Классическое: нефть, в которой очень нуждается Индия. При этом понятно, что поставщик должен быть надёжным, с перспективой на постоянное сотрудничество в будущем — и подписанный контракт предусматривает [пока] 10 лет поставок нефти в количестве 10 миллионов тонн в год, начиная с текущего. При этом речь идёт не просто о «продал/купил», но также о совместных проектах по освоению месторождений арктического шельфа и т.д. Не просто сделка: долговременное стратегическое сотрудничество.
Атомная энергетика, в которой Россия традиционно сильна: реактор АЭС «Куданкулам» уже запущен в эксплуатацию и генерирует 20% мощностей отрасти в Индии. В ближайшее время будет начато строительство ещё трёх реакторов по 1000 МВт каждый, достигнута договорённость о дальнейшем строительстве ещё как минимум десятка реакторов — причём позиция России по этому вопросу проста: «да хоть двадцать!». Пока другие страны, имеющие атомную энергетику, задумчиво смотрят на весьма суровое законодательство Индии в этой области, мы — уже строим. И через какое-то время Индия окажется по энерговооружённости на уровне передовых стран мира, а мы будем иметь монополию в Индии. И все довольны: и мы, и индийцы.
Мы можем вместе многое, даже построить современную орбитальную станцию. По инсайдерской информации из Индии, ещё в декабре после саммита «Индия-Россия» уже подписанные обеими сторонами соглашения суммарно «потянули» на $100 млрд.
Хотя что это мы про зелёные бумажки? Россия с Индией, как и с многими другими странами, договаривается о переходе взаимных расчётов на национальные валюты. И это правильно, ибо реальная экономика — это материальные товары, от сырья до высоких технологий, а отнюдь не спекулятивные «пузыри». Помочь друг другу развивать индустриальное производство, не «отстёгивая» «крыше» валютных посредников — задача на ближайшее будущее. И пусть сколько угодно пресс-секретарь Государственного департамента США Дж. Псаки уныло заявляет, что «сейчас не лучшее время для обычного бизнеса с Россией» — в мире есть и те, кто понимает в политике и экономике больше неё и даже её офиса, который всегда может дать консультацию.
Но дело не только в экономике как товарообороте. Настоящее партнёрство — это не просто торговые сделки, а то, что выходит за рамки экономики. В частности, военное сотрудничество: не просто продажа устаревшего содержимого складов, но доверие с передачей современных технологий и внеэкономического взаимодействия в области обороны стран.
В этой области уже ведутся переговоры о постройке трёх фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии, а также о лизинге ещё одной российской атомной подводной лодки проекта 971. Уже подписаны контракты на поставку более чем 70-ти вертолетов Ми-17В-5 и боле 40-ка технологических комплектов для сборочного производства самолетов Су-30МКИ. Обобщая: это не просто выгодная сделка, но понимание, что, возможно, придётся сражаться бок о бок против глобалистов. И мы, и индийцы имеем понимание англосаксонских претензий на мировое господство — и этот фактор тоже нас объединяет.
За последние полгода были проведены совместные учения трёх родов войск, есть договорённости о совместном производстве военной техники. По словам генерала армии С. Шойгу: «В перспективе у нас — создание многоцелевого транспортного самолета, истребителя пятого поколения, ряд проектов в военно-морской области».
Более того, очевиден курс на объединение антиглобалистких сил. Индия является наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества — и, очень возможно, следует ожидать изменения статуса на полноправного члена. Иран также является наблюдателем ШОС, и существует понимание, что у России и Ирана существуют «общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять которым можно только сообща». На эти слова С. Шойгу министр обороны Ирана Хосейн Дегхан ответил куда более прямолинейно: «Иран и Россия смогут противостоять экспансионистким претензиям и алчности Соединенных Штатов» — и заявление было обоснованным, так как последовало после подписания соглашения о военно-техническом сотрудничестве, которое позволяет возобновить договорённости о поставках Ирану ракетных комплексов С-300 (уже заключённый договор был сорван в 2010 году, когда Президентом РФ временно был Медведев). Следует отметить, что по уставу ШОС действительным членом организации не может быть страна, по отношению к которой имеются международные (читай: американские) санкции — и ещё раз скажу, что необходимо выходить из кабалы приоритета международного (читай: глобалистского) права над интересами государств и наций. Кстати говоря, американские эксперты с грустью заявляют, что «Россия сейчас имеет большее влияние в Латинской Америке, большее, чем когда-либо прежде, даже на пике холодной войны». Вообще в не столь отдалённом будущем очень даже возможно объединение «нецивилизованных» стран против «цивилизованных» — просто в порядке самообороны. Да и пример Украины на тему «что бывает, когда очень хочется присоединиться к цивилизованной Европе» — достаточно нагляден. Что-то вспомнился анекдот про попугая, которого хотели вывести из СССР и перехватили на границе — мол, живого нельзя, только чучело или тушку. «Хоть чучелом, хоть тушкой, но сваливать надо», — ответил попугай хозяину. И тогда, в прошлом веке, это было смешно: «надо же, до чего дойти можно». А вот сейчас мы это видим наглядно — и уже как-то не смешно…
В качестве ещё одного анекдота можно привести приезд в Дели Сергея Аксёнова. По словам Дж. Псаки США «очень встревожены сообщениями» о визите представителя Крыма, на что Дмитрий Рогозин ехидно сообщил, что ранее такие комментарии предварялись вводным оборотом «в бессильной злобе». А какие претензии? Даже МИД Индии был не в курсе, Аксёнов вообще приехал как частное лицо, пообщаться с бизнес-группой «Индийско-Крымское партнерство», при этом в состав делегации Президента РФ не входил. Просто, по словам индийской стороны, случайно «оказался на одном рейсе с его превосходительством президентом Путиным». Мало ли — стоял на аэродроме, ловил попутный самолёт, Путин и притормозил подкинуть.
Ну и ни для никого не секрет, что Индия ответила на призывы поддержать западные санкции против России дипломатически уклончиво, как прапорщик из ещё одного анекдота… Не, в самом деле, и почему это у меня на тему визита Обамы в Индию одни анекдоты на уме? Ну, давайте всё же посмотрим на его визит, а то что-то я всё о России и о России….
Думается, что Б. Обаме задолго до визита готовили антироссийские аргументы в комплекте — и тут, понимаете ли, неожиданно Путин. «Нечестно!».
Читая отзывы самой-самой прозападной прессы (включая западную), видно, что при всём желании не получается привести примера «чего именно на практике добился Обама». Это понятно было и ему самому — визит до конца он не довёл и убыл выражать соболезнования в другую страну. Очень человечно, но означает это лишь то, что стало понятно: «ловить в Индии нечего». Индийцы уже не ведутся на отношения «сахиб/туземец», чего не мешало бы понять кое-кому на Западе. Типичная цитата: «визит носит беспрецедентный характер, поскольку впервые в истории американский президент посещает Индию второй раз за время пребывания на посту главы государства» — да ни фига ж себе! Белый господин прибыл, всем строиться, внимать и слушаться! Эту фразу повторило далеко не одно новостное агентство…
Честно говоря, Обама вёл себя просто хамски, по сценарию «белый господин приехал в деревню к туземцам» — в Индии очень отрицательно отнеслись к тому, что Президент США жевал жвачку во время официальной церемонии. Впрочем, такое было и во Франции во время церемонии в честь 70-й годовщины высадки войск союзников в Нормандии, а в Нью-Йорке он «отдал честь» (кавычки специально) почётному караулу, держа в руке стакан. Так что жвачка — это ещё ладно… или цивилизованно? А всяким арийским дикарям, типа индийцев и русских, это не понятно?
Не имея положительных результатов от визита, либеральные СМИ отмечают, что (Reuters): «американского президента и первую леди Мишель Обаму в аэропорту лично встречал премьер-министр Индии Нарендра Моди. Когда Обама спустился с трапа, лидеры двух стран тепло обнялись. Согласно официальному протоколу, премьер-министр Индии обычно не встречает иностранных лидеров в аэропорту, а ждет их в президентском дворце. Моди принял решение нарушить эту традицию, чем удивил даже свое окружение».
Знаете, есть такая русская поговорка: «обнять и плакать»? Вы только что прочли к ней иллюстративный пример.
Все, кто пытается сказать хоть что-либо положительное от визита Обамы, вынуждены заниматься пустословием: «достигли договоренностей» и т.д. Практических результатов по расширению сотрудничества — ноль. «…в Вашингтоне оценили приглашение Обамы в качестве главного почетного зарубежного гостя на военный парад по случаю национального праздника Индии»? Ну да, было такое: Обама любовался МиГ-29 и Т-90.
Обама и индийский премьер Моди подписали соглашение о продолжении военно-технического сотрудничества и о возобновлении взаимодействия в атомной сфере? «Теоретически мы не против» — а контракты-то заключены с Россией. А что касается мирного атома, то основное соглашение датируется ещё в 2008-м годом, а сейчас Индия ответила отказом на тему требований о полном контроле ядерного топлива — так, раз в год отчёт предоставим.
Особенно смешно, когда либеральные СМИ пишут о переговорах на тему «изменения климата» и «возобновляемых энергетических ресурсов», на которые призывают переходить, отказываясь от «неэкологичной» энергетики — сравнить себестоимость и надёжность как бы никто и не пробовал видимо. «Обама подчеркнул, что Индия должна уменьшить свою зависимость от видов топлива, связанных с добычей ископаемых» — а на это подчёркивание есть уже заключённые контракты (см. выше). Ну не тянет американское подчёркивание против русской буквы «херъ», перечёркивающей — пока ещё медленно — претензии на «новый мировой порядок» глобализма.
Некоторые СМИ, понятно, пишут совсем другое. Несколько цитат (извините, ссылку не даю — противно): «всё, что происходило и звучало в эти дни, свидетельствует о невероятно тяжелых временах, накрывающих Россию»; «практически все "не летальные" санкции в отношении России уже приняты, в их число могут войти такие шаги, как отключение РФ от системы международных расчетов SWIFT, а также нефтяное и газовое эмбарго. Что касается последствий этих действий, то они сопоставимы с отбрасыванием страны в позапрошлый век»; «не менее серьезным ударом, теперь уже на внешней арене, стал официальный визит Брака Обамы в Индию. По мнению наблюдателей, поездка американского президента носила беспрецедентный характер, поскольку впервые в истории он посещает Индию второй раз за время своего пребывания на посту главы государства». Я обрыдался. А вы?
Показательно, что никаких совместных политических заявлений Обама и Моди не сделали. Зато в Индии возмутились заявлениями Обамы против России: «Индия обеспокоена и расстроена тем, что президент Обама вчера использовал индийскую землю для нападок на Россию. Это то, чего никто не ожидал, и то, что вызвало большое возмущение в стране».
В качестве заключения просто процитирую заявление с семинара, посвященного 75-летию основания Общества дружбы с СССР от 24 января:
«Мы дорожим нашей дружбой, которая зародились в тяжелые годы, когда Советский Союз боролся с гитлеровским нацизмом, а индийский народ добивался освобождения от британского колониального ига. Нельзя допустить, чтобы такие славные страницы истории подвергались ревизии и фальсификации. Очень важно, что празднование юбилея движения солидарности с Советской Россией начинается в канун 70-летия Великой Победы».
Россия не раз была «окончательно побеждена». И не раз восставала. Русофобы часто комментируют подобное как «гы-гы, очередное вставание с колен» — но дело в том, что Россия на коленях никогда не стояла: либо на ногах, либо в нокауте, обычно — из-за предательства.
«Я знаю сотни способов вытащить русского медведя из берлоги, но ни одного — чтобы загнать его обратно» — Отто фон Бисмарк.