая. Российское направление продолжит оставаться для Вашингтона затратным.
В общем, как сформулировали это пару лет назад в Пекине, продолжаем стоять спина к спине и отбиваться от всей глобальной нечисти. И в плане дипломатическом очень неплохо получается.