Что, как и почему ....
Я достану из чулана внутреннего прибалта (он, конечно, устарел за полтора десятилетия, но это и к лучшему — как и положено консерве, он помнит то, что давно забыто в самой Прибалтике) и дам ему слово.
Я, быть может, даже удивлю кое-кого из ув. друзей, заявив, что где-то плюс-минус во второй половине 90-х годов местные политики-«прагматики» представляли себе светлое грядущее, например, Латвии в следующих красках.
- Мы должны быть мостом между Востоком и Западом.
- Да, мы должны быть Гонконгом.
- У нас же всё для этого есть: и порты на Балтике, и развитая транзитная инфраструктура, мы отлично знаем русский, у нас и своих русских почти половина населения, и при этом европейские традиции.
- А если инвестируют денег — будет вообще Гонконг. И Швейцария.
- Да-да. Плюс у нас нормальный интеллектуальный потенциал и развитая банковская система, десятки коммерческих банков.
- Главное — не мутить, ****, воду. Мы, латыши, будем сидеть в госструктурах и наслаждаться откатами. Русские пусть шуршат в бизнесе и откатывают. Никто не будет трогать их школы и памятники, никто не будет лезть воевать с Россией, не надо слушать психов. И всё будет чикипоки.
- Денег будет завались.
Самое время спросить, почему не сложилось. Отвечаю: потому что в интересы США и Британии (эти два посольства были главными учреждениями в моей маленькой стране) не входило, чтобы у каких-то там прибалтов было завались денег. В их интересы не входило, чтобы они стали гонконгами, швейцариями и финансовыми хабами. В их интересы не входило, чтобы они зарабатывали на хороших и давних связях с Россией. В их интересы не входило, чтобы у прибалтов были дешёвая энергия и десятки банков (с криптороссийским, криптобелорусским, криптоукраинским и криптоказахстанским капиталами).
Причины, по которым всё это не входило в интересы США и Британии, отличаются редкой очевидностью:
«1) Деньги это власть.
2) Если в стране X слишком много денег и власти, не контролируемых нами, то это значит, что эту страну контролируем не мы.
3) Деньги и власть должны принадлежать нам».
И поэтому к Прибалтике был применён тот же метод, что и к Украине. С прагматическими элитами разобрались быстро, эффективно и незатейливо: «Выбери, что тебе нужней — вкусные деньги от Фонда Содействия Всему Хорошему и недвижка в офшоре на старость лично для тебя или антикоррупционное расследование, посадка, конфискация и блокировка счетов или, если повезёт, бегство в Сызрань?» Самое забавное, что под второй сценарий попали, причём довольно жёстко, настоящие латышские националисты — в смысле те, кто грезили гонконгами, банками и хабами. На вооружение же были взяты самые отбитые наци — то самое «максимально нетолерантное меньшинство», под которое в итоге прогнулись и мимикрировали все.
Итоговый счёт на табло: я сейчас забрался в информационный портал малой родины и (с некоторым трудом, потому что 85% новостей там о проклятой России и героической Украине) нашёл остросовременную скандальную новость. Мне кажется, она примерно обрисовывает, насколько денег завались:
- Депутат парламента от Национального Объединения Угис Митревиц накатал на своём автомобиле в декабре 363 евро 61 цент, представив чеки на компенсацию за потраченное топливо. Объясняясь в передаче «Без табу», депутат заявил, что сам был удивлён количеством потраченного топлива и пообещал, что далее будет экономней.
Депутат правящей коалиции в эфире национального телевидения оправдывается за двести литров бензина в месяц. Я понимаю, что это может кого-то даже умилить на тему «офигенно, как они следят за казёнными средствами, настоящая Европа», но в процветающих странах суммы в 360 евро (легальные, не украденные даже, просто «чё ты так дофига катаешься») не становятся предметом скандалов, интриг и расследований на национальных ТВ.
...Но они уже давно привыкли — и забыли, что когда-то было или могло быть иначе.
А теперь экстраполируем весь этот эпик на Украину — не знаю, какого-нибудь 2002 года (возможно, уже и тогда было поздно даже теоретически, но какая разница, в какое место хронологии втыкать флажок).
США ставят на «Россию 2.0» и начинают вкладываться в мир & процветание. Бандера категорически запрещён, русский признан вторым государственным, желтоглазым наци перестали давать денег, а особо отбитых закрыли за экстремизм в места, где они совершили зверские суициды. Пиарится «Киев — мать городов русских», «Украина как центр русского мира XXI века — без имперских амбиций и с модельной демократией». Въезжай не хочу, инвестируй Бога ради, откаты не тре... (ну ладно, предположим на секунду, что мышки стали ёжиками и повсеэтажную украинскую коррупцию как-то забороли. В душе не представляю, как это сделали, но предположим). Откаты не требуются. Цензуры нет. Денег завались. Вдоль черноморского побережья цепью выстраиваются своеобразные майами на минималках.
Далее в параллельной Вселенной всё происходит точно так, как мечталось: русские деньги и русские умы начинают инвестироваться в эту утопию тоже. Русские производители открывают на Украине свои сети или покупают местные. Капиталы срастаются, Москва тускнеет на фоне блеска Киева и переименовывается в старые васюки. Двойные гражданства исчисляются миллионами. «Почему у Украины получилось» и «изучаем украинский опыт» становятся главными (и болезненными) вопросами российской политической повестки. Катя Гордон выходит за Дмитрия Гордона, Арестович за Абрамовича, два Киселёва ведут совместную передачу на обе страны, КВН переносит штаб-квартиру, Масляков назначает Зеленского преемником, Кузбасс до посинения завидует Донбассу. Публицист Мараховский с криком «у меня самого папа с Киева (что, кстати, правда)» перебирается на Днепр.
Естественный результат — Киев становится центром двухсотмиллионной России. Украинские политики рассуждают о том, что «Великороссия — это наш Дикий Запад, наш Клондайк и наша гарантия долгосрочной стратегической безопасности. Давайте уберём последние препоны в движении товаров и пр. Почему бы не восстановить, скажем, к 2018 году тысячелетнюю традицию и не сделать нас центром нового объединения славянских государств». В России куча народу считает так же. Путин и Лукашенко хотят стать членами Тройственного Президиума — вместе с (кто там был бы на Украине? Ну, положим, Порошенко).
Найдите мне здесь хоть один пункт, который соответствует интересам США и Британии. Ну хоть один.
Что они выигрывают от переноса Москвы в Киев.
Ослабление русской враждебности? А откуда её тогда было взять? На минуточку, в начале нулевых мы вместе воевали-с-мировым-терроризмом.
Что они проигрывают от переноса Москвы в Киев — перечислять не наперечисляться. В Европе и Азии создаётся упитанный, самодовольный (и по-прежнему ядерный, пусть и дичайше дружелюбный) центр силы, к которому продолжают одинаково притягиваться азиаты и европейцы. Он перестаёт поставлять дешёвые руки и головы — и вместо этого рвётся на новые рынки. Он лезет всюду со своим яндексом, вконтактиком и телеграмом. Он, правда, не строит Крымский мост, потому что Китай упросил взять денег в рамках своего Пояса и Пути, и трасса Волгоград — Днепропетровск — Будапешт и так поражает своей восьмиполосностью.
Я могу перечислять проигрыши буквально до конца длинных выходных, но и так понятно.
Вариантов «предотвратить срастание всех Русей» я в таком сценарии вижу чуть менее чем ноль. Вариантов «предотвратить выход растущего центра силы из-под контроля» - ещё несколько меньше.
...Поэтому мы находимся там, где находимся, и проснуться от данной действительности некуда.
(с) В. Мураховский