Елена Семерикова говорит, что такими заявлениями делаются попытки переписать, перевернуть историю.
- Я не просто возмущена, я оскорблена услышанным. Мы также знаем о заявлении Яценюка, что, оказывается, Советский Союз напал на Украину и Германию. - негодует она. - Я призываю мировое сообщество не идти на поводу отдельных политиков и пытаться переписать историю. Ветеранов, подаривших нам мир, с каждым годом остается все меньше, моя мама умерла в прошлом году, но живы мы – дети, внуки, и мы пропитаны духом великой Победы единого советского народа в той великой и ужасной войне. Мы никому не позволим переписать страницы этой трагедии. И сделаем все, чтобы мир помнил правду.
Дочь легендарной Ванды уверена, что 70-летие освобождения Освенцима - не повод для перетягивания одеяла.
- Это наша общая победа, и нам нужно помнить страшные уроки Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Что такое украинская армия? Не было такого! Был Первый Украинский фронт, в который входили граждане всего Советского Союза разных национальностей. Этот лагерь освобождали наши советские солдаты. Нельзя разделять их на русских, украинских, белорусских, польских освободителей. Мама рассказывала, что было очень много солдат из Сибири – крепких русских людей, - рассказала она.
По словам Елены Семериковой, ее мать, Ванда Врублевская, освобождала Варшаву, Краков, Освенцим, а также Украину. Она служила в 3 разведотряде Войска Польского им Тадеуша Костюшко.
- Мама всякий раз, когда вспоминала события тех лет, всегда с болью рассказывала об Освенциме - этом крупнейшем нацистском лагере смерти. Если бы не советская армия, не было бы Польши. И Варшава, и Краков были бы стерты с лица земли.
Елена Семерикова подчеркивает, что в Польше всегда помнили подвиг ее матери, более того, Ванда Врублевская была лично знакома с президентом Польши Брониславом Коморовским, и он оказывал ей должные почести, относился к ней очень бережно. И ей не понятны двойные стандарты польских политиков, потому что польский народ всегда помнил и чтил помощь советской армии.
Ванда Врублевская была наполовину полька, наполовину русская. Ее отец был поляком из Кракова. Он в свое время уехал из Польши и жил в Башкирии. В 1942 году в 17 лет Ванда попала в разведшколу под Москвой, выучилась на радистку. Гитлеровцы за ее голову обещали большую награду. Была награждена орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Сталинграда", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", орденами и медалями Польши. По словам Елены Семериковой, польское правительство пообещало наградить ее мать посмертно, вручив бронзовый крест (она подготовила документы и передала польской стороне).
Российский историк Константин Залесский в разговоре с «Известиями» заявил, что считает заявление главы МИД Польши “идиотским”.
- Подобные заявления в общем и целом не подходят даже ученику средней школы. В любом учебнике истории Польши написано, какие войска освобождали Освенцим, да и саму Польшу, - пояснил историк. - Заявление политика не то, что не делает ему чести, а просто показывает его низкий уровень образования, идиотизма или демонстрирует обостренную ненависть к России.
По его мнению, целью подобных заявлений является переписывание истории.
- Подобные речи - слишком выдающиеся по своей глупости. Но ведь самое плохое, что это результат давно начавшейся тенденции, которая направлена на переписывание истории Великой Отечественной войны и в целом истории, - добавил Константин Залесский.
Другой российский историк, генеральный директор фонда «Историческая память» Александр Дюков объяснил, на какой предпосылке было построено громкое заявление Схетына.
- Среди тех, кто освобождал в 1945 году Освенцим, конечно, были украинцы. Однако ворота концлагеря открыли не они, а майор Красной армии, который был евреем по национальности. Среди тех, кто освобождал Освенцим, были и русские, и украинцы, и белорусы, и представители многих других национальностей Советского Союза. Но то, что части, освобождавшие Освенцим, принадлежали к Первому украинскому фронту, вовсе не значит, что большинство из его солдат были украинцами, - пояснил историк.
Он также отметил, что “для польского министра оказался бы неприятным обстоятельством тот факт, что в нынешней ситуации эти самые украинцы, освобождавшие Освенцим вместе с солдатами других национальностей, были бы вовсе не на стороне нынешней киевской власти”.
- Нужно понимать и помнить один немаловажный момент – в составе Первого украинского фронта украинцы не составляли большинства и это были советские украинцы, - добавил историк. – Сейчас в современной Украине важные посты в силовых структурах страны занимают неонацисты. Героизируются не солдаты Красной армии, а те, кто боролся с ней и стрелял в солдат Красной армии. Поэтому нынешняя Украина не имеет отношения к тем украинцам, которые воевали против фашизма.