❄ НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ❄
18 января - Крещенский сочельник
Народно-христианский праздник Крещенский вечер отмечается 18 января. Наиболее насыщенным обрядами является вечер, когда Русская православная церковь почитает навечерие Богоявления - Крещенский сочельник. День строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года. У восточных славян большинство названий дня терминологически смыкается с названиями Рождественского сочельника и во многом повторяет новогодние обычаи: Голодная кутья, Крещенская коляда, Голодный свят-вечер, Второй Сочельник, Водяная коляда, Голодный вечер, Третья кутья, Канун Богоявления, Свечки, Піскуха, Марья, Терпека, Голодна кутя, Свят-вечір водохрэсний, Голодна куття, Друга куття, Остатня кутья, Постна кутья, Проводная кутья, Водяна коляда, Нисчемная кутья, Третья велея, Други коляды, Водянуха, Последняя кутья, Кутя-варóжка, Пи́сана коляда, Терплячка, Попо́ва коледа, Крстовдан, Водопос, Водокрст, Неjетка, Jméno Ježíš. По сербскому преданию, зимний «Крстовдан» назван так потому, что в этот день «скрещиваются» ветры, а люди гадают по их направлению о урожае.
Священномученику Феопемпту и мученику Феоне молятся при отравлении различными веществами. Последний раз ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят, медвежьей лапой во всякое окошко стучат. В этот день Коляда «отъезжает на белых конях». В Полесье на оконных рамах и дверях рисуют деревья, коней, людей и телеги. Кое-где «выписывают Коляду»: рисуют на окнах и дверях по три креста мелом, крестясь, имея при себе хлебец, свечу, тарелку, ложку кутьи, держа под рукой шапку. После этого садятся ужинать. Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» ужинов. Готовили нечетное количество постных блюд. Восточные славяне обязательно варили кутью, блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» к ужину, подбрасывали к потолку первую ложку кутьи, зажигали свечу «для мертвых», откладывали с каждого блюда часть для душ предков. Болгары в Крещенский сочельник устраивали последний святочный ужин: к постным блюдам добавляли грецкие орехи, зерно, ставили свечу, не догоревшую после предыдущих двух святочных трапез. Хорваты Самобора только в канун Крещения начинали есть обрядовый хлеб летница, который каждый раз выкладывали на праздничный стол в канун Рождества, Нового года, Крещения. Словенцы пекли на святки три хлеба, самый большой из которых ели в день Трех королей, чтобы быть сильными и здоровыми. В Родопах пекли аналогичный рождественскому хлеб с запеченной монетой, используемой для гадания о счастье. После ужина кормили домашнюю птицу в обруче от бочки, гадали, обвязывали фруктовые деревья соломой, совершали другие обряды, сходные с магической практикой рождественско-новогоднего цикла. Чтобы «увидеть» Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнется ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «разверстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи - проси хоть царствия небесного. Все исполнится». В полночь ходят на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывают целебные свойства и которую тщательно оберегают. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Умываются снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, - чтобы «без белила белыми быть, без румяна - румяными». Снег этого сочельника считается целебным, про него говорили: «подмешивай в корм - не зябок скот станет, сыпли курам - будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этим снегом лечили недуги - онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляют ульи во время собирания роев. Собранный за околицей, в поле - сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы. Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна и утром осматривали - на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году». Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьей». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодежь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечерку с песнями, гаданиями и другими развлечениями. Сербы говорят, что ночью небо открывается и все воды в этот момент прекращают течь, останавливаются. Некоторые даже считают, что и ветер перестает дуть и вся вода превращается в вино. Кто в этот момент зачерпнет воду, то она будет лекарством от всех болезней. Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин идет вечером босыми ногами в сад и перевязывает деревья, чтобы «не боялись мороза» и приговаривает дереву: «Я босой пришел не боясь мороза и ты не бойся». Святки подходят к концу, и с ними страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьет метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисуют мелом или углем кресты. Особенно опасен в крещенскую ночь оборотень «Огненный змей», являющийся девушкам в виде прекрасного юноши. Сохранились известия о русском обычае Кликанья плу́ги, связанном с пахотой, проводившемся на Крещенский вечер, а с введением нового года с 1 января - на Васильев вечер.