Традиционные взгляды России на окружающий мир отмечены мощным чувством незащищенности и паранойей. Лучший пример тому — события на Украине, где Кремль стремится сохранить свой традиционный географический оплот сопротивления Западу. Эта протекционистская закономерность прослеживается и в сегодняшних представлениях и подходах Москвы к ситуации в Арктике. Из восьми стран-членов Арктического совета пять являются членами НАТО, а это усиливает подозрения России в том, что против нее идет сосредоточение сил противника. Трения с Киевом и Западом затмили собой действия России по наращиванию военных сил в Арктике, однако долгосрочные цели Москвы в этом регионе заставляют нервничать другие страны Арктики, и в частности Норвегию.
Россия проявляет интерес к Арктике по целому ряду причин, хотя в основе ее интереса лежат чисто геополитические императивы, являющиеся главной движущей силой. Согласно оценкам, в Арктике находится примерно 30% неразведанных мировых запасов природного газа и 13% неразведанных мировых запасов нефти, которые Москва считает важной сферой применения иностранных инвестиций, крайне необходимых для экономического развития страны. Северный морской путь из Восточной Азии в Европу по Северному Ледовитому океану дает еще одну благоприятную возможность для развития инфраструктуры в российском Заполярье.
Однако эти ресурсы и транзитные морские пути привлекают к себе и другие страны Арктики, из-за чего регион может превратиться в поле политических сражений. Конвенция ООН по морскому праву регулирует права собственности в Арктике, допуская создание исключительных экономических зон на 200 миль от берега и даже дальше, если подводные месторождения находятся на континентальном шельфе. Из-за суровых условий в Арктике прежде все пограничные споры были бессмысленны, а поэтому арктическое пространство остается открытым для территориальных притязаний и споров. Интерес других стран к этому региону усиливает решимость России играть в Арктике ведущую роль, добиваясь этого любыми возможными средствами, в том числе, с применением военного давления.
Наращивание военных сил в Арктике
Милитаризация Арктики будет ключевой задачей для российских военных весь 2015 год и дальше. Она будет осуществляться наряду с общей модернизацией вооруженных сил и наращиванием военной мощи в Крыму и в Калининградской области. Согласно заявлениям российского Министерства обороны, оно намерено расконсервировать военные базы советской эпохи в Заполярье, делая это в ответ на возросший интерес НАТО к данному региону. Сейчас ведется реконструкция аэродрома на архипелаге Новая Земля, где будут дислоцироваться современные истребители последнего поколения и передовые зенитно-ракетные комплексы С-400. На Новой Земле будет базироваться часть кораблей Северного флота, поскольку она по своему географическому положению идеально подходит для действий в арктическом регионе. Северный флот по своей численности составляет две трети всего военно-морского флота России — единственного в мире, у которого есть атомные ледоколы. Кроме того, Москва объявила о создании на Крайнем Севере шеститысячной войсковой группировки в составе двух мотострелковых бригад, которые будут дислоцироваться в Мурманской области и в Ямало-Ненецком автономном округе. Кроме того, планируется размещение радиолокационных станций и наземных систем наведения на Земле Франца-Иосифа (часть Новой Земли), на острове Врангеля и на мысе Шмидта. Наряду с этим, Федеральная служба безопасности намерена увеличить численность пограничных войск, размещаемых вдоль северного периметра России.
Прошедшие недавно крупные военные учения «Восток-2014», ставшие самыми масштабными после распада Советского Союза, являются наглядным и весьма красноречивым подтверждением российских намерений в Арктике. Российские сухопутные войска, флот и авиация выполняли в этом регионе учебно-боевые задания, продемонстрировав, среди прочего системы «Панцирь-С» (зенитный ракетно-пушечный комплекс) и «Искандер-М» (оперативно-тактические баллистические ракеты). Такая деятельность неизбежно вызывает в памяти воспоминания о холодной войне, когда арктический регион находился в центре внимания США и НАТО. Кроме того, российский Северный флот объявил о том, что его отдельная бригада морской пехоты будет проводить интенсивную боевую подготовку в Арктике весь 2015 год.
Кремль подтвердил свое намерение разместить в Арктике к 2020 году мощные общевойсковые силы для защиты своих политических и экономических интересов. По имеющимся оценкам, в 2015 году у российских вооруженных сил в арктическом регионе будет примерно 56 военных самолетов и 122 вертолета. Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что к концу этого года на российском побережье Северного Ледовитого океана в строй войдут 14 военных аэродромов. Министерство обороны также заявило, что к 2019 году свои оборонительные задачи в небе над Северным Ледовитым океаном будет выполнять часть из 50 модернизированных перехватчиков МиГ-31БМ. Несмотря на многочисленные экономические проблемы, с которыми сталкивается Россия, Министерству обороны удалось избежать значительных бюджетных сокращений, в отличие от других министерств. На самом деле, Кремль даже увеличил военные расходы на 20%, что наглядно свидетельствует о российских приоритетах на 2015 год и может указывать на то, что Москва намерена выполнять свои военные обязательства.
В конце 2014 года Россия создала Объединенное стратегическое командование, сформированное на основе уже имеющейся системы управления Северного флота. Структура этого объединения позволяет создавать военное присутствие на российских островах в Северном Ледовитом океане, обеспечивая более надежный контроль за торговыми морскими путями из Китая до Норвегии. Это командование будет также выполнять задачи по слежению за действиями военных других стран данного региона (а возможно, и по их предотвращению).
Баренцево море, наряду со странами Прибалтики и окружающим их пространством, находится под постоянным наблюдением российской авиации. Превосходство России в этом регионе еще больше усилилось, когда в конце декабря президент Владимир Путин подписал новую военную доктрину. В отличие от прежних доктрин, арктический регион в ней впервые официально внесен в перечень российских сфер влияния. То же самое относится и к российской военно-морской доктрине, в которой изложены две главные геополитические цели: усиление позиций на Черном море и господство в прибрежной Арктике.
Реакция Норвегии
Хотя запланированная Россией экспансия в Арктике может показаться агрессивной, военное руководство в Кремле не испытывает желания вступать в вооруженное противостояние с западными державами. Москве хорошо известна статья 5 устава НАТО, в которой говорится, что нападение на одного члена альянса может вызвать коллективный отпор со стороны всего блока. Тем не менее, наращивание российского военного присутствия в регионе заставляет нервничать соседние страны, и в частности, Норвегию.
Действия России на Украине, а также расширение ее военного присутствия в Арктике вынудили Осло провести переоценку роли и замыслов Москвы на севере, особенно в районе Баренцева моря. Норвегия поддержала санкции Запада против Москвы, а последовавшие затем действия Осло показали серьезные изменения в стратегических представлениях этой страны о России как о потенциальной угрозе. Они также вывели на передний план изначально присущие маленькой Норвегии уязвимости. Тем не менее, она активнее других стран выступает за повышение роли НАТО в Арктике, являясь единственной в мире страной, у которой за Северным полярным кругом на постоянной основе находится военный штаб. Хотя Норвегия направила войска в состав многонационального контингента в Ираке, а также 500 военнослужащих в состав Международных сил содействия безопасности в Афганистане, и стала одной из семи стран НАТО, наносивших воздушные удары во время ливийской кампании, главной задачей для ее вооруженных сил является обеспечение безопасности в Арктике. Норвежцы вкладывают большие средства в укрепление оборонного потенциала в Арктике, но Россия намного превосходит Норвегию в военном плане как по численности войск, так и по силам и средствам. По этой причине норвежское руководство, как военное, так и гражданское, хочет, чтобы НАТО играла в Арктике более весомую роль.
Несмотря на то, что в прошлом Норвегия и Россия осуществляли слабое военное сотрудничество, включая визиты военачальников и редкие совместные учения, здравый смысл во время холодной войны требовал от Осло воздерживаться от любых военных учений вблизи границ с Советским Союзом. После падения железного занавеса Норвегия продолжала вести себя столь же сдержанно, однако недавно правительство страны объявило о своем намерении провести в марте 2015 года крупные маневры на территории Финнмарк, которая находится на российско-норвежской границе. Запланированные учения станут самыми масштабными в этой стране с 1967 года. В Москве усиливается понимание того, что политика Норвегии по отношению к России претерпевает серьезные изменения, и что это является прямой реакцией на действия Москвы по милитаризации арктического региона.
Представления России об Арктике
Похоже, что Россия готовится к любому развитию ситуации в Арктике, однако ее политическое руководство начинает вести дебаты о том, что российское давление на севере может стать тем геополитическим рычагом, который изменит баланс сил в регионе. Появление доминирующей силы в Арктике обязательно повлияет на трансатлантические торговые маршруты и обязательства, на отношения между Россией и североевропейскими странами, а также на отношения России и Китая. На протяжении полувека Арктика была очагом советско-американской напряженности и местом многочисленных инцидентов, которые легко могли привести к конфликту. Даже после холодной войны этот регион мог снова превратиться в зону замороженных конфликтов. Великие державы издавна ведут соперничество из-за Арктики, а сейчас интерес к этому региону проявляют и такие страны как Китай и Индия.
Хотя у России масса внутренних и внешних проблем, таких как экономические трудности, события на Украине и давление со стороны мирового сообщества, Кремль по-прежнему полон решимости бороться за Арктику. Это вынуждает соседей России по-новому смотреть на свое военное присутствие в таких районах как Баренцево море, а также на территориальные претензии в спорных частях Заполярья. Норвегия будет еще упорнее настаивать на расширении натовского присутствия в северных регионах. Но хотя угроза военного конфликта сохраняется, Россия не станет провоцировать военные действия. Кремль знает, что когда дело доходит до территориальных приобретений, действия звучат громче слов, и любые попытки захватить богатые и никому не принадлежащие территории в Арктике придется подкреплять силой.
Оригинал публикации: Russia's Plans for Arctic Supremacy
ИноСМИ
Источник: cont.ws.