Путин поставил Обаме латинский мат
30.01.2015
Американские аналитики обеспокоены ростом российского влияния в Латинской Америке. При этом Москва выстраивала свою политику в регионе под носом у Вашингтона, который на тот момент ничего угрожающего не почуял. И вот результат — РФ не только восстановила прежние связи, но и обрела новых союзников. Об этом — статья исследователей из Университета Майами.
Пока основное внимание было приковано к экспансии России на Украине и в Крыму, оперативное наращивание Владимиром Путиным российского присутствия в Латинской Америке не вызвало практически никакого интереса или опасений у США. Тем не менее, усиливающееся влияние России в Западном полушарии представляет собой новый стратегический вызов для США, поскольку так Россия может получить новые политические, военные и экономические рычаги давления.
Учитывая текущее положение вещей, мы утверждаем, что Россия сейчас имеет большее влияние в Латинской Америке, чем когда-либо прежде, в том числе, в годы пика холодной войны. И, вероятно, так и будет продолжаться, несмотря на недавнее объявление о нормализации дипломатических отношений между США и Кубой и продолжающийся экономический кризис в России.
На протяжении большей части холодной войны единственным надежным союзником Советского Союза в Латинской Америке была Куба, которая, в свою очередь, спонсировала повстанческие движения во всем полушарии. С победой сандинистов в Никарагуа в 1979 году Кремль заполучил второе государство-партнера. Но после падения Берлинской стены двадцать лет спустя региональное влияние России в Латинской Америке свелось практически к нулю.
Тем не менее, на волне радикального антиамериканского популизма, поднятой президентом Венесуэлы Уго Чавесом, Россия образовала прочный союз с рядом стран Латинской Америки, возглавляемых авторитарными и враждебно настроенными по отношению к США лидерами-популистами Боливарианского Альянса Народов Нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América — ALBA).
Правительство Путина снабжает членов ALBA оружием, делится ядерными технологиями и оборудованием для разведки нефтяных месторождений, организует учения полиции и армии. Кроме того, Россия — влиятельный друг в Совете безопасности ООН и ряде других международных форумов.
В свою очередь, латиноамериканские союзники защищают Россию от международной изоляции, обеспечивая дипломатическую, политическую и информационную поддержку за счет сети региональных СМИ, состоящей из спонсируемых государством сайтов, правительственных СМИ и аккаунтов в Твиттере глав стран-членов ALBA, в том числе, президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер.
Эта сеть предоставляет Путину неограниченную поддержку, выставляя Соединенные Штаты главным агрессором планеты. Вместе с тем Россия за счет стран ALBA получает все больший доступ к портам и воздушному пространству Западного полушария, усиливая, таким образом, свое влияние в регионе, который редко бросал вызов Америке настолько открыто.Вниманием Латинской Америки Путин прямо-таки упивается. В ходе своего визита в регион в июле 2014 года он щедро одарил своих друзей. Он простил порядка 30 миллиардов долларов, или 90 процентов, неоплаченного долга Кубы Советскому Союзу.
Ряд экспертов полагают, что это было сделано с целью добиться возобновления деятельности радиоэлектронного центра в Лурдесе с целью осуществлять шпионаж в отношении Соединенных Штатов. Путин также объявил о создании "стратегического союза" с Аргентиной и обсудил соглашения в области использования спутников и ядерной энергии за ужином с президентом Аргентины Кристиной Фернандес де Киршнер.
В Бразилии Путин пообещал оказать всестороннюю поддержу новому кредитному учреждению БРИК, которое призвано составить конкуренцию Всемирному банку. А в ходе неожиданного визита в Никарагуа Путин дал обещание президенту Даниэлю Ортеге предоставить защиту со стороны российской армии при осуществлении амбициозного многомиллиардного проекта строительства канала между Карибским морем и Тихим океаном.
Россия также оказывает поддержку в создании регионального учебного центра для полиции и наркополиции, названного в честь Георгия Жукова, маршала Советского Союза — центра, призванного свести на "нет" все усилия США в этом направлении.
Примечательно, что в ходе подписания этих соглашений и создания стратегических альянсов, делегации высокопоставленных российских военнослужащих и сотрудников МИД, в том числе и тех, что попали под действие санкций США и Евросоюза из-за деятельности России в Крыму и на Украине, постоянно путешествовали по региону.
Решение администрации Обамы возобновить дипломатические отношения с Кубой спустя более полувека устранило одну из главных причин антиамериканских настроений в регионе. Тем не менее, оправданием существования сети поддержки Путина и других региональных игроков является вовсе не враждебное отношение США к Кубе и не планируемое нападение Кубы на Соединенные Штаты.
Выстраивавшиеся десятилетиями отношения между российскими военными и разведчиками и их кубинскими коллегами вряд ли пострадают — новые американо-кубинские отношения разворачиваются медленно и осторожно.
В свете потеплевших отношений между США и Кубой Путин отправляет на остров для консультаций одного из своих самых воинственных эмиссаров — Дмитрия Рогозина, заместителя премьер-министра, курирующего оборонные и космические программы.
Выбор Рогозина как представителя может свидетельствовать об озабоченности по поводу будущего радиоэлектронного центра в Лурдесе, однако это также стало явным признаком того, что Россия, уже долго призывавшая снизить градус напряженности в американо-кубинских отношениях, предупреждает кубинцев не ожидать слишком многого.
Перед отъездом на Кубу Рогозин написал в Твиттере, что шаг США в сторону нормализации отношений был лишь просчитанным тактическим шагом, и предупредил кубинцев, что теперь Америка будет душить их в своих объятиях.
У России есть и другой интерес в Латинской Америке. Там, где Россия устанавливает свое присутствие, неизбежно дает о себе знать российская организованная преступность. Непосредственным следствием этого станет увеличение потока кокаина из Латинской Америки в Россию и страны бывшего Советского Союза. Причем весь этот кокаин производят страны, которые Россия активно поддерживает — Венесуэла, Никарагуа и Эквадор.
Наращивание российского присутствия означает существенную потерю контроля Вашингтона над событиями в области, близкой к "дому", и стратегического интереса. Вкупе с многочисленными глобальными кризисами и жесткими бюджетными ограничениями это означает, что друзей в Западном полушарии у США остается все меньше и меньше.
С 2010 года военные, дипломатические и гражданские инициативы США, равно как и инициативы по содействию безопасности, претворяются в жизнь все менее активно. Сильнее всего от жесткой экономии пострадали региональные инициативы, и сейчас этот вакуум частично заполняют внерегиональные игроки и растущая группа политических лидеров, надеющихся на продолжение ослабления американского влияния в Западном полушарии.
Соединенные Штаты уделяют Латинской Америке особое внимание в силу географической близости, культурных и торговых связей, однако это внимание ослабевает, и гораздо быстрее, чем это признают сами Штаты.
Решимость США создать работающую модель демократии со стабильным экономическим ростом и властью закона постепенно стихает, тогда когда как Россия, Иран и Китай активно поддерживают страны ALBA. Пока Штаты отступают назад, правительства стран ALBA предпринимают все усилия, чтобы избавиться от следов американской военной доктрины и ослабить экономические и культурные связи. Все действия США они представляют как попытку реколонизации Латинской Америки.
Некогда разделяемые странами Западного полушария демократические ценности ныне вытесняются токсичной смесью антидемократических взглядов, глобальной коррупции и доктрин, опирающихся на тоталитарные модели и допускающих терроризм, в том числе, использование оружия массового уничтожения против США.
У России, поддерживающей антиамериканские правительства, на сегодняшний день есть как минимум семь безусловных союзников в регионе, большинство из которых представляют собой самые недемократичные и репрессивные государства в Западном полушарии. За последние два года Россия упрочила свои отношения с этими странами молниеносными темпами.
Новичком в пророссийском блоке Латинской Америки стал Сальвадор. Президент страны Сальвадор Санчес Серен, бывший партизанский лидер-марксист, занял свой нынешний пост в июне 2014 года. Ряд членов правительства Серена учились в Советском Союзе, говорят на русском языке и публично обещают поддерживать политику Путина. Россия, в свою очередь, открыла представительство в Сальвадоре, пообещав в ближайшее время "дорастить" его до посольства.
Россия уже вложила сотни миллионов долларов в энергетический и горно-металлургический секторы Латинской Америки (в том числе, в разведку месторождений нефти, никеля и других стратегически важных полезных ископаемых), однако основное направление ее деятельности — продажа вооружения. Российское оружие активно поставляется в регион.
Сотни тысяч АК-47, танки, вертолеты, зенитно-ракетные комплексы и сверхзвуковой боевой самолет. В период с 2008 по 2011 годы Россия продала более трех тысяч ракет класса "земля — воздух", хотя на протяжении большей части прошедшего десятилетия подобные сделки не совершались.
Один из крупнейших партнеров — Венесуэла, стоящая на пятой строчке в списке покупателей российского оружия. В 2011 году объем поставок составил порядка 1,7 миллиарда долларов США.
Ранее, с 2005 по 2007 годы, Венесуэла купила на 4 миллиарда долларов российского оружия, в том числе истребители "Сухой", боевые вертолеты, более 100 тысяч единиц легкого вооружения — главным образом, винтовок АК-103, — а также лицензии на производство винтовок в Венесуэле.
Правительство Чавеса также воспользовалось открытым Россией в 2010 году кредитом в размере 2,2 миллиарда долларов на закупку российского вооружения, в том числе 92 боевых танков Т-71М1М, около 240 боевых машин БМП-3 и БТР-80 и разнообразных артиллерийских систем.
В общей сложности стоимость поставленного Россией Венесуэле вооружения оценивается в 13,1 миллиарда долларов, причем в период с 2007 по 2011 годы объем поставок вырос на 52 процента.
По мере того, как экономика Венесуэлы слабела, а способность России к выдаче кредитов на покупку оружия уменьшилась, общее количество приобретенного Венесуэлой вооружения уменьшилось, однако все контракты на техобслуживание остались в силе, да и закупки небольших вооружений продолжились, равно как и переговоры о стратегическом сотрудничестве между двумя странами.
Военная помощь Венесуэле со стороны России подтолкнула и другие страны ALBA последовать этому примеру. Так, Куба пообещала оказать содействие в модернизации устаревшего вооружения и военно-воздушных сил, а также завода по производству АК-47.
Россия — один из тройки игроков, стремящихся установить свое влияние в Латинской Америке. Двое остальных — Китай и Иран. Возрождение отношений между радикальными популистскими правительствами Латинской Америки, отстаивающими идеи социализма XXI века и тоскующими по многополярному миру, и желание России упрочить свой глобальный статус опираются, в первую очередь, на желание навредить США и ослабить их влияние.
Попытки правительств латиноамериканских стран избавиться от американского влияния — словно ностальгия по советской власти и поддержке тоталитарных режимов, как на Кубе. И их стратегия на будущее — установление мирового порядка, который сведет к минимуму влияние США и американской модели демократии, где верховенствуют закон и свобода выражения мнений.
Действия России, по словам ученого из Центральной Америки, обучавшегося в России во время "холодной войны", а ныне выступающего в качестве консультанта ряда российских госпредприятий, — это "просчитанный стратегический шаг, призванный показать США, что если у России дома бардак, то она может навести и наведет бардак и в доме США".
Поскольку Россия ведет все более агрессивную политику в Западном полушарии и продолжает поддерживать наименее демократические режимы, американские политики должны помнить, что, хотя вотчина Путина и ослаблена экономическим кризисом, у России и ее союзников есть потенциал и желание создать серьезные проблемы для США в латиноамериканском регионе и подорвать принципы демократии и верховенства закона.