Правил в коме» 90-летний король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз умер от лёгочной инфекции. Престол займёт его брат, 79-летний Салман. Государственная деятельность Абдаллы ибн Абдель Азиза была больше схожа с укреплением того положения, в которое вошла Саудовская Аравия после энергетического кризиса 1970 года. В основном король делал мало преобразований, а лишь сохранял и укреплял достижения государства: — Поставим себя на его место — нам с неба падают огромные деньги. Сумеем мы воспользоваться или не сумеем? — вопрошает политолог, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Тут противоречия не в личности короля, а противоречие в ситуации, когда всё настолько хорошо, что кажется, что от него вообще никаких усилий не требовалось. Выходит, фактически король Абдалла реализовал тот потенциал, который судьба предоставила королевству? Тогда можно сказать, что главная функция Абдаллы ибн Абдель Азиза на посту короля Саудовской Аравии заключалась в том, что он должен был сохранять стабильность правящей династии.
Новом королем Саудовской Аравии станет Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд Global Look Press Сложно сказать, что король проявил какую-то особую деятельность, потому что он в основном болел и лежал в коме. Основные же преобразования монарха касались социального сектора. Например, Абдалла ибн Абдель Азиз создал государственную программу для обучения студентов за границей, а также дал относительную «волю женщинам» — женщине предоставили высокий государственный пост, женщины также смогли принимать участие в выборах в местные консультативные советы. Однако в целом вся социальная программа короля Абдаллы решалась за счёт перераспределения прибыли, которая была получена от продажи нефти. — Лояльность населения покупалась и покупается до сих пор. Причём значительная часть королевства — мигранты, — объяснил Дмитрий Журавлёв. — Это не жители Саудовской Аравии, это мигранты, поэтому вопрос стабильности всегда был. Ведь Сауды —племя, род. И пока не было нефти, они жили тихо с сами с собой, там вообще не было социальной проблемы. В 70-х годах она появилась. Но она всегда устранялась за счёт решения всех социальных вопросов и задач деньгами. Деньгами заливали все проблемы. Вот непосредственно где-то пару лет назад социальный вопрос стал более острым. Когда началась «Арабская весна», всерьёз думали, что она не перекинется [на Саудовскую Аравию], потому что Саудиты —религиозная монархия, а религиозные монархии очень стабильны. И то, что некоторые кризисные и предкризисные ситуации могут возникнуть, многие ожидали. Но это удалось купировать. — В основном функция короля Абдаллы заключалась в том, чтобы, как пробкой затыкать давление тех групп и кланов, которые рвались к власти, — уверен политолог, общественный деятель, депутат Национальной ассамблеи России Гейдар Джемаль. — С его смертью сразу начнётся сильная дестабилизация. Думаю, что это последний рубеж стабильности, который Саудовская Аравия знала в своей истории. Ждет ли КСА борьба за власть? Абдалла ибн Абдель Азиз взошёл на престол в 2005 году, однако последние несколько лет часто болел. Большую часть обязанностей во время правления Абдаллы исполнял его брат 79-летний Салман, к которому, напомним, и переходит престол.
Новости о смерти короля Саудовской Аравии заставили цены на нефть расти Возможно, в будущем возникнет вопрос о сохранении стабильности внутри самой правящей верхушки, потому что в Саудовской Аравии не до конца проработан вопрос о престолонаследии. Сейчас в стране присутствует несколько групп, которые борются между собой за власть: — Есть принципы, по которому братья занимают один за другим, от старшего к младшему, престол, — рассказал Гейдар Джемаль. — Есть порядок, в котором приходят к власти сыновья. Но опять-таки, чьи сыновья — бывшего короля, старшего брата, который уже умер, или только что правившего, то есть более позднего из братьев. В этом тоже есть проблемы? И есть несколько из таких групп, которые имеют каждая свою повестку. Нельзя исключать и того, что данная проблема может быть решена довольно быстро, поскольку в Саудовской Аравии короли довольно преклонного возраста, а все остальные престолонаследники заняты, грубо говоря, свои делом: — В силу богатства можно остальных принцев просто послать развлекаться. Правда, король был человеком в возрасте, да и наследник престола тоже не юноша. Возможно, война за власть окончится без особых эксцессов не потому, что все хотят, чтобы этот человек был королём, а потому, что всех есть чем занять, — уверен Дмитрий Журавлёв. Кроме того, не так давно лидер «Исламского государства» Абу Бакра аль-Багдади призвал всех воюющих на стороне ИГ людей атаковать правящие режимы Саудовской Аравии, Йемена, Египта и Алжира, территории которых он считает собственностью Халифата. В таком случае после смерти короля Саудовской Аравии появляется угроза со стороны террористической группировки: — Саудовская Аравия не сможет от этого отбиться, поскольку очень много людей в силовых структурах Саудии сочувствуют или связаны с «Исламским государством», — сообщил Гейдар Джемаль. — И есть хуситы с юга, которые взяли власть и бросают саудовцам вызов. С востока есть шиитские провинции, которые также готовы восстать.
Не исключено, что энергетическая политика Саудовской Аравии изменится Global Look Press И две тысячи лет война После информации о кончине монарха цена сырой нефти на бирже сразу выросла на 2% — до 47 долларов за баррель. Мартовские фьючерсы WTI подорожали на фондовом рынке в Нью-Йорке на $1,10 — до 47,41 доллара за баррель. Многие аналитики ожидают, что рынок сильно отреагирует на информацию о смерти Абдаллы ибн Абдель Азиза. В принципе подобная реакция абсолютно предсказуема, поскольку мы в настоящее время живём в биржевых ценах, на которые могут оказывать влияние не конкретные данные о будущем проекте, а лишь предположение, что такой проект может быть реализован. Из-за этого информация о смерти Абдаллы ибн Абдель Азиза и предположение о том, что энергетическая политика Саудовской Аравии может изменится, конечно, влияют на ценообразование. — Но не факт, что это изменение будет, — объясняет причину роста цен в связи с новостью о смерти Абдаллы ибн Абдель Азиза Дмитрий Журавлёв. — Я напомню, король очень стар. Маловероятно, что он оперативно управлял этим вопросом. Скорее всего, им управлял министр энергетики, один из членов семьи, который жив и здоров. С одной стороны, Саудовская Аравия может легко изменить энергетическую политику, ведь это страна, в которой самая дешёвая себестоимость нефти за баррель. Поэтому если, к примеру, цены понижаются, государство всё равно выиграет, наращивая объёмы продажи сырья. — Сравните с демократическим государством: там пришёл новый президент, он должен назначить новое правительство. Здесь же это не нужно, это не просто даже родственники: отец — король, сын —наследник; грубо говоря, второй сын — министр энергетики. Статус министра энергетики — как придворное звание. Поэтому даже если будет какая-то смена — как в лествичном праве: один поднялся на ступеньку, и все остальные по ступенькам, может быть, поднимутся — может быть, даже совместят какие-то должности. Но никаких изменений не будет, — говорит Дмитрий Журавлев. Однако если рассматривать вариант военного вмешательства в Саудовскую Аравию «Исламского государства» и других группировок, государство будет объято войной и обстановка там будет крайне нестабильная. Естественно, влияние страны пойдёт на спад и приведёт к подъёму цен на нефть, чего так добивается «Исламское государство».
Гейдар Джемаль Russian Look Исламистам, похоже, невдомек, что на смену Саудовской Аравии как ключевому игроку на нефтяном рынке прийти не сможет никто. Причина тому — всё тот же пресловутый фактор низкой себестоимости нефти в стране: — Саудовская Аравия имеет уникальные возможности — поясняет Гейдар Джемаль. —Её себестоимость нефти самая дешёвая, она занимает по объёмам примерно до трети производства ОПЕК, и у неё такая позиция, при которой фактически до сегодняшнего дня, что бы ОПЕК ни хотела, что бы ни думала, Саудовская Аравия диктует ситуацию. И никто не вправе отказать. Даже когда Венесуэла крайне недовольна, для Ирана это крайне жизненно — всё равно они не могут переломить позицию Саудовской Аравии, потому что это ключевая страна. Кроме того, Саудовская Аравия — единственная страна, которая способна сдерживать падение цен на нефть. В связи с этим аналога ей на нефтяном рынке нет и быть не может. — Все остальные — игроки [с объёмами] в разы ниже. Допустим, про Ливию говорили: будет ли ливийская нефть или нет, когда шла война против Каддафи. Ливийской нефти 2% на нефтяном рынке. Поэтому аналога и кого-то, кто может быть вместо Саудовской Аравии, в её позиции, нет. Поэтому, конечно же, ситуация хаотизируется, но при хаотизации ситуации цены на рынке сильно возрастают. Я думаю, это будет, — заявил Гейдар Джемаль. «Мы — друзья России» В настоящее время Саудовская Аравия в известной степени влияет на Россию с помощью ценовой политики. И это влияние, с одной стороны, может только укрепиться. Однако есть рычаг, с помощью которого Саудовская Аравия может в целом повлиять на положение России на мировой арене как с положительными, так и с негативными последствиями для страны. — Достаточно сделать любые, даже демонстративно-политические шаги Саудовской Аравии в сторону России, — комментирует Дмитрий Журавлёв. — Просто, например, сказать, что «мы — друзья России, мы в одной лодке». Уже это укрепит позиции России и в мировой экономике и в мировой экономике, потому что падение рубля резко замедлится, если вообще не остановится. Отметим, впрочем, что в января саудовский принц в своём интервью отметил, что падение цен на нефть не является целенаправленной атакой на Россию, и подчеркнул, что Саудовская Аравия в не меньшей мере, нежели РФ, страдает от удешевления сырья.
Дмитрий Журавлев Кадр YouTube Если снова рассматривать вариант военного положения в Саудовской Аравии после смерти Абдаллы ибн Абдель Азиза и все вытекающие отсюда последствия, то можно сказать, что Россия, конечно, заинтересована в том, чтобы цены нефть выросли. — Но, опять-таки, это падение будет компенсировано не сразу. Со смертью Абдаллы вряд ли цены начнут расти завтра, — заявил Гейдар Джемаль. — И даже если саудовское государство подвергнется нападению со стороны ИГ, то это тоже не приведёт в течение 1–2 недель к взлёту, поскольку кроме просто ожиданий какой-то нестабильности нужно, чтобы рынок увидел, что Саудовская Аравия находится в опасности — месяц как минимум, два месяца от начала боевых действий. Напомним, 23 января 2015 года в возрасте 90 лет умер король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз. Монарх скончался от лёгочной инфекции в больнице, в которую попал, по разным сообщениям, 31 декабря 2014 года либо в начале января 2015-го.