СМП рекламируют во всем мире, называя кратчайшим путем из Европы в Восточную Азию. Но на сегодня очень немногие международные морские перевозчики и судовые компании проявляют интерес к транспортировке грузов через покрытые льдом и облагаемые пошлинами российские воды на Крайнем Севере. В 2020 году по Северному морскому пути были перевезены ничтожные 1,3 миллиона тонн грузов. Вооруженный конфликт на Украине еще больше омрачил перспективы его превращения в евразийскую торговую артерию. По данным Главного управления Северного морского пути, которое выдает разрешения судам, пользующимся данной водной артерией, в этом году по нему не пройдет транзитом ни одно иностранное судно.
Вместо этого СМП превращается в энергетический коридор. В частности, сжиженный природный газ становится главным грузом, перевозимым по этому маршруту. Произошло это после того, как в 2017 году ввели в строй интегрированный проект "Ямал СПГ", мощности которого расположены в северо-западной части Сибири на полуострове Ямал. Реализацией этого проекта занимается вторая в России газодобывающая компания "Новатэк". Ее ежегодный объем добычи составляет примерно 18 миллионов тонн. Сжижаемый на ее предприятиях газ в 2020 году достиг 64% от общего объема перевозок по Северному морскому пути. Экспорт нефти с близлежащего Новопортовского месторождения, осуществляемый в том году через терминал "Ворота Арктики", составил еще 20%.
До начала военной операции этот сегмент устойчиво развивался. В 2018 году тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев призвал российские энергетические компании увеличить к 2035 году долю страны на мировом экспортном рынке СПГ до 20%. Западные санкции не умерили эти амбиции. Высокопоставленные должностные лица государства подчеркивают, что прежние целевые показатели роста никто из-за вооруженных действий пересматривать не будет. Согласно их прогнозам, производство СПГ в России к 2035 году повысится до 140 миллионов тонн.
Но чтобы обеспечить такой рост, нужны новые проекты. "Новатэк" реализует проект "Арктик СПГ 2". Это будет второе в Арктике предприятие по сжижению газа. Его строят на Гыданском полуострове, на противоположном от "Ямал СПГ" берегу Обской губы. Плановая годовая производительность предприятия превышает 20 миллионов тонн, что позволит "Новатэку" в два с лишним раза увеличить объем производства СПГ в регионе. Однако из-за санкций эти планы оказались на грани срыва. Европейские финансисты, поставщики и покупатели в основном отказались от участия в проекте, и запуск первой линии сжижения газа, запланированный на 2023 год, перенесли как минимум еще на год. Из-за западных ограничений "Новатэк" был также вынужден законсервировать еще три масштабных энергетических проекта в Заполярье, в том числе, два предприятия по сжижению газа.
Прочие крупные нефтяные и газовые проекты на Крайнем Севере должны еще больше усилить значение Северного морского пути как важной артерии энергетического экспорта. Государственная нефтяная корпорация "Роснефть" осуществляет проект "Восток Ойл", в рамках которого разрабатываются месторождения в центральной Сибири. Это самое масштабное начинание такого рода со времен Советского Союза. Добываемое черное золото будут перевозить танкерами с терминала "Бухта Север" на полуострове Таймыр. По планам, первоначальные объемы добычи будут составлять 600 тысяч баррелей в день, а это около 15% нынешнего экспортного объема России.
Выступая в июне на Петербургском международном экономическом форуме, глава "Роснефти" Игорь Сечин довольно нескромно заявил, что этот проект станет для страны "экономическим Ноевым ковчегом" и даст ей возможность пережить все более неспокойные для мировой экономики времена. Он подчеркнул намерение компании реализовать данный проект вопреки западным санкциям. В августе начались работы на экспортном терминале "Бухта Север". После их завершения это будет самый крупный нефтяной терминал в России. Ожидается, что к концу десятилетия оттуда ежегодно будет вывозиться 100 миллионов тонн.
Также идет реализация новых угольных инициатив. Дочерняя компания "Норникеля" взялась за разработку угольного Сырадасайского месторождения, которое тоже находится на Таймыре, севернее "Восток Ойл". Предусматривается строительство порта с экспортными терминалами, откуда к 2024 году будут ежегодно вывозить около семи миллионов тонн коксующегося угля, в основном в Азию. Начало изыскательских работ запланировано на этот месяц.
Пока Северный морской путь ориентирован на запад. Большая часть нефти и газа уходит из российской Арктики на европейские терминалы. Из 250 партий газа, отправленных с Крайнего Севера России в 2020 году, всего 33 поставки были предназначены для Азии. Это часть общей тенденции. В период с 2016 по 2019 годы более 570 коммерческих рейсов из Заполярья ушло в государства ЕС. За тот же период времени 124 рейса было совершено в азиатские порты.
Европейские страны стремятся отказаться от российских энергоресурсов. Поставки трубопроводного газа с начала СВО уже резко сократились. Но танкеры до сих пор перевозят российские углеводороды в Европу. Импорт СПГ в терминалы стран ЕС с января по сентябрь увеличился на 50%, поскольку государства-члены торопились заполнить хранилища до прихода зимы. Однако они предпринимают определенные шаги для того, чтобы отказаться и от морских поставок из России, обращаясь к Соединенным Штатам и прочим экспортерам. Морской импорт черного золота тоже должен существенно сократиться, так как в этом месяце после длительных дискуссий вступил в силу запрет ЕС на поставляемую морем российскую нефть.
В перспективе все меньше и меньше танкеров будет бороздить воды между российской Арктикой и Европой. Высокопоставленный представитель государственной компании "Росатом", отвечающей за развитие СМП, сказал то же самое, выступая в апреле на заседании правительства: "Многие поставщики непременно переключатся с Европы на Азию, а поэтому надо будет в приоритетном порядке обеспечить круглогодичную навигацию на восточном участке Северного морского пути".
Недавно "Росатом" получил от государства финансирование на строительство новых атомных ледоколов, которые будут работать на данном маршруте. Компания увеличивает свой ледокольный флот, что позволит круглый год перевозить грузы в восточном направлении. "По словам аналитиков, в условиях санкций это будет самое многообещающее направление", — отметила российская деловая газета "Коммерсант".
Спустя пять месяцев эта новая реалия осела в умах, что показал состоявшийся во Владивостоке Восточный экономический форум. "В условиях внешнего санкционного давления ... переориентация грузопотоков на восток стала очевидным фактом. И потребители нашей продукции, и потенциальные инвесторы, желающие вкладывать капиталы в развитие Арктики, сконцентрированы на Востоке", — объяснил представитель "Росатома" на заседании акционеров СМП.
Таким образом, с уходом европейских партнеров и покупателей Москве придется заняться поисками инвесторов в других местах, чтобы приступить к реализации своих энергетических проектов в Заполярье. Если говорить конкретно, то ей придется обратить взоры на восток, на Китай, Индию и прочие государства, которые готовы покупать у этой измученной санкциями страны и инвестировать в нее.
В последние годы Россия стала третьим по объемам поставщиком природного газа в Китай. В 2021 году на ее долю пришлось около 10% от общего объема газового импорта КНР, а уже через год эта доля увеличилась более чем на 50%. Значительная ее часть перекачивается по трубопроводам, однако импорт СПГ тоже растет. В этом году объем перевозимого морем российского газа с апреля по июль увеличился на 50%. А за один только апрель объем импорта СПГ из России в Китай вырос на 80%. Месячные объемы тоже увеличиваются, в сентябре рост составил около трети по сравнению с сентябрем прошлого года. Китайские НПЗ с удовольствием раскупают дешевые баррели из РФ. В мае Россия вернулась на позиции крупнейшего поставщика нефти в Поднебесную, так как объем импорта из нее увеличился примерно на 50% по сравнению с прошлым годом.
Но если говорить об инвестициях, то Китай пока опасается санкций. Крупнейшая в мире газовая и нефтехимическая многопрофильная компания Sinopec объявила в апреле, что приостанавливает свое участие в российских проектах. На этот шаг, которому могут последовать другие государственные предприятия, она пошла после того, как китайское министерство иностранных дел порекомендовало энергетическим и сырьевыми фирмам ограничить свое присутствие на российском рынке. Китайские производственно-сборочные площадки были вынуждены прекратить работу по созданию модулей для проекта "Арктик СПГ 2" из опасений перед санкциями. Выделенные России средства в рамках инициативы "Один пояс — один путь" тоже иссякли, а в этом году не заключено ни одной сделки.
Но такая осторожность может оказаться недолговечной. Государственные корпорации CNOOC и CNPC, каждой из которых принадлежит по 10% в мегапроекте "Арктик СПГ 2", никуда не уходят. До того, как Путин национализировал проект "Сахалин-2", эти энергетические гиганты вместе с Sinopec вели переговоры с "Газпромом" о покупке 27,5% акций данного предприятия, расположенного на одноименном вулканическом острове на тихоокеанском побережье России. В марте из этого проекта вышла компания Shell.
Но дипломатия тоже играет свою роль. Российские энергоресурсы очень важны для реализации китайских устремлений создать в Арктике "Полярный Шелковый путь". Он формируется в рамках политики по развитию судоходных путей и получению доступа к природным ресурсам региона. Когда руководители двух стран провели в феврале встречу в Пекине, чтобы подтвердить свою "безграничную" дружбу, сделав это всего за три недели до начала российской специальной военной операции на Украине, их саммит сопровождался подписанием множества крупных энергетических контрактов на поставку нефти, газа и угля.
В июне ведущие энергетические компании из двух государств вопреки санкциям встречались в Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме, где было заключено еще больше соглашений, в том числе, об импорте российского сжиженного природного газа. А в конце ноября Путин радостно улыбался на российско-китайском энергетическом бизнес-форуме, в котором виртуально участвовали высокопоставленные руководители и главы энергетических компаний, находившиеся в Москве и Пекине. Форум имел целью развитие двустороннего сотрудничества в области энергетики с упором на СПГ и "Арктик СПГ 2". Китайский лидер Си Цзиньпин сделал заявление в связи с проведением этой встречи, призвав расширять энергетическое сотрудничество. Глава "Роснефти" Игорь Сечин воспользовался трибуной форума, чтобы поприветствовать "включение китайских партнеров в проекты в российской Арктике", и особенно их участие в "совместном развитии Северного морского пути и вспомогательной береговой инфраструктуры".
Москва также начала обхаживать Индию, стремясь сделать ее партнером в реализации северных энергетических проектов. В 2019 году руководители двух стран подписали меморандум о намерении создать морской коридор между Ченнаи и Владивостоком, по которому можно будет экспортировать российскую нефть, газ и прочие природные ресурсы. Во время этого визита премьер-министр Нарендра Моди провозгласил индийскую политику действий на Дальнем Востоке, в рамках которой на развитие этого российского региона и освоение местных ресурсов будут выделены инвестиции. Индийские компании тоже проявляют интерес к приобретению дополнительных российских активов в энергетической сфере, в том числе новых акций нефтяного проекта "Сахалин-1". 20% в нем уже принадлежит индийской нефтегазовой компании ONGC.
Но Нью-Дели, обнародовавший в этом году свою первую арктическую политику, изыскивает новые возможности и на Крайнем Севере. Присутствуя в сентябре виртуально на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, Моди объявил, что его страна "стремится к укреплению партнерства с Россией по арктическим вопросам", и отметил наличие "колоссального потенциала для сотрудничества в области энергетики". Ведущие нефтяные компании Индии уже больше десяти лет активно участвуют в энергетических проектах в российской Арктике, имея долю в совместном предприятии "Ванкорнефть", которое осваивает Ванкорское нефтегазовое месторождение, находящееся юго-восточнее Обской губы. Недавно "Роснефть", владеющая контрольным пакетом, заговорила о переориентации продукции своего предприятия за счет строительства трубопровода с пропускной способностью 25 миллионов тонн в год, который планируется проложить на север до побережья Северного Ледовитого океана, чтобы вывозить нефть танкерами по Северному морскому пути.
В прошлом году Индия получила первую партию арктического СПГ, когда газовоз "Михаил Василевский", проделав путь от Ямала по заполярному морскому маршруту, прибыл в Дабхол, где расположены регазификационные терминалы. Энергетические компании Индии также проявляют интерес к приобретению акций "Арктик СПГ 2". Это будут остро необходимые вливания капитала в обложенное санкциями предприятие. Нью-Дели также хочет участвовать в мегапроекте "Восток Ойл". "Роснефть" ведет переговоры с индийскими и китайскими компаниями о продаже акций этого нового флагманского проекта.
Россия становится крупным поставщиком коксующегося угля для индийских сталелитейных предприятий. Выступая недавно со своим индийским коллегой на совместной пресс-конференции, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: "Мы с индийскими друзьями работаем в направлении более эффективного использования Северного морского пути и тех месторождений углеводородов, которые находятся на шельфе Российской Федерации".
Энергетический разворот России в сторону Азии идет ускоренными темпами из-за разрыва отношений с Европой. Соответственно, на восток разворачивается Северный морской путь и те арктические энергетические проекты, которые он обслуживает и может обслуживать в будущем. По сути дела, происходит переориентация энергетического коридора, который шел из Западной Сибири в Европу. Теперь он теснее свяжет Заполярье с азиатскими рынками.
В геополитическом плане ставка Китая и Индии на Арктику как на инструмент обеспечения их энергетической безопасности сблизит эти государства с северным российским регионом. Более того, если морские поставки энергоресурсов из РФ в Азиатско-Тихоокеанский регион будут расти, через Берингов пролив станет проходить все больше судов — ведь это единственный пролив, соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны. Это будут танкеры и сухогрузы, пунктом назначения которых станут терминалы Индии, Китая и других восточных стран.
В мае 2020 года газовоз "Кристоф де Маржери", флагман флота из 15 судов, который обслуживает "Ямал СПГ", успешно преодолел восточный участок Северного морского пути, направляясь в Китай. Это была попытка "Росатома" продлить сезон судоходства по данному маршруту, который обычно длится с июня по ноябрь. Этот ледокольный танкер в начале 2021 года осуществил еще одно начинание, впервые совершив зимнее плавание по покрытому льдом океану в Азию. В конце января он прибыл в китайский порт.
Санкции и эмбарго заставляют все новые суда отправляться в ледовое плавание в заполярных широтах. В октябре нефтяной танкер усиленного ледового класса под российским флагом вышел с грузом нефти из Мурманска. Обычно суда из этого арктического порта идут в Европу, однако он отправился в плавание длиной 5310 километров на восток, пройдя по Северному морскому пути и прибыв в середине ноября в китайский порт Жичжао. Это был уже второй случай, когда предназначенная для Азии российская нефть была отправлена туда необычным коротким путем через Арктику. Похоже, что в предстоящие годы этому примеру последуют все новые суда.
Автор: Трим Эйтерйорд (Trym Eiterjord)
Ссылка