Сотрудничество с союзниками направлено на предотвращение экономического и геополитического влияния, которое, по словам члена политического секретариата «Сиризы», пытается навязать Берлин, «особенно в странах Юго-Восточной Европы и на Балканах».
Однако специалист в области европейской интеграции Татьяна Пархалина в интервью bbcrussian.com говорит, что не прошло и суток после объявления результатов парламентских выборов, а уже заметна коррекция той радикальной позиции, с которой «Сириза» выступала до выборов.
«Они, безусловно, заинтересованы в том, чтобы иметь взаимовыгодные отношения с Россией, потому что это и торговля, и туризм — значительные статьи греческой экономики. Но, тем не менее, они уже не говорят, что собираются выходить из еврозоны или разрывать отношения с Соединенными Штатами, — объясняет глава Ассоциации евроатлантического сотрудничества, — Для Евросоюза происходящее сейчас в Греции, конечно, вызов, но, думаю, будут очень серьезные переговоры».
Греция, Россия и деньги
По словам Пархалиной, греческие власти не станут жертвовать членством в Евросоюзе ради выгодного сотрудничества с Москвой.
«Если “Сириза” рискнет пойти на такую степень самостоятельности, что Греция выйдет из кредитного и долгового режима, тогда на горизонте может замаячить и выход Греции из еврозоны. Учитывая сколько Евросоюз вложил в Грецию, такое развитие событий означало бы, что все эти вложения, в основном — немецкие деньги, просто пропадают. В этом случае Греция, наверное, будет восстанавливать отношения с Россией, но я не уверена, что Греция готова жертвовать членством в Евросоюзе», — полагает Татьяна Пархалина.
Издатель и главный редактор газеты «МК-Афинский курьер» Федор Игнатиадис рассказал Русской службе Би-би-си, что греческие избиратели надеются на пересмотр жестких мер экономии, которые предыдущее правительство было вынуждено соблюдать.
Сомнений в том, что новый премьер-министр, лидер «Сиризы» Алексис Ципрас будет соблюдать большую часть договоренностей Греции с Евросоюзом, по словам Игнатиадиса, ни у кого в стране нет. Основные надежды греков, говорит Игнатиадис, связаны с тем, что переговоры с руководством Евросоюза теперь будут вестись жестче.
В этих переговорах, по словам российского политолога Павла Святенкова из Фонда исторической перспективы, Ципрас и его сторонники будут использовать и аргумент особых отношений с Россией, если такие отношения новым властям в Афинах удастся установить.
«Безусловно, Греция будет пытаться сотрудничать с Кремлем с учетом того экономического кризиса, в котором она находится, но, скорее всего, это сотрудничество будет заключаться в поиске денег и попытке опереться на Россию в своих переговорах с Европейским союзом. Россия, учитывая санкции, вряд ли сможет такие деньги дать или во всяком случае дать их в большом количестве. Думаю, [страны] будут пытаться делать совместные проекты. Например, связанные с проектом газопровода через Турцию. Если вдруг он как-нибудь свернет в сторону Греции, думаю, для них это будет хорошо», — говорит ведущий эксперт Фонда исторической перспективы.
Евроскептики и санкции
Члены «Сиризы» не раз выступали против санкций Евросоюза в отношении России. В качестве примера они приводят потерю греческими сельхозпроизводителями и экспортерами фруктов около 430 миллионов евро из-за ответных мер, принятых Москвой, в виде запрета на ввоз ряда продуктов из стран Евросоюза.
Павел Святенков полагает, что теоретически Греция может лоббировать отмену санкций против России внутри Евросоюза в обмен на те или иные преференции со стороны Кремля.
«Но нужно учитывать, что Греция находится под прессингом кредиторов. Во-вторых, в ЕС всеми делами заправляют ключевые страны — Германия, Франция, Великобритания. У России сейчас нет союзников именно среди крупных стран. Проблема заключается в том, что небольшие государства, которые могут лоббировать российские интересы, вроде Финляндии, Чехии или Венгрии, не настолько влиятельны, чтобы эти санкции отменить. Греция может быть лоббистом [России], но неизвестно, сможет ли этот лоббизм привести к отмене санкций», — полагает эксперт.
Российские власти, говорит Святенков, в сложившихся обстоятельствах заинтересованы в сотрудничестве с евроскептическими силами, которые изолируются политическими элитами своих стран.
«Особенно это видно по Франции, где [крайне правый] “Национальный фронт” достаточно популярен, но практически не представлен в Национальном собрании, а уж о формировании правительства и речи не может быть. Естественно, эти партии следует рассматривать как несистемные с точки зрения общеевропейской идеологии. Если в советский период СССР опирался на левых Европы, на влиятельные коммунистические партии, движения борьбы за мир, то сейчас у России таких лоббистов нет. Она их ищет и находит в лице тех сил, которые относятся скептически к Европейскому союзу», — объясняет Павел Святенков.
Глава Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина называет подобные связи Кремля сиюминутными и ситуационными.
«Кремль пытается искать союзников, а союзников нет вообще, не только в Европе, но и в рамках ШОС, и в рамках БРИКС. Мы знаем, как жестко ведет себя Китай — страна, получившая по максимуму от нашей конфронтации с Западом. Страны БРИКС ведут себя осторожно и явно не хотят выстраивать сотрудничество с Россией на антизападной основе. То же самое касается даже наших партнеров по Евразийскому союзу — Белоруссия и Казахстан не готовы платить своими экономическими и политическими интересами в угоду союзничества с Россией. Поэтому однозначного ответа на вопрос, как могут развиваться отношения в треугольнике Греция-Евросоюз-Россия, сейчас нет», — говорит Пархалина.
«Мелкий акционер Евросоюза»
Российский президент Владимир Путин, поздравляя председателя партии «Сириза» Алексиса Ципраса с победой на парламентских выборах, заявил, что Россия и Греция продолжат наращивать традиционно конструктивное сотрудничество во всех областях.
Посол России в Греции Андрей Маслов сказал корреспонденту Би-би-си Гэбриелу Гейтхаусу у стен предвыборного штаба партии «Сириза», что помощь Афинам в случае провала переговоров новых греческих властей с Евросоюзом — вопрос, требующий обсуждения.
Павел Святенков убежден, что Греция в любом случае не превратится в стенобитный таран, с помощью которого можно свернуть Евросоюз с его курса в отношении России.
«Нужно учитывать, что экономическая мощь Греции невелика и возможностей для давления на руководство ЕС у нее также достаточно мало. Да, наличие такого союзника внутри ЕС было бы неплохо, но нужно понимать, что это не самая крупная и влиятельная страна. Если сравнивать с акционерным обществом, это — мелкий акционер Европейского союза, и ожидать, что под давлением одной только Греции ЕС изменит свою политику в отношении России, значит, быть чрезмерными оптимистами», — говорит политолог.
Впрочем, члены «Сиризы» не перестают замечать, что Греция, хоть и маленькая страна, расположена в важном со стратегической точки зрения месте, что делает ее привлекательной для всех сторон.
«Мы не будем отдавать всё одной стороне, которая предложит наилучшую цену. Мы будем договариваться со всеми, отталкиваясь от интересов греческого народа», — обещает руководитель внешнеполитического отдела партии-победительницы Костас Исихос.
Рафаэль Сааков, Би-би-си, Москва