А всего их по всей стране таких пожаров было множество. В сети выложен целый список, который сделал блогер Кристина Потупчик, подсчитав число таких случаев с апреля этого года.
1. «Мега Химки» МСК
2. ТЦ «Стройпарк» МСК
3. ТЦ «Елоховский пассаж» МСК
4. ТЦ «Взлетка Plaza» Красноярск
5. ТЦ «Триумф» Омск
6. ТЦ «Текстиль-Профи» (фура с товаром) Иваново
7. Алтайский шинный комбинат, Барнаул
8. Пожар в «Ириновском автоцентре»
9. В Курске ТЦ «Бумеранг»
10. ТЦ «Красная площадь» Краснодар
11. ТЦ «Галерея Вояж» в Тюмени
12. В Ярославле ТЦ «Лотос»
13. В Астрахани ТЦ «Айсберг»
14. В Уфе «Колхозный рынок» — ТЦ «Меркурий»
15. В Москве ТЦ «Шелковый путь»
16. Торговый центр «Гагаринский» в Ишиме
17. В Пензе ТЦ «Красные холмы»
18. В Жуковке крупнейший ТЦ «Экватор»
19. Двухэтажный ТЦ в селе Завьялово в Удмуртии
20. В Шексне ТЦ «Рубин»
На фоне участившихся случаев крупных пожаров в ТЦ Анатолий Выборный, зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, заявил «Радиоточке НСН», что необходимо усилить надзор за пожарной безопасностью в ТЦ. «Внимание к вопросам обеспечения противопожарной безопасности будет со стороны всех организаций. Причина заключается, прежде всего, в недостаточно высокой культуре противопожарной безопасности. Нет ещё той должной личной гражданской ответственности за принимаемые решения каждым конкретным лицом», – отметил парламентарий.
Но разве о необходимости усилить надзор за пожарной безопасностью в ТЦ не говорили еще в 2018 году, когда сгорел торговый центр «Зимняя вишня» в Кемерово? Ведь тогда в огне погибли 60 человек, в том числе много детей.
Казалось, что после такой страшной трагедии будут приняты жесточайшие меры для того, чтобы такое больше никогда не случилось. Но история с пожарами повторятся снова и снова.
И то, что на этот раз жертв не было, – чистая случайность. А когда в течение трех дней в одном и том же регионе сгорают сразу два огромных торговых центра, то банальными «техническими» причинами это все-таки трудно объяснить. Тем более, в то время, когда идет СВО на Украине, и каждый день мы слышим о том, что Киев засылает на территорию Россию диверсантов. Уж если они Крымский мост взорвали, то поджечь торговый центр, через который ежедневно проходят тысячи людей, для опытных террористов – плевое дело. А потому известный политолог, директор Центра политических исследований Сергей Марков сразу заявил, что возгорания в торговых центрах столицы – не случайность, а череда диверсий.
«Один ТЦ, может, и случайность, но когда один за другим? Это уже выглядит не как случайность. Возможно, это диверсии террористической организации «Служба безопасности Украины», – предположил Марков в интервью порталу Федерал Пресс.
«Но, возможно, – продолжил выдвигать версии Марков, – это также связано с какими-то бизнес-схемами, сейчас торговые центры находятся в кризисе, но только не OBI, он не находился в кризисе, все было хорошо. Поэтому на сегодня наиболее вероятное и логичное объяснение – действия террористических организаций. Торговые центры горят во всем мире, но когда у нас возгораемость увеличилась на 200-300%, то, мне кажется, версия случайного возгорания должна быть отодвинута на второй план, уверен политолог».
И так думает не только он. Причиной участившихся в последнее время пожаров на территории России может быть работа диверсионных групп, действующих по приказу ЦРУ, считают многие. Мишенью диверсантов становятся оборонные и энергетические объекты, заявил в интервью радиостанции «Говорит Москва» член комитета нижней палаты парламента по бюджету и налогам Евгений Фёдоров.
«Конечно, могут быть и диверсии, особенно в отношении серьёзных объектов, где точно соблюдается пожарная безопасность, которые связаны с военной структурой, топливные объекты и так далее. Здесь вполне могут быть диверсии. Диверсионную работу никто, ни в какой армии не отменял. Любая военная история – это обязательно диверсия», – заявил Федоров, добавив, что полностью предотвратить акции саботажа невозможно.
Однако следователи пока никаких следов того, что ТЦ под Москвой сгорели в результате терактов или саботажа, не обнаружили. А потому специалисты называют другие причины случившегося.
Так, одну из главных причин пожаров в торговых центрах России уже давно назвал начальник Научно-исследовательского центра профилактики пожаров и предупреждения ЧС с пожарами Ирэк Хасанов, комментируя в свое время страшную трагедию в Кемерово, когда там сгорел торговый центр «Зимняя вишня».
«За пожарную безопасность, – сказал он, – отвечает владелец. Он несет уголовную ответственность за гибель людей, он должен был следить за системой сигнализации, пожаротушения, пути эвакуации должны были быть свободны. Но у большинства владельцев торговых комплексов на первом плане деньги: надо побольше заработать, побольше открыть магазинов, а на пожарной безопасности они экономят».
Речь может идти о банальной жадности предпринимателей. Экономят на пожарной безопасности, на стройматериалах, в результате чего, торговые здания вспыхивают и горят, как спички, экономят на охранниках и системах пожаротушения, на пожарной сигнализации и т.п.
Казалось бы, за пожарной безопасностью должно строго следить государство. Имеются ведь многочисленные службы контроля и надзора, которые должны бдеть и не допускать к эксплуатации пожароопасные здания, строго требовать от хозяев соблюдения всех мер пожарной безопасности, а нарушителей нещадно штрафовать.
«Говорят, – сказал тот же Хасанов, – что надо было проверки делать. Наши предприниматели добились того, что Госпожнадзор имеет право проводить их один раз в три года. При этом он не может закрыть объект в случае нарушения, он должен выдать предписание и только потом подать в суд – и суд будет решать, закрыть или нет это здание. Это сложная процедура. В советское время было как: пришел и закрыл, пока не устранят нарушения. Сейчас у нас либеральные законы. Проверками не потушишь пожар. Госпожнадзор не может каждый день приходить с проверками. Он пришел – все двери открыли, сигнализацию включили. Проверяющие ушли – все двери закрыли, сигнализацию отключили», – резюмировал Хасанов.
Не менее важной причиной пожаров является коррупция чиновников. И в органах надзора, и органах проверки, и в МЧС, которое ведает у нас вопросами пожарной безопасности.
Вот всего лишь один пример, о котором мне рассказал мой друг, который ранее работал директором одного государственного учреждения культуры в Петербурге. В один прекрасный день в это учреждение пришли с проверкой его пожарной безопасности два сотрудника МЧС.
Бегло осмотрев здание, они предъявили длинный список «нарушений противопожарной безопасности», которые касались, в основном, конструктивных особенностей здания: нет дополнительных выходов, не та высота ступенек, не та ширина дверных проемов и т.п. Такое услышать было по меньшей мере странно, ведь здание было новым, построено городскими властями специально для нужд учреждения и, казалось, уж там-то все должно было быть учтено и проектом, который утверждался соответствующими инстанциями, и надзорными органами при сдаче в эксплуатацию. Мало того, акт приемки дома был ранее подписан сами же сотрудниками МЧС.
Но такие аргументы на проверяющих не действовали. «Устраняйте недостатки, – сурово заявили они, – иначе функционирование объекта будет приостановлено!»
Однако позднее в разговоре с их начальством, у которого на погонах было больше звездочек, выяснилось, что для устранения претензий пожарной инспекции можно представить некий акт о переоценке пожарных рисков, на основании которого возражений у МЧС уже не будет. А обратиться для этого следует в некую частную фирму, которая такими делами и занимается. И, наверное, чисто «случайно» у офицера МЧС оказалась под рукой визитная карточка как раз этой самой частной фирмы… Правда, как выяснилось, ее услуги (а это было несколько бумажек, отпечатанных на компьютере) стоили очень не дешево. Но что оставалось делать? Не закрывать же дом!
В общем, речь шла о банальной коррупции, доказать которую в суде фактически невозможно. Ведь директора учреждения никто насильно не заставлял обращаться в вежливо рекомендованную фирму. Можно было и отказаться. Да, отказаться было бы можно, но тогда пришлось бы фактически перестраивать новое здание, поскольку формально проверяющие строго следовали букве закона. Кстати, как потом оказалось, именно такая практика широко распространена повсеместно, но о ней, по известным причинам, стороны предпочитают умалчивать.
Что по этому поводу скажешь? А то, что если такая система будет продолжать существовать, пожары у нас будут случаться снова и снова. И новые трагедии, как в «Зимней вишне». А то и хуже. Для этого никакие «украинские диверсанты» не нужны. Хотя и этого сегодня исключать нельзя.