О необходимости корректировки позиции Германии по украинскому кризису
Нашей редакции попал в руки интересный материал для перевода, который, к сожалению, больше не доступен по ссылке первоначального размещения - его удалили. Материал действительно интересный, и мы посчитали, что российской аудитории будет интересно с ним ознакомиться. На протяжении последнего года, несмотря на постоянно оказываемую Киеву политическую и экономическую помощь со стороны Германии и ряда других стран, на Украине не наблюдается признаков выхода из тяжелого социально-экономического и политического кризиса, считает Эккехард Брозе.
После проведения президентских и парламентских выборов на фоне отсутствия реальных действий по стабилизации ситуации отмечается рост популистской риторики со стороны руководства Украины, призванной убедить собственных граждан в правильности выбранного политического курса, а ЕС и США – в полной лояльности Киева и необходимости наращивания его всесторонней политической и финансовой поддержки.
Деятельность президента П. Порошенко и правительства Украины стимулирует рост коррупционной составляющей в работе бюрократического аппарата украинской власти, усиление роли олигархических кланов. На территории Украины значительно участились случаи повсеместного нарушения прав человека (происходят избиения, похищения политических противников действующей власти, противозаконное силовое давление со стороны организованных националистических групп на представителей власти в регионах) и свободы слова (принудительное навязывание сверху информационной политики СМИ).
На Украине отмечается дезорганизация управления на всех уровнях власти, потенциально грозящая привести к необратимым последствиям в случае любой техногенной катастрофы, вызванной использованием изношенного и непригодного оборудования и материалов на экологически опасных предприятиях украинской промышленности и энергетики, схожей с ситуацией на ЗАЭС в декабре 2014 года после остановки одного из реакторов.
Важнейшей проблемой Украины остается отсутствие национальной идентичности и неспособность начать общенациональный диалог для устранения языковых и культурных противоречий между разными регионами страны, а также этническими и социально-культурными общностями граждан. Подобное положение приводит к росту антагонизма в обществе, выражающемуся в распространении националистических идей среди значительной части украинцев. Одновременно отмечается резкое увеличение числа беспорядков, вызванных значительным ухудшением уровня жизни и продолжающейся АТО с многочисленными жертвами. Мониторинг ситуации за последнее полугодие показывает резкий рост количества протестов на Украине до 780 акций ежемесячно, что в 1,5 раза превышает показатели аналогичного периода 2013 года, предшествовавшего Майдану.
Время, на которое Германия могла без значительного ущерба для своей экономики заморозить всестороннее сотрудничество с Москвой и, в первую очередь, инвестиционные проекты в России, подходит к концу. Немецкий бизнес в лице руководителей крупнейших корпораций уже проявляет недовольство в связи со значительными убытками, которые несут их предприятия. Отсутствие гибкости в отношениях с Москвой, вызванное нажимом со стороны отстаивающего свои интересы Вашингтона, фактически заставляет правительство работать в ущерб интересам Германии ради продвижения идеи построения демократичного общества на Украине и призрачных шансов на получение в будущем выгоды от ослабления влияния России. Одновременно Берлину приходится спонсировать на Украине политических лидеров, которые не скрывают свой особый взгляд на итоги Второй мировой войны и послевоенное мироустройство и поддерживают усиление влияния неонацистских организаций, представляющих опасность не только для Украины, но и для других стран Европы. Кроме того, искусственное подыгрывание любым необдуманным и несогласованным с Берлином действиям украинских политиков заранее ставит руководство Германии в неудобное положение, требующее дополнительных усилий для сглаживания политических последствий.
Поэтому внешнеполитическая линия Берлина, направленная на жесткое противодействие политике России по отношению к Украине путем санкционного давления, сформированная под влиянием внешних сил на основании ошибочной оценки действий Москвы в вопросах ее взаимоотношений с Киевом, требует срочного переформатирования. В противном случае сохранение курса может привести к подрыву политических позиций канцлера Германии А.Меркель.
Благоприятную возможность для изменения восточной политики представляют действия российского руководства, направленные на деэскалацию конфликта. В частности, отмечается явное ослабление боевых действий, возобновлены поставки газа на Украину, без предоплаты поставляется уголь, что способствует снятию социального напряжения и помогает избежать гуманитарной катастрофы в ряде регионов Украины. Кроме того, более половины из 1,2 млн. украинцев, ставших беженцами из-за неграмотно проводимой АТО, продолжают оставаться на территории РФ, где им оказана квалифицированная помощь, что подтверждают различные источники, в том числе данные ПАСЕ, чьи представители совершили ряд поездок по местам проживания вынужденных переселенцев.
В ближайшее время рекомендуется:
- смягчить политику экономической блокады и политического противостояния в отношении России во избежание дальнейшей эскалации напряженности, грозящей невосполнимыми потерями германской экономике;
- поставить взаимоотношения с украинскими политическими деятелями в более жесткие рамки, исключающие необоснованные денежные транши украинскому правительству;
- создать германо-российско-украинскую комиссию на уровне правительств 3-х стран для мониторинга ситуации на промышленных и энергетических объектах, несущих потенциальную угрозу экологической безопасности в регионе;
- акцентировать внимание немецкого общества на неприятии руководством Германии всевозможных вариантов пересмотра итогов Второй мировой войны;
- во избежание политических рисков временно прекратить осуществление помощи украинским националистическим организациям.
Эккехард Брозе опубликовал данный текст во время пребывания в Фонде «Наука и политика». До июня 2013 года он занимал пост заместителя руководителя постоянного представительства Германии в НАТО в Брюсселе. Текст отражает личное мнение автора.