РЕН ТВ
Сегодня
Гении-двоечники: кто из известных людей плохо учился в школе[b]
[b]Гении-двоечники: кто из известных людей плохо учился в школе Global Look Press/CNP/AdMedia
Президент США Джо Байден рассказал о том, как он пришел в большую политику. Своими воспоминаниями американский лидер поделился на встрече с пожарными в Белом доме. По словам Байдена, он рос в Клеймонте, штат Делавэр. Ходил в школу Святого Розария, которая располагалась напротив пожарной части. И, как отметил господин президент, все его одноклассники становились либо пожарными, либо полицейскими, либо священниками. А ему самому, как признал Байден, не хватило квалификации для этих профессий. И вот так он оказался в Белом доме. Шутки шутками, но далеко не все правители, ученые и прочие знаменитости могли похвастаться блестящей учебой в школе.
Кто из великих гениев был заядлым двоечником?
Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
"Ничего не добьется"
Основатель группы The Beatles Джон Леннон в школе был двоечником и хулиганом. Учителя называли Джона фигляром, а его дневник пестрел замечаниями за отвратительное поведение, а также нелестными эпитетами о талантах ученика: "никаких способностей", "клоун в классе", "безнадежный"."Грубил учителям, пропускал занятия, отказывался отвечать. Писали, что он близок к провалу, если так дальше будет продолжаться; что он ничего в жизни не добьется", – рассказал доктор исторических наук, профессор РГГУ Иван Анфертьев.
Леннон провалил школьные экзамены, чудом поступил в Ливерпульский колледж искусств, но и оттуда его отчислили за систематические нарушения дисциплины.
Скриншот видео
"Тетя Мими, которая ему заменила, по сути дела, мать, когда слышала эти упреки, отвечала: "Всыпать ему по первое число", – поведал историк.Тетя Мими и учителя ошибались. Леннон стал одним из самых выдающихся композиторов, поэтов и исполнителей XX века. Любопытно, что, когда битлы стали живыми легендами, в той самой школе, где учился Джон, учеников заставляли учить и анализировать лирику The Beatles.
"Леннон получил письмо от ученика той школы, в которой он когда-то учился. А письмо было следующего содержания: учителя заставляют учеников анализировать тексты The Beatles. В итоге Леннон написал песню "Я – морж" с текстом абсурдистского содержания, который не поддается анализу специально, чтобы запутать школьных учителей", – отметила кандидат педагогических наук, доцент МГПУ Светлана Гуськова.
26-е место в рейтинге успеваемости
Не блистал в учебе и другой гений словесности – Александр Пушкин. Среди 29 учеников Царскосельского лицея в рейтинге успеваемости Пушкин занимал 26-е место.
Скриншот видео
"Он предпочитал заниматься в лицее только теми предметами, которые ему были интересны. А интересны ему были российская поэзия и французский язык", – пояснил профессор РГГУ.Сложнее всего Пушкину давались точные науки. Вот такую характеристику ему дал преподаватель физики и математики Яков Карцев: "Очень ленив, в классе невнимателен и нескромен, способностей неплохих, имеет остроту, но, к сожалению, только для пустословия, успевает весьма посредственно".
"Сын лени вдохновенный"
Хуже всех в классе Пушкина учился его друг – поэт Антон Дельвиг. Александр Сергеевич называл его "сыном лени вдохновенным". А лучшим в списке выпускников был князь Александр Горчаков, который впоследствии стал канцлером Российской империи. О нем Пушкин отзывался так: "Питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель".
Скриншот видео
Любопытно, что в табеле успеваемости Горчакова красовались не пятерки, а единицы. Дело в том, что система отметок тогда была другой."Была предпринята система очень интересная оценивания, знакомая нам по пятибалльной системе. Шкала ранжировалась так: самая высокая оценка –единица, самая низкая, соответственно, пятерка", – объяснила педагог.
Миф о плохой успеваемости Эйнштейна
Из-за аналогичной системы отметок сложился миф о плохой успеваемости Альберта Эйнштейна. Среднее образование будущий нобелевский лауреат получил в швейцарской школе. По старинной традиции знания учеников там оценивали по шестибалльной шкале, где лучшей отметкой была единица, а худшей – шестерка. Однако в последнем триместре школьное руководство перевернуло оценочную шкалу с ног на голову.
Скриншот видео
"Где шестерка была наивысшим баллом. И вот поэтому расхождение, разночтение в понимании уровня успеваемости Эйнштейна", – подчеркнула эксперт.Малограмотный император
Еще один миф связан с именем первого российского императора Петра Великого. Есть версия, что государь был малограмотным, поскольку допускал в письме массу орфографических ошибок, порой пропуская в словах сразу по несколько букв.
Скриншот видео
"По документам у него был безобразный почерк, его было трудно разобрать. Получилось это так, что либо в детстве, когда его обучали, были не очень хорошие учителя, либо он был очень непоседлив и, пользуясь своим положением, игнорировал эти занятия", – предположил Анфертьев.Учителя у Петра действительно были не самыми выдающимися, да и университетов в России той эпохи не существовало. Однако недостаток базовых знаний Петр впоследствии с лихвой компенсировал самообразованием. А что касается якобы неграмотности государя, то, во-первых, тогда еще не приняли строгие правила правописания. Они появятся позже, когда Ломоносов опубликует "Российскую грамматику". А во времена Петра большинство образованных людей писали по принципу "как слышится, так и пишется". А во-вторых, царь мог намеренно пропускать буквы в словах ради скорописи.
"Он делал эти опечатки или пропускал буквы в словах сознательно, чтобы смысл слова был понятен и без пропущенных букв. Так тоже могло быть", – пояснил историк.
Принудительная учеба для дворян
Кстати, именно при Петре уровень грамотности российского народа начал постепенно расти. Государь учредил так называемые цифирные, или арифметические, школы, где дети дворян и чиновников обучались письму, чтению, арифметике и азам геометрии. Причем учиться дворянских недорослей отправляли в принудительном порядке.
"Петр I в этих условиях запретил даже жениться и создавать семью без свидетельства об окончании этой школы", – добавил профессор РГГУ.
Несмотря на все усилия Петра и других российских императоров, вплоть до Октябрьской революции большинство населения оставалось неграмотным. Это исправили большевики, которые уже к 1920 году обучили грамоте три миллиона человек, а к 1939-му читать и писать умели уже около 90% советских граждан. Кстати, школьникам было на кого равняться. Вождь мирового пролетариата Владимир Ленин учился на отлично. Его аттестат портила всего одна "четверка" – по логике.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.