"Из беспризорников делал артистов балета, а Цискаридзе выгнал на 2-й день занятий".
Великий педагог Пестов, которому обязан русский балет
Вам знакомо имя великого педагога, балетмейстера Петра Антоновича Пестова? Вероятнее всего, нет. Он не был звездой, чье имя не сходит с афиш. Но он был тем, кто эти звезды «зажигает». Еще в 1968 после выпуска первого курса о Пестове заговорили, как о лучшем педагоге русского балета!
***
Техничный, артистичный, самобытный танцор Пестов и сам был достоин «звездного» статуса. Да вот беда – фактуры, что называется, Бог не дал. Петр был очень маленького роста. Порой, оказывался ниже своих учеников. Николай Цискаридзе вспоминал:
Я, 13-летний, скромный грузинский мальчик (мама дала мне огромный букет роз), почтительно подошел к Пестову в коридоре и сказал: «Я буду учиться в Вашем классе». И страшно растерялся, поняв, что вместо того, чтобы поднять на учителя глаза, смотрю на него сверху вниз…
Так что на его долю выпадали только характерные роли. В них он был великолепен! Однажды, посетив «Лебединое озеро» Новосибирского театра, Хрущев велел отметить работу танцоров, изображавших Одетту и Шута. Шутом был как раз Пестов – ему немедленно дали персональную ставку. Впрочем, из театра он тут же ушел, поступив на педагогическое отделение ГИТИСа.
" Откуда мысли о педагогике?"
Юный Пестов учился в Перми, куда во время войны эвакуировалось Московское хореографическое училище. В Пермь шел поток беспризорников – их, 8-10 летних ребят подбирали на освобожденных территориях. В детских домах отчаянно не хватало мест. И директора училища упросили: мол, раз у вас есть интернат, возьмите группу, хоть на несколько месяцев.
Что делать с «малолетними оторвами» изысканная балетная публика понятия не имела! Дамы-преподавательницы, еще заставшие "утонченные царские времена", одна за одной «сходили с дистанции», столкнувшись с уличным хамством и неуправляемостью. Возникла идея «подослать» к беспризорникам старшего ученика. Хоть как-то их организовать, чтобы другим не мешали. И тогда руководитель училища Н.А.Гейденрейх предложила:
Есть у меня парень на старшем курсе. Серьезный. Дисциплинированный. Старательный. Давайте попробуем.
Петру пообещали сшить от училища пальто к выпуску и неофициально подкинуть немножко денег.Укрощение «орды»
Первое, что услышал молодой «педагог» от заводилы беспризорников Райме Рино:
Ты бы горло лучше чистил по утрам вместе с зубами, заика! Чего уставился? Чеши, давай, пятки отсюда!
А когда он пригласил класс к станку, мальчишки начали раскачиваться на палках, как обезьяны. Хотел сбежать сразу, но не решился подвести своего педагога. Вскоре ему пришла в голову счастливая мысль. В местном театре шла «Спящая красавица» – очень красивая постановка. Он предложил отвести туда детей. Начальство опасалось, что мальчишки начнут буянить, но произошло чудо:Они были сражены, как только открылся занавес! Прилипли к стульям и сидели, не отрывая от сцены глаз – красиво, костюмы необычные, танцуют… На следующий день с утра подходит ко мне этот их главарь Райно и говорит: «Хорошо, учи нас, чтобы мы так же плясать могли, как эти там… Немедленно учи!»
Вскоре подключились опытные педагоги, и из мальчишек вышел толк – большая их часть стала профессиональными артистами балета.То, что в ГИТИС Пестов поступил практически без подготовки, его окрылило. Он увидел в этом знак судьбы. Хотя преподаватели долго присматривались к щупленькому студенту:
Профессор Тарасов уже у всех уроки посмотрел, а меня не зовет. Потом рассказывали, он спрашивал в деканате: «Что за странного заморыша и заику мы взяли? Подойти страшно… Может, отчислить?» Но когда я показал ему свой подготовленный урок, Тарасов говорил, что даже заикание мое ему не мешало, подкупило его собственное видение материала и убедительная аргументация. Потеплел ко мне сразу, как-то даже опекать начал
Еще студентом его, по рекомендации Н.А. Гейденрейх, взяли в Хореографическое училище – некому было поручить класс, оставшийся без педагога. Успех был такой, что доучиваться пришлось заочно – Пестову поручили индивидуальную работу с двумя многообещающими старшими студентами.
" Любовь, которая приходит с осознанием "
Нет, он не был любимцем учеников. Слишком строг. Младшие его попросту боялись. Только позже, по мере взросления до учеников Пестова начинало доходить, какую неоценимую услугу оказал им строгий педагог, научив дисциплине, перфекционизму, умению чувствовать музыку каждой клеточкой своего тела. И чем больше потенциала он видел в ученике – тем безжалостней был к нему. Николай Цискаридзе вспоминал:
На второй же день он впервые выгнал меня из класса. Нужно было стоять прямо – не отходить, не прислоняться к стене…Я плакал от обиды. А учителя, проходившие мимо, меня ободряли: «Раз Пестов тебя выгоняет -точно звездой станешь! Все, кто на твоем месте стояли, теперь звезды…»
И много лет спустя они, ученики Пестова разных поколений, узнавали друг друга, увидев на сцене или у балетного станка – пестовская выучка безошибочно заявляла о себе. Жалко, что учителя такого масштаба приходят в мир так редко, вы согласны?