19 июля 1822 французский учёный Жозеф Ньепс сделал первую в мире фотографию.
«Комсомолка» вспоминает старые снимки, положившие начало фотоискусству и вошедшие в историю
«Вид из окна», Жозеф Ньепс, Сен-Лу-де-Варенн, 1826
Контур крыш едва угадывается.
Фото: Жозеф НЬЕПС
Ньепс начал работать над фотографическим изображением в 1816 году. Но первые опыты были неудачными. Для получения снимков использовалась серебряная соль, а, когда на нее попадал дневной свет, она чернела. Ученый ищет новые материалы, ими становятся медные и известняковые пластинки, которые покрывают асфальтом. Шесть лет потребовалось, чтобы опыты дали результат. В 1822 году француз, наконец, получил изображение. Называлась первая фотография «Накрытый стол» и до наших дней не сохранилась. Зато на «Вид из окна», сделанный в 1826 году тем же Ньепсом, мы можем посмотреть и сегодня. В этом снимке использовался сплав олова со свинцом. Но сейчас не так важно, как это было сделано. В «бабушке всех фотографий» не сразу угадывается контур городских крыш, но в этом несовершенстве и состоит прелесть снимка.
«Дети императора Николая II, обритые после кори», Пьер Жильяр, Царское село, 1917
Снимок стал пророческим.
Фото: Пьер ЖИЛЬЯР
Последний российский император был заядлым фотографом, и заразил этим модным увлечением всю семью. У всех были фотоаппараты. Дочери, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей – все с увлечением делали снимки. Однако самой известной и трагичной стала фотография, сделанная учителем французского и наставником Алексея Пьером Жильяром. 1917 год, уже свершилась Февральская революция, Николай Второй находится в Ставке - в Могилеве, накануне своего отречения. Семья в Царском Селе, где все дети очень тяжело переболели корью. В переписке с императрицей Николай Второй сам попросил сфотографировать обритые головы выздоравливающих княжон и наследника. Что и сделал Жильяр 4 июля. Снимок задумывался как шутка, а стал страшным пророчеством. Головы, словно мертвые. Ровно через год, в июле 1918, семью и приближенных императора расстреляют в Екатеринбурге в подвале дома инженера Ипатьева.«Чудовище озера Лох-Несс» или «Фотография хирурга», Мармадьюк Уэтерелл, Лох-Несс, 1934
Несси оказалась мистификацией. А все так верили...
Фото: Мармадьюк УЭТЕРЕЛЛ
Уже в 30-ые годы прошлого века фотография перестала быть чем-то исключительным и стала явлением бытовым. И появились первые мистификации. Подделкой считается и фото так называемой Несси, ящера из шотландского озера Лох-Несс. Вернее, снимок-то настоящий и едва ли не самый знаменитый за всю историю фотографии, а вот существование чудовища сейчас ставится под сомнение. А ведь поначалу все поверили в Несси, и не только любопытные туристы, но и ученые. В маленькую деревушку началось настоящее паломничество и тех, и других. На экспедиции не жалели средств, но никаких следов монстра не находили. Зато постоянно находились очевидцы, утверждавшие, что видели Несси. Но фотографий-то у них не было! И вот в 1994 году некий Кристиан Сперлинг заявил, что на фото – подделка. Якобы его отчим, Мармадьюк Уэтерелл выполнял заказ для лондонской газеты Daily Mail. Газетчикам требовалась сенсация – и они ее получили. Уэтерелл не смог найти гигантского ящера, легенды о котором ходили еще с VI века, и решился на мистификацию. Так что на снимке не таинственное животное, а искусственная конструкция. А «Фотографией хирурга» его называют, потому что мошенники для пущей правдоподобности уговорили местного хирурга Роберта Кеннета Уилсона назваться автором снимка.«Водружение Знамени Победы над Рейхстагом», Евгений Халдей, Берлин, 1945
Знамя нашей Победы!
Фото: Евгений ХАЛДЕЙ
Еще одно фото, которое ни в коем случае нельзя назвать мистификацией, тем не менее, снимок этот постановочный. Известный советский фотохудожник, участник Второй мировой войны, запечатлевший самые яркие и драматичные ее моменты, Евгений Халдей сделал фотографию по заданию ТАСС. Рейхстаг снят 2 мая 1945 года, фашистская Германия фактически уже побеждена, и бои велись только одиночные. Так что знамя водружают по просьбе фотохудожника. Но это ничуть не снижает накал, содержание снимка и его значение для истории. Кстати, великий Халдей все свои военные кадры сделал камерой «Leica», с которой не расставался на фронтовом пути от Мурманска до Берлина.«Эйнштейн, показывающий язык», Артур Сэйсс, Принстон, 1951
Так все выглядело сначала.
Фото: Артур СЭЙСС
Вот так выглядит полный вариант самой известной фотографии Эйнштейна.
Культовым снимок стал, потому что его грамотно откадрировали.
Фото: Артур СЭЙСС
После празднования своего 70-го дня рождения в Принстонском университете он сидит в машине между доктором Эйделотом и его женой. В этот момент к авто подошел репортер Артур Сэйсс и попросил Эйнштейна улыбнуться. Уставший от назойливых папарацци, тот высунул язык. А Сэйсс успел его «щелкнуть»! В редакции снимок произвел фурор. Профессор и его жена, по правде говоря, редакторов интересовали мало. Но вот великий ученый, дурачащийся, как мальчишка, - это тянет на сенсацию. И вот что значит умелое кадрирование - ненужное отрезали, и мир получил фото, ставшее культовым. Правда, существует еще одна версия появления окончательного варианта. Будто бы самому Эйнштейну кадр так понравился, что он заказал открытки с изображением своей головы, и рассылал друзьям и знакомым.«Портрет Че Гевары», Альберто Корда, Куба, 1960
Че - вечный символ свободы.
Фото: Альберто КОРДА
Об этой фотографии просто нельзя не рассказать. Ведь именно ее Мэрилендский институт искусств назвал «символом ХХ века и самой известной фотографией в мире». А ведь поначалу в редакции местной газеты, куда принес снимок фотограф Альберто Корда, его не взяли. В 1967 году Корда подарил портрет своему другу итальянскому издателю Фельтринелли. В этом же году Че Гевара погиб. И портрет напечатали в Милане как постер. Миллионный тираж разлетелся за считанные дни. С тех пор изображение Че продолжает тиражироваться. Для кого-то это просто стильные вещи, для кого-то по-прежнему - символ свободы и мятежного духа, воплощенный в образе кубинского команданте. Признайтесь, у вас тоже есть майка с Че?
Люленция