29 ноября в 1930 году родилась Нина Павловна ГРЕБЕШКОВА.
Нина Гребешкова начала сниматься уже с первого курса. В фильме «Смелые люди» студентка играла небольшую роль девочки с куклой. И достаточно было появиться в эпизоде, чтобы весь Гагаринский переулок, в котором жила в то время будущая актриса, начал считать ее кинозвездой. Фильмов-то было тогда мало, и каждую картину смотрели все и по несколько раз. Потом были еще эпизоды, а на третьем курсе уехала в Ленинград сниматься в картине по «Алым погонам» Бирюкова «Честь товарища» в роли Гали Богачевой. Ну, и пошло-поехало.
Актриса появилась на экранах страны в начале пятидесятых и сразу же стала любимой и популярной актрисой. Она много и увлеченно работала. Дорогу в большое кино юной очаровательной блондинке открыли фильмы «Честь товарища» и «Беспокойная весна». Начинала Гребешкова с ролей девочек, школьниц, пионерок. Затем играла молодых мам и учительниц. Актрисе посчастливилось сняться у классика советского кинематографа Ивана Пырьева в картине «Испытание верности». Однако следующие фильмы славы актрисе не принесли.
Волею судьбы Нине Гребешковой суждено было стать женой гениального человека – Леонида Гайдая, тем самым, увы, отодвинув себя на второй план.
Несмотря на то, что Леонид Иович Гайдай снимал веселые, добрые комедии, сам он был серьезным, требовательным человеком, не выносил, когда кто-то изображал телячий восторг, радовался без причины.
Гайдай пару раз говорил жене: «Все, не буду больше снимать комедии. Это так тяжко. Возьму мелодраму». И тут же: «Господи, люди так тяжело живут. Пусть посмеются». У Гайдая любой эпизод становился хитом. Фразы из его фильмов стали крылатыми, и порой даже не помнишь, откуда они.
Однажды Гайдай предложил супруге сняться в эпизоде его комедии «Кавказская пленница». И актриса, отказавшись от заманчивого предложения другого режиссера, не задумываясь, поехала с мужем на Кавказ. С тех пор Нина Павловна снималась практически во всех фильмах Гайдая и другого, не менее знаменитого режиссера Данелия.
С Гией Данелия у Леонида Гайдая были замечательные отношения. Они уважали и очень высоко ценили друг друга. Данелия сыграл в жизни Гайдая немалую роль. Взять хотя бы тот факт, что Данелия добился разрешения снимать «12 стульев» и отдал эту возможность Гайдаю, зная, что тот мечтал об этом.
Данелия часто снимал Нину Гребешкову в своих картинах. А после чудной роли в фильме «Слезы капали» Данелия стал звать Гребешкову во все фильмы. Давал ей сценарий и говорил: «Выбирай что хочешь».
Актриса могла сыграть женщину любой профессии, маму, тетю, деревенскую старушку – самые разные роли. Но комедию для себя считала делом трудным, хотя с определенного времени посвятила себя исключительно комедийному жанру мужа.
Правда, Гайдай снял пятнадцать-шестнадцать фильмов, а у Нины Гребешковой на счету более шестидесяти! Другое дело, что те картины, в которых снималась актриса, практически умерли, не выдержали испытания временем. А гайдаевские выдержали.
«И я счастлива, – говорит Нина Гребешкова, – что где-то, пусть сбоку, принимала в них участие. По существу, ведь у меня только „Не может быть!“ и „Бриллиантовая рука“ – более-менее центральные роли, а в остальных – эпизоды».