Нечто похожее могло случиться с российской политической элитой. Когда-то Кремль приказал ее представителям стать не верящими в Бога коммунистами, затем проевропейскими модернизаторами, а теперь они получили указание превратиться в религиозных националистов, выступающих против Запада.
Разумных людей типа бывшего министра финансов Алексея Кудрина прогнали. Представляющие аналитические материалы на основе фактов мозговые тресты игнорируются, а президент прислушивается к идеологам мистицизма.
Ангела Меркель как-то сказала, что российский президент Владимир Путин утратил связь с реальностью (позже она отреклась от своих слов). Если канцлер Германии была изначально права, то как Западу вести переговоры или даже играть против политика, не признающего факты, которые признают остальные?
Похоже, что кое-кто в российском правительстве разделяет обеспокоенность Меркель. Один мой знакомый, работающий журналистом в западной газете, недавно побывал в Москве, и там его кремлевские источники сообщили ему, что Путин стал иррационален. Эти люди заявили, что санкции бессмысленны, так как они лишь провоцируют его.
Но опять же, наверное, у его безумия (или у слухов о нем) есть причина. Начав писать статью на эту тему, мой друг задумался: а вдруг это игра? Что, если путинская демонстрация умопомешательства — прикрытие и холодный расчет для запугивания Запада? Что, если Путин хочет вызвать страх перед своими безрассудными поступками, которые он якобы может совершить, если его спровоцируют?
Если проследить за теориями заговоров, о которых рассказывает российский государственный телеканал RT, вещающий на некоторые страны Запада, могут возникнуть сомнения и в его здравомыслии. Британская организация Ofcom, следящая за работой средств массовой информации, недавно сделала вывод, что этот канал сообщал об аннексии Крыма в марте 2014 года «без должной беспристрастности и точности», чего требует его лицензия на вещание. Канал в своих передачах заявлял, что новое украинское правительство среди прочего является оплотом неонацизма, а также утверждал, что русскоязычное население Крыма находилось в смертельной опасности.
Ofcom предупредил, что дальнейшие нарушения могут привести к ужесточению санкций, вероятность которых очень велика с учетом того, что этот регулятор пока не проверял еще более тенденциозные репортажи телеканала, появившиеся с началом боевых действий на востоке Украины. Руководство RT должно было знать об этом. Или оно лишилось разума? Но есть и другое объяснение, состоящее в том, что карательные меры ему на руку, так как это станет сенсацией, а редакция сможет заявить, что свобода британской прессы — профанация. Телеканал уже давно рекламирует свой вебсайт, используя слоган «Если нас закроют на телевидении».
Находясь на посту президента США, Ричард Никсон пытался создать видимость безумия, чтобы напугать советских стратегов. Возможно, что Кремль в своих играх с НАТО следует аналогичной стратегии. Российские ВВС, похоже, нарушали воздушное пространство Литвы, военные проникали на территорию Эстонии, где похитили представителя спецслужб, а Генштаб проводил учения с имитацией удара по Варшаве. НАТО в ответ усиливает риторику и проводит собственные военные учения в регионе. Но не играет ли это на руку Кремлю? С 2011 года Кремль пытается представить дело так, будто Россия подверглась нападению со стороны Запада. Возможно, его действия иррациональны. Но также возможно, что это холодный расчет, направленный на создание образа врага.
Такие трюки приводят в замешательство. С одной стороны, подобные действия требуют ответной реакции, поскольку игнорировать их было бы неправильно. Зачем создавать стандарты вещания, если они не соблюдаются? Россия была рада дискредитировать пятую статью устава НАТО о коллективной безопасности. Но как не попасть на удочку манипуляций Кремля и опровергнуть его повествовательную линию?
Возможно, кое-кто в Москве пытается создать путаницу понятий у Запада.