Мало того, Politico признает и обоснованность претензий России на этот регион не только чисто географическими, но и историческими причинами. «В греческой мифологии Арктика, — пишет Розен, — была известна как Гиперборея, утопический дом бессмертной расы, жившей в пределах досягаемости богов. Климат там был умеренным, белые лебеди скользили по незамерзшим озерам, а тополя, с которых капал янтарь под многолетним солнцем, приносили обильные урожаи. В русской националистической идеологии русские являются естественными преемниками гиперборейцев. Сам Путин сказал, что регион является "концентрацией практически всех аспектов национальной безопасности — военной, политической, экономической, технологической, экологической и ресурсной"».
Поэтому автор Politico считает вполне логичным тот факт, что «в то время как другие страны только недавно начали рассматривать Арктику как новый фронт в войне России с Западом, Россия рассматривала ее, таким образом, на протяжении десятилетий.
За последние восемь лет Москва вновь открыла и модернизировала более 50 баз времен холодной войны, расположенных на ожерельях ее арктического побережья протяженностью 25 000 миль. Российские силы патрулируют Северный морской путь страны у юго-восточного побережья Шпицбергена, проводя спорадические военные испытания, которые причиняют неудобства норвежским рыболовным судам. Российские силы также насмехаются над американскими морскими судами у берегов Аляски», считает издание.
В США признают, что санкции Запада против России заставили ее переориентироваться на Восток, что привело к усилению значения торговых путей через Арктику.
«Санкции Запада открыли для России новые энергетические перспективы, — пишет американское издание Diplomat. — На смену европейским партнерам пришли азиатские. Они придали импульс развитию уникальной артерии — Северного морского пути, который поможет Путину достичь грандиозной цели. С уходом европейских партнеров и покупателей Россия делает ставку на Китай и Индию, рассчитывая на их помощь в реализации энергетических проектов в Арктике».
Признавая, таким образом, очевидные успехи России в освоении и укреплении своих границ в Арктике и наличие у нее в этом мощных партнеров, американцы при этом сами признают, что в этом они значительно отстают. «Америка играет в догонялки в условиях, когда у нее мало опыта и возможностей», — констатирует Politico.
И это действительно так. У США в Арктике имеются в настоящее время всего два ледокола, которые позволяют военным и торговым судам перемещаться по замерзшим водным путям. Правда, американцы планируют построить еще шесть ледоколов, а ее союзник Канада — 18, но у России планы куда более грандиозные — она планирует постройку более 50-ти. Нет у США на Аляске и арктических глубоководных портов, необходимых для размещения более крупных военных и транспортных судов. Единственный такой порт находится в Туле в Гренландии, где расположена авиабаза США. А остальные шесть ее арктических военных баз — все «резервные» и постоянно нуждаются в ремонте из-за последствий изменения климата.
Именно это, как видно, беспокоит Вашингтон куда больше, чем даже экономическое соперничество в освоении несметных природных богатств Арктики. Россия уже плотно окружена военными базами США чуть ли не по всему периметру ее территории. На Западе — это сегодня враждебная нашей стране Европа, усеянная базами НАТО. На Дальнем Востоке — Япония, на Севере уже давно вступившая в НАТО Норвегия, а также собирающиеся вступить в этот агрессивный блок Швеция и Финляндия, но, по сути, уже давно и тесно с НАТО сотрудничающие. Но остается громадная по протяженности граница России в Арктике, где США имеют свои базы только на Аляске и в Гренландии.
А потому Politico открыто намекает, что эта борьба за Арктику оборачивается военным противостоянием. «Эта арктическая пустыня, — пишет газета, — стремительно становится центром нового конфликта. Огромный морской лед, покрывающий Северный Ледовитый океан, быстро тает из-за изменения климата, теряя 13% за десятилетие — темпы, которые, по мнению экспертов, могут сделать Арктику свободной ото льда летом уже в 2035 году. Оттепель уже создала новые судоходные пути, открыла существующие сезонные пути на большую часть года и предоставила больше возможностей для добычи природных ресурсов. Нации теперь соревнуются за военный и коммерческий контроль над этой недавно доступной территорией — соперничество, которое только обострилось после вторжения России в Украину».
Заместитель помощника министра обороны США по арктической и глобальной устойчивости Айрис А. Фергюсон заявил, что «Министерство обороны рассматривает Арктику как потенциальную площадку для соперничества великих держав».
При этом он назвал Россию «острой угрозой», а также выразил опасения, что Китай, как «постоянная угроза», стремится «нормализовать свое присутствие и играть более важную роль в формировании арктического регионального управления и вопросов безопасности». Как известно, Китай внес свой вклад в проекты по сжижению природного газа и профинансировал завод по производству биодизеля в Финляндии в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь», которая теперь достигает Арктики.
А потому причитания в СМИ насчет «отставания» США в Арктике на самом деле звучат как призыв к еще большему наращиванию военного присутствия Соединенных Штатов и НАТО в регионе. К тому же на самом деле американцы вовсе не сидят, сложа руки. Год назад Пентагон принял обновленную арктическую стратегию. Особое внимание в ней уделили России и Китаю — главным конкурентам. А ключевой ее элемент — развертывание на Аляске так называемого оперативного соединения Multi-Domain Task Force, сопоставимого с полнокровной дивизией: штаб, подразделения обеспечения и несколько бригад разного назначения. При этом главная ударная сила MDTF — системы залпового огня, дальнобойные высокоточные ракеты и — в перспективе — гиперзвуковое оружие. По замыслам стратегов США, это формирование будет действовать как с территории Аляски, так и непосредственно в Арктике. Огнем при необходимости его поддержит флот, который давно и активно осваивает регион. Первую «разведку боем» провели еще в мае 2020-го: три американских эсминца «Арли Берк» и британский фрегат «Кент» вошли в Баренцево море — домашнюю акваторию российского Северного флота.
Как заявил РИА Новости заместитель секретаря Совбеза России Михаил Попов, намерения у американцев в регионе более чем серьезные: эсминцы с управляемым ракетным вооружением в Баренцевом море, постройка к 2027-му трех тяжелых ледоколов, создание в Арктике пунктов базирования кораблей и подводных лодок, армейская дивизия, специально подготовленная для действий за полярным кругом.
«В Арктике США стремятся оспорить законные права России, получить беспрепятственный доступ к ресурсам региона и Северному морскому пути, — указал замсекретаря Совбеза. — Исходя из этого, за последние два года приняты арктические стратегии министерств обороны, армии, ВВС, ВМС». Он отметил, что Вашингтон будет продвигать свои интересы с помощью солдат и крылатых ракет «Томагавк».
Стремительное таяние льдов привлекает к Арктике все больше внимания.
Американцы рассчитывают на полезные ископаемые, которые уже скоро станут доступны для добычи. За них и разворачивается борьба. Но Россия намерена в этих условиях твердо отстаивать свои права в регионе, имея в виду, прежде всего, его экономическое развитие.
«Россия в Арктику возвращается и с экономической точки зрения, и с точки зрения обеспечения обороноспособности страны, и с точки зрения предотвращения чрезвычайных ситуаций. Там инфраструктура МЧС у нас будет развиваться. Будет происходить освоение Северного морского пути, там у нас уже развернулись некоторые крупные экономические проекты, в том числе — в сфере энергетики», — сказал президент РФ Владимир Путин, выступая в сентябре на встрече с участниками Всероссийского молодежного экологического форума «Экосистема. Заповедный край».
Развитие арктических территорий России, как заявил Путин, является общенациональной приоритетной задачей. Ее выполнение позволит максимально воспользоваться огромными запасами нефти, газа, угля и прочих полезных ископаемых, которые таит в себе этот регион. Северный морской путь (СМП) идет от Карского моря на восток до Берингова пролива и играет огромную роль в освоении этих земель, давая возможность поставлять их ресурсы на экспорт на рынки, находящиеся в более южных широтах Европы и Азии.
Благодаря таянию морского льда воды вдоль этого маршрута становятся все более пригодными для судоходства. В 2018 году Путин призвал увеличить объем морских перевозок по СМП до 150 миллионов тонн в год к 2030 году. Руководство страны с удвоенными усилиями реализует сейчас эти грандиозные планы. В апреле заместитель премьер-министра Юрий Трутнев заявил, что к 2030 году по СМП будут перевозить до 200 миллионов тонн грузов.