Нынешнее падение цен вызвано вовсе не «политическим заговором», а является результатом различных объективных факторов. Во-первых, США восстановили свою экономику, и поэтому Федеральная резервная система страны завершила программу «количественного смягчения» (нетрадиционная монетарная политика, используемая центральными банками для стимулирования национальных экономик, когда традиционные монетарные политики в связи с рядом факторов являются неэффективными или недостаточно эффективными — прим. пер.), ужесточила денежную политику. Доллар окреп, цены на нефть начали падать.
Во-вторых, в мире снизилась потребность в энергии. С одной стороны, в развитых странах наметилась тенденция к снижению потребления энергии: США, например, достаточно своей энергии, и они даже экспортируют часть собственных энергоресурсов. В Европе и Японии тоже виден спад спроса на энергию. Кроме того, Япония возобновила атомную промышленность и снизила объемы импорта энергоресурсов. С другой стороны, стабилизировались энергетические потребности таких развивающихся стран, как Китай и Индия. Так как КНР реформирует свою экономику и модель развития страны, ее многолетняя нужда в энергоресурсах ослабевает. Индия отстает от других из-за своей плохо развитой инфраструктуры, поэтому в краткосрочной перспективе она вряд ли изменит свою зависимость от каменного угля как главного энергоресурса.
В-третьих, страны ОПЕК и не думают снижать объемы добычи. При этом Саудовская Аравия, будучи главной нефтедобывающей страной в Персидском заливе, использует себе во благо крепкий доллар и слабый спрос и за счет низких цен на нефть наносит удар по добыче сланцевой нефти и сланцевого газа, которая представляет огромную опасность для ее экономики, ориентированной на энергетическую отрасль. До тех пор пока цена за баррель будет оставаться ниже 75 долларов, сланцевая промышленность не будет прибыльной.
В-четвертых, несмотря на то, что низкие цены на нефть принесли огромные убытки России, она не собирается снижать объемы добычи нефти и газа. Это не только потому, что добыча энергоресурсов занимает очень важное место в жизни страны, но и потому, что с началом нового тысячелетия Россия вложила слишком много денег и сил в эту отрасль. Если не поддерживать или даже не увеличивать добычу, РФ не удастся возместить свои инвестиции. Это также может привести к более серьезному экономическому и даже политическому кризису. К тому же если Россия продолжит добычу энергоресурсов, это будет означать, что Владимир Путин не собирается идти на уступки перед Западом, ведь он должен отстаивать свою политическую волю до последнего.
В-пятых, падение нефтяных цен, конечно, сказалось негативно и на США, однако по ряду экономических и политических причин Запад все равно доволен снижением нефтяной стоимости: ведь это оказывает давление на режим Путина и способствует восстановлению их собственной экономики. В конце концов Россия страдает от низких цен на нефть гораздо больше, чем от каких-либо санкций.
Последствия спада нефтяных цен для мирового развития
По вышеописанным причинам цены на нефть продолжают снижаться, и вряд ли эта тенденция изменится в краткосрочной перспективе. Это обязательно отразится на мире и его развитии.
Во-первых, взглянем на Китай, который является двигателем мировой экономики. Сегодня КНР оказалась в таком положении, что а) страна находится на ключевом этапе масштабных реформ и экономических преобразований и б) ухудшение экологической ситуации начинает мешать дальнейшему развитию. Падение цен на нефть выгодно Пекину, поскольку дает ему пространство для маневра при проведении реформ. При этом оно также способствует развитию высокоэффективных экологически чистых источников энергии, которые постепенно будут вытеснять те источники, которые загрязняют окружающую среду. Стабильное развитие КНР будет и дальше способствовать перемещению азиатско-тихоокеанского и глобального стратегического баланса на Восток, что позволит однополярному миру как можно скорее стать многополярным.
Снижение нефтяных цен также вдохнуло новую жизнь в США и другие развитые страны, которые довольно долго находились в экономическом застое. Падение стоимости нефти привело к тому, что цены на транспорт, перевозки, строительство, путешествия и продукты тоже начали снижаться. Это, конечно же, сыграло на руку западным потребителям. А дальнейшее восстановление экономики придаст новый импульс политическому, военному и дипломатическому развитию стран Запада во главе со Штатами.
Однако падение нефтяных цен имеет и отрицательные стороны. Больше всего люди обеспокоены тем, что длительное снижение стоимости нефти может привести к еще одному кризису задолженности и даже к финансовому кризису. Так как цены на нефть довольно долго были высокими и стабильными, в последние десять лет область энергетики стала фаворитом для капиталовложений, причем особенной популярностью пользовалась добыча сланцевого газа и сланцевой нефти.
Согласно специальному докладу Международного энергетического агентства World Energy Investment Outlook за 2014 год, только в 2013 году мировые инвестиции в энергетику достигли 1,6 триллиона долларов США. За прошедшие пять лет 30% облигаций, выпущенных в США, имели отношение к этой отрасли. Часть из них относится к так называемым мусорным облигациям (высокодоходные облигации с кредитным рейтингом ниже инвестиционного уровня — прим. пер.). Резкое падение нефтяных цен обязательно приведет к тому, что инвесторы потеряют свои деньги. Так как инвестиции тесно связаны с долговыми обязательствами, малейшая ошибка может привести к финансовому кризису.
Допустить развал России во второй раз было бы иррациональной авантюрой
Одной из наиболее серьезных проблем стали политические риски, возникшие в результате падения нефтяных цен. По мере того, как цены начали снижаться, путинской России стало сложно сводить концы с концами, на нее обрушилось три сильных удара: отток капитала, обесценивание рубля и инфляция. Да и Запад ввел против нее санкции. Верно говорят, что беда не приходит одна. Если так будет продолжаться и дальше, экономический кризис может привести к политической нестабильности. На Западе бытует мнение, что необходимо пользоваться моментом и продолжать давить на РФ, чтобы она распалась.
Если развал Советского союза благоприятно сказался на мире и его развитии, то мысли о том, что нужно развалить Россию, в лучшем случае можно назвать неосмотрительными. На практике это может быть очень опасно.
Во-первых, сегодняшний мир идет к многополярности, стратегический баланс между большими державами стал слишком хрупок. Не стоит забывать и бесчинства экстремистов и террористов. Когда речь идет о таких вопросах, как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, украинский кризис и подъем Китая, интересы стран расходятся, а порой даже приводят к конфликту. Это доставляет многочисленные проблемы Америке, которая когда-то единолично правила миром, и ее союзникам — ЕС и Японии. Если такая влиятельная в сфере экономики, безопасности и дипломатии страна, как Россия, с треском развалится, это вряд ли благоприятно отразится на нашем мире.
Во-вторых, РФ, неважно, идет ли речь о ее мощи, способности принимать важные решения или национальном самосознании, не похожа на ту страну, какой она была до развала СССР. Если Москву загоняют в угол, она вынуждена давать отпор. И это касается не только украинского кризиса, который нарушает мирную обстановку и развитие на Евразийском континенте. России также следует опасаться, когда речь идет об Ираке, Ближнем Востоке и Корейском полуострове. С одной стороны, это увеличивает политическую и экономическую ответственность, а также ответственность в сфере безопасности главных заинтересованных в этом регионе западных стран. С другой стороны, Москва может дестабилизировать ситуацию в нефтедобывающих регионах для повышения цен на нефть.
Недавно президент России объявил о прекращении строительства газопровода «Южный поток», который должен был через Болгарию протянуться до юга Европы. Вместо этого Россия решила строить газопровод в Турцию. Здесь, очевидно, политические соображения превзошли экономические. Цель Путина — воспользоваться противоречиями между Турцией и Западом в вопросах противостояния Исламскому государству (ИГ) и с помощью такого «подарка», как газопровод, перетянуть Анкару на свою сторону. Тогда Москва сможет управлять ситуацией в Ираке и во всем Черноморском и Средиземноморском регионах.
В то же время Россия укрепляет сотрудничество с Ираном по таким вопросам, как Сирия, ИГ, распространение ядерного оружия — все эти проблемы принесли Америке, Европе и их союзникам на Ближнем Востоке немало головной боли. Москва и Тегеран усиливают взаимодействие, они даже заявили, что собираются создать Объединенное командование для борьбы с ИГ и для улучшения обстановки в Сирии. Все это будет, естественно, происходить на Ближнем Востоке. В конце концов, волнения в этом регионе могут подстегнуть увеличение стоимости нефти.
Важно отметить, что Путин также активно работает и в корейском направлении. После визита спецпосланника Ким Чен Ына Цой Рён Хэ (Choe Ryong-hae) в Москву, президент РФ пригласил лидера КНДР и президента Южной Кореи Пак Кын Хе (Park Geun-hye) в Россию. Глава РФ также положительно отнесся к проекту помощи в реконструкции северокорейских железных дорог. Так как корейская ядерная проблема остается нерешенной, шестисторонние переговоры тоже приостановлены. Путин явно собирается с помощью северокорейского вопроса влиять на обстановку в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Роль Китая
Стабильная Россия отвечает интересам Китая, это также важно для мира и его дальнейшего развития. КНР сложно контролировать цены на нефть, однако в другом важном для РФ деле, украинском кризисе, Пекин может добиться определенных успехов.
Очевидно, что США и Китаю сложно сотрудничать по украинскому кризису Это не только потому, что внутри Америки есть серьезное расхождение мнений по этому вопросу, а предстоящие президентские выборы значительно ограничивают решения и действия Вашингтона, но и потому, что страны преследуют разные цели в этом вопросе. США выгоден раскол на Украине: с одной стороны, Европе будет сложно свести ее зависимость от Америки на нет, с другой стороны, напряженная обстановка в том регионе давит на Путина. В этом и заключается основная причина того, почему Вашингтон в целом бездействует, но время от времени ставит палки в колеса России.
Однако ситуация на Украине в полной мере «обнажила» стратегическую дилемму Китая в выборе между США и РФ, а также РФ и Европой. С одной стороны, для Пекина важны всесторонние отношения стратегического партнерства с Москвой. Если Россию разрушат, целиком и полностью ухудшится и стратегическая обстановка для Китая. С другой стороны, «новая модель отношений великих держав» КНР и США играет ключевую роль для стратегии мирного развития Китая. Отношения с Европой являются важным звеном в глобальной сети партнерских отношений. Поэтому активно помогать разрешать украинский вопрос не только выгодно для установления мира во всем мире, но и соответствует коренным интересам Пекина.
Несмотря на то, что обстановка в переговорах между Россией и Европой по украинскому вопросу очень напряженная, продолжение борьбы не выгодно ни одной из сторон. Чем быстрее ситуация нормализуется, тем лучше и для Москвы, и для Брюсселя, и для Китая, конечно же. Однако из-за серьезных разногласий сторон между ними практически не осталось стратегического доверия. Пекин должен воспользоваться моментом и отправить высокопоставленных чиновников и спецпосланников, чтобы они стали посредниками между РФ и ЕС. Цель Китая вовсе не заключается в том, чтобы самому разрешить украинский кризис. Ему нужно уговорить Россию и Европу поспособствовать этому, не допустить усугубления ситуации. На этой почве необходимо создать механизм для переговоров и путем совещаний и компромиссов решить наконец-таки украинский вопрос.
Китай играет активную посредническую роль в кризисе на Украине. Пусть он и не может целиком осуществить свою цель, однако это непременно благоприятно скажется на имидже Китая как принципиальной, высоконравственной и ответственной державы. Ведь тот, на чьей стороне справедливость, пользуется широкой поддержкой.
Автор статьи — профессор Института государственного управления им. Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew School of Public Policy) при Национальном университете Сингапура, директор Института стран Азии и глобализации.