ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 40 18+


Россия, Украина и мир: политика и аналитика 40 18+

Сообщений 851 страница 860 из 1000

851

02.02.2015, 12:24
В ДНР заявили, что на окраинах Углегорска продолжаются бои

Глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко заявил, что в районе Углегорска продолжаются боевые действия. Об этом сообщает «Интерфакс».

«Бои в Углегорске уже идут на окраинах. Шахту уже освободили», — отметил Захарченко.

Ранее в штабе ДНР сообщили, что вечером в воскресенье, 1 февраля, ополченцы сбили над Горловкой самолет украинских силовиков. Кроме того, по информации ополчения, за прошедшие сутки в зоне боевых действий погибли 11 мирных жителей.

«Газета.Ru»
02.02.2015, 12:14
В ДНР будет объявлена всеобщая мобилизация

Глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко объявил о начале всеобщей военной мобилизации. Об этом сообщает Донецкое агентство новостей.

По словам Захарченко, мобилизация начнется через 11 дней. Власти республики рассчитывают призвать около 100 тыс. человек.

Ранее вице-спикер народного совета ДНР Денис Пушилин заявлял, что в ДНР не планируется военная мобилизация.

«Газета.Ru»

0

852

02.02.2015, 12:21
Российский национальный коммерческий банк в Крыму приватизирован

Группа компаний «Комплексные энергетические решения» купила крымский филиал Российского национального коммерческого банка (РНКБ) у структур Совмина Крыма. Об этом сообщает «Крым-информ».

Сумма сделки не уточняется. Ранее 99,99997% акций РНКБ принадлежали ГУП «Вода Крыма», еще 0,00003% — миноритарным акционерам.

Группа компаний КЭР сформирована в 2006 году в Санкт-Петербурге и объединяет совместное российско-французское предприятие и пять российских, реализующих проекты в области электроэнергетики, теплоснабжения и дорожной инфраструктуры. Выручка ООО КЭР за 2013 год составила 8,9 млрд руб., прибыль – 704 млн руб.

«Газета.Ru»

0

853

02.02.2015, 12:08
Россиянам могут запретить въезжать на Украину без загранпаспорта

Министерство иностранных дел Украины подготовило проект постановления правительства о разрешении въезжать в страну гражданам России только по загранпаспортам, сообщает «Интерфакс».

«Этот проект постановления рассматривается правительством», — заявил источник в кабмине.

Согласно действующему порядку, граждане России могут въезжать на Украину по внутреннему паспорту. Если новая инициатива будет одобрена правительством, то россияне смогут приезжать на украинскую территорию по заграничным, дипломатическим и служебным паспортам.

«Такое решение позволит упорядочить поездки российских граждан в Украину и наладить эффективный механизм контроля за их пребыванием на нашей территории», — заявили в правительстве.

С 1 января 2015 года в Россию без загранпаспорта въезжать могут только граждане стран Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таким образом, в отношении Украины аналогичный порядок в России уже действует.

«Газета.Ru»

0

854

ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ 2.0
Новости/сводка:
Как обстановка пишем в комментариях!

В Донецкой Народной Республике будет объявлена всеобщая мобилизация — Захарченко

Донецк, 2 фев — ДАН. В Донецкой Народной Республике будет объявлена всеобщая мобилизация, заявил сегодня Глава ДНР Александр Захарченко.

«Через 10 дней в ДНР грядет всеобщая мобилизация, планируется мобилизовать до 100 тысяч человек», — сказал Захарченко.
http://dan-news.info/
-----------------
Горловка! Ну вот и понеслось 5 Квартал в укрытие.
Всем районам быть в укрытии. Обстрел кассетными
снарядами. Уйти с улиц.
ВК Гражданская Оборона Горловка [G.C.D.]
------------------
Ночь в Донецке прошла крайне напряженно, канонада продолжается — мэрия

Донецк, 2 фев — ДАН. Украинские силовики минувшей ночью вели интенсивные обстрелы Донецка, утром в городе вновь звучит канонада, заявили в городской администрации столицы ДНР.

«Ночь в Донецке с 1 на 2 февраля прошла крайне напряженно, Донецк в очередной раз подвергся артобстрелу, — сообщили в мэрии. — По состоянию на 10:00 в городе раздаются мощные залпы и взрывы».

В результате обстрелов зафиксированы повреждения и разрушения зданий и объектов инфраструктуры в Ворошиловском, Киевском, Куйбышевском, Ленинском и Петровском районах. В частности, по предварительным данным за период с 30 января по 1 февраля, обстрелами повреждены здания в общей сложности 13 школ и детских садов.

«За прошедшие выходные ранено 32 мирных жителя, 15 человек погибло», — сообщили также в мэрии Донецка.
http://dan-news.info/
-------------------
Ополчение пресекло попытку прорыва ВСУ из Дебальцево — Минобороны ДНР

Донецк, 2 фев — ДАН. Ополчение успешно пресекло попытку прорыва из Дебальцевского котла, которую предприняли украинские силовики, заявил сегодня на брифинге в пресс-центре Донецкого агентства новостей заместитель командующего корпусом Министерства обороны ДНР Эдуард Басурин.

«В районе Дебальцево была попытка прорыва, которая успешно ликвидирована», — сказал Басурин. «Если считать мелкими группами, которые пытаются просочиться, то их (попыток прорыва кольца — прим. ДАН) очень много, — уточнил замкомкорпусом. — А если крупными соединениями, зафиксировали таких четыре».

В настоящее время, по словам Басурина, продолжаются столкновения в Углегорске, который ранее покинули основные силы противника.

Замкомкорпусом отметил, что украинские силовики продолжают использовать мирное население в качестве живого щита. «Сначала было сообщение об этом из Авдеевки, сейчас это касается Марьинки, Красногоровки — оттуда мирных жителей не выпускают», — уточнил Басурин.

«За ночь противник потерял 22 человека убитыми и ранеными. Были уничтожены один БТР, один миномет, самоходная гаубица 2С3 «Акация» и три единицы колесной техники», — сказал замкомкорпусом.
http://dan-news.info/

0

855

АНАЛИТИКА
Сару вместо Ангелы!

«Госпожа Меркель, есть кое-что, что вам кажется более важным, чем интересы немецкого бизнеса: интересы американского правительства и американского бизнеса». Это слова депутатки бундестага Сары Вагенкнехт. Эту женщину аналитики называют будущим локомотивом немецкой политики. Не исключено, что эпоха Ангелы Меркель с её преданностью идеалам Америки скоро уйдёт в прошлое.
http://se.uploads.ru/t/fEroL.jpg

В политике Сара чувствует себя уверенно. Опыт политической деятельности у неё немаленький. Ещё «на заре туманной юности», живя в ГДР, она вступила в Союз свободной немецкой молодёжи. Позднее, в марте 1989 года, она стала членом СЕПГ, имея радикальную цель «обновить систему изнутри».

Вскоре СЕПГ была преобразована в Партию демократического социализма. В 1991 году Сара была избрана в Национальный комитет ПДС от Коммунистической платформы. Некоторые западные аналитики сегодня считают эту платформу собранием радикалов, рвущихся к власти.

Свернутый текст

В 1999 года Сару Вагенкнехт избрали представителем ПДС в Европарламенте.

Несколько лет спустя ПДС объединилась с партией «Труд и социальная справедливость — Избирательная альтернатива»; так появилась Левая партия (2007 г.). На федеральных выборах 2009 года Сара победила в земле Северный Рейн — Вестфалия и стала представителем ЛПГ по экономической политике. В 2010 году была избрана вице-председателем ЛПГ в 2011 году — первым вице-председателем.

«Радикалкой» Сару называют в Германии потому, что она не устаёт критиковать капиталистический строй, доходя до нападок даже на ту партию, в деятельности которой участвует. Сара известна и поддержкой левых правительств Латинской Америки.

Что касается Украины и вообще украинского кризиса, то тут позиция товарища Вагенкнехт ясна и однозначна: «…в правительстве Киева… ключевые посты заняты нацистами». Эта фраза даже в «Википедию» попала.

О президенте Порошенко депутатка говорит очень неприятные вещи — например, что он воюет против собственного народа.

Также из открытых источников известно, что Сара изучала философию и литературу в Йенском и Берлинском университетах, но окончила Гронингенский университет. В 2005 году начала работу над диссертацией «Предел свободы выбора. Экономия и основные потребности в развитых странах», которую защитила только в 2012 году, получив научную степень доктора естествознания. В том же году она начала трудиться в редакции газеты «Neues Deutschland». Таким образом, Сара не чужда публицистики.

В заявлениях, сделанных Сарой за последние несколько месяцев, чётко прослеживается тенденция к полемике с властями предержащими. В частности, остриё критики товарища Вагенкнехт не раз кололо фрау Меркель, свято блюдущую в Германии американские интересы.

Мы отследили основные заявления Сары Вагенкнехт с лета прошлого года и по январь года текущего.

В августе 2014 года Сара подробно рассказала мировой общественности о политике НАТО и санкциях Запада против России. По её словам, президент Порошенко сделал ставку на силовое решение, что привело к развязыванию войны «против собственного народа».

По поводу санкций, введённых Западом против России из-за украинского кризиса, заместительница председателя Левой партии Германии сказала, что запретительные меры, равно как и торговые войны, «ни к чему хорошему не приводят». По её мнению, «спираль конфликта» лишь раскручивается, а в результате «страдает и немецкая экономика, и вся европейская экономика в целом». Санкции препятствуют мирному разрешению конфликта. По словам Сары, политика запретов — «просто ошибочная и бессмысленная политика». Конфликты нельзя решать «путём санкций; санкции только затрудняют поиски выхода».

Сара Вагенкнехт также заявила в августе, что её партия выступила с предложением провести переговоры, в которых бы участвовали «все стороны, включая ополченцев». Такие переговоры позволили бы «сохранить Украину как государство за счёт её децентрализации или федерализации».

Возвращаясь к НАТО, Сара отметила: «НАТО с самого начала нынешнего конфликта прилагало все усилия для его эскалации. Последние заявления Расмуссена вызывают большую тревогу: складывается впечатление, что в процессе эскалации в ход могут пойти не только меры экономического воздействия, но и кое-что похуже. Это очень мрачные перспективы, и я бы хотела, чтобы Германия более жёстко и однозначно заявила о своем несогласии с подобным курсом».

В конце ноября 2014 года Сара Вагенкнехт раскритиковала политику канцлера Германии Ангелы Меркель в отношении России. Мало того, заместительница главы фракции левых прямо обвинила канцлера в проведении политики американских интересов, которые Меркель ставит выше интересов родного народа.

«Госпожа Меркель, есть кое-что, что вам кажется более важным, чем интересы немецкого бизнеса: интересы американского правительства и американского бизнеса», — сказала С. Вагенкнехт. И добавила: «В вашей речи в Сиднее, госпожа Меркель, вы страшно возмущались тем, что спустя 25 лет после падения Берлинской стены продолжает существовать старое мышление категориями «сфер влияния», вытирающее ноги о международное право. Тут задаёшься вопросом: госпожа Меркель, вы вообще где обитаете?»

Далее сердитая депутатка развила свою мысль: «И где вы обитали последние 25 лет, где вы были, когда США топтали международное право в Ираке, чтобы расширить свою сферу влияния на иракскую нефть? Где вы были, когда бомбили Ливию? Когда вооружали сирийскую оппозицию, включая ИГИЛ? Это было в соответствии с международным правом?»

А потом Сарой была поднята тема новой холодной войны. И мамашей этой войны Сара объявила Ангелу Меркель — видимо, на ангела очень мало похожую.

«Вы загнали Германию в переиздание холодной войны с Россией, развязали бессмысленную экономическую войну, которая вредит в первую очередь немецкой и европейской экономике, — заявила депутатка. — На Украине вы сотрудничаете с режимом, в котором функции полиции и служб безопасности исполняются достоверно засвидетельствованными нацистами. Вместо того, чтобы связываться с этими отморозками, нам нужна внешняя политика, для которой безопасность и мир в Европе будет важнее, чем указания из Вашингтона. Вернитесь на путь дипломатии, отмените санкции. Кончайте эту игру с огнём!»

Таким образом, С. Вагенкнехт подвергала суровой критике как политику Ангелы Меркель, так и её экономические провалы, образовавшиеся по причине введения санкций против России. Последнее действие навредило не только российской экономике, но и немецкой. А это действительно подтверждает вывод Сары о том, что Ангела Меркель интересы американского правительства ставит выше интересов немецкого народа. Ведь санкции против России — идея чисто американская; Европа приняла эти меры вынужденно, под давлением заокеанских боссов.

В январе 2015 года Сара не на шутку раскритиковала удары американских БПЛА в Афганистане и других странах.

Заместительница председателя фракции Левой партии в бундестаге сравнила ракетные удары американских беспилотных летательных аппаратов в Афганистане, Пакистане и Йемене с недавними терактами в Париже: «Если управляемый Западом беспилотник убивает ни в чём не виновную арабскую или афганскую семью, то это такое же мерзкое преступление, как и теракты в Париже, и оно должно наполнять нас такой же растерянностью и таким же ужасом».

Депутатка добавила: «Война, которую ведут США, в том числе при участии Германии, посредством БПЛА, уже привела к гибели тысяч невинных людей и вызывает в пострадавших странах чувство бессилия, гнева и ненависти». И тем самым «подготавливается почва для террора, с которым, как официально заявляется, намерены бороться на Западе».

Спустя пять дней Сара прокомментировала отказ Польши пригласить В. В. Путина в Освенцим.

В газете «Юнге Вельт» появилось открытое письмо от общественных организаций Германии, которые были возмущены отказом Польши пригласить президента России на памятную церемонию по случаю 70-летия освобождения Освенцима Красной Армией.

«Это возмутительно, что президент России Владимир Путин не был официально приглашён на памятные мероприятии по случаю 70-й годовщины освобождения Освенцима — вне зависимости от того, существует ли практика приглашения лидеров, — сказано в заявлении «Коммунистической платформы», входящей во фракцию левых в Бундестаге. — Спустя семьдесят лет после подвига Советского Союза, который принёс неслыханные жертвы, чтобы разгромить фашизм, ненависть к россиянам выросла до чудовищных размеров. Немыслимо не пригласить на поминальные мероприятия представителей страны, чья армия принесла свободу выжившим в этом лагере смерти. Это вероломный исторический ревизионизм».

Под приведённым заявлением наряду со многими общественными деятелями Германии подписалась и Сара Вагенкнехт.

Научный сотрудник Российского института стратегических исследований Павел Густерин в газете «Трибуна» назвал Сару вероятным «локомотивом германской политики».

Мы подпишемся под этими словами. Даёшь Сару вместо Ангелы!

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.

http://oko-planet.su/politik/politikmir … ngely.html

0

856

АНАЛИТИКА
В мировой политике началась революция

И.С. Иванов – президент Российского совета по международным делам, министр иностранных дел России в 1998–2004 гг., секретарь Совета безопасности России в 2004–2007 гг., член редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике».

Резюме: У всех, кто тем или иным образом причастен к внешней политике и международным отношениям, сегодня есть ощущение стремительно надвигающихся фундаментальных перемен.
У всех, кто тем или иным образом причастен к внешней политике и международным отношениям, сегодня есть ощущение стремительно надвигающихся фундаментальных перемен. Кто-то связывает грядущие сдвиги с новыми опасностями и вызовами; кто-то, напротив, видит в них основания для новых надежд и оптимизма.

Свернутый текст

Но то, что перемены неизбежны, как и то, что они будут носить глубокий и необратимый характер, — ясно любому политику, аналитику-международнику или журналисту.

Такими висящими в воздухе предчувствиями прихода новой эпохи в мировой политике были отмечены конец 80-х — начало 90-гг. прошлого века, когда уходил в прошлое биполярный мир, рушилась мировая социалистическая система, начинали свое триумфальное шествие по планете процессы глобализации и идеология неолиберализма. Но тогда, четверть века назад, в силу целого комплекса объективных и субъективных причин, старой системе международных отношений удалось во многом устоять под напором перемен, ограничившись незначительными изменениями.

Неизменными остались прежние «несущие конструкции» мирового порядка второй половины XX века: базовые международные организации и институты (от ООН и Всемирного Банка до НАТО и ОБСЕ), основополагающие принципы международного публичного права, традиционные подходы великих держав к решению своих внешнеполитических проблем и спровоцированное ими резкое обострение напряжённости между западными государствами и Россией.

Однако «подморозить» систему международных отношений в середине второго десятилетия XXI века еще на двадцать — тридцать лет вперед уже не получится, о чем красноречиво свидетельствует драматический кризис в Украине.

Кризис, помимо всего прочего, наглядно продемонстрировал очевидную ущербность европейских и глобальных институтов безопасности, двусмысленность и лукавство современных международно-правовых норм, бессилие международного гражданского общества вместе с экспертно-аналитическим сообществом в их попытках повлиять на ход вооруженного конфликта на востоке Украины. И все это — в самом центре Европы, на континенте, где даже предположение о возможности крупного военного столкновения еще недавно воспринималось как продукт воспаленного воображения фанатичных идеологов «холодной войны».

Впрочем, украинский кризис — далеко не единственный симптом начинающейся революции. Старая изношенная ткань мировой политики прорывается в самых разных местах. На Ближнем Востоке, где сегодня под угрозой оказалась вся система региональной стабильности, и даже государственность многих стран как таковая. В зоне Европейского Союза, который никак не может выйти из затянувшегося экономического, финансового и институционального кризиса. В Восточной Азии, где ускоряется гонка вооружений, повсеместно растет национализм, и с новой силой разгораются исторические споры и территориальные конфликты. Ставить новые заплаты на эту ткать становится все труднее, да и держатся заплаты все хуже и хуже.

Ясно, что начавшаяся революция в мировой политике будет сложным, болезненным, а во многом — и опасным процессом; таковы особенности любой революции. Но снизить риски, избежать явных угроз и органично включиться в новый мировой порядок сумеют те государства и общества, которые смогут наиболее адекватно воспринять происходящие перемены, предвидеть их ближайшие и отдаленные результаты, реалистически определить свое место и свою роль в мире будущего.

Не случайно, сегодня в мире происходит резкая активизация дискуссии о новых подходах к изучению международных отношений. Старые методологические подходы, сложившиеся главным образом в США в середине прошлого века (многочисленные модификации политического реализма и либерализма) и противостоящие им «ревизионистские» парадигмы («неомарксистская», «цивилизационная», «геополитическая» и пр.) уже явно недостаточны для описания современных мировых процессов, не говоря уже о достоверном предсказании их динамики и возможных последствий. А новые подходы еще только-только начинают вырисовываться, причем поиск этих подходов идет в ожесточенной интеллектуальной борьбе.

В этой борьбе проверку на прочность проходит весь интеллектуальный багаж, доставшийся нам в наследство от прошедшего ХХ столетия. Такие фундаментальные понятия как «суверенитет», «право наций на самоопределение», «взаимозависимость», «баланс интересов» становятся предметом не только академических дискуссий, но и политических баталий. Появляются новые понятия и новые концепции – «гуманитарная интервенция», «обязанность защищать», «неудавшееся государство», «управляемый хаос», — которые также оказываются в самом центре мировой политики. От того, сможет ли человечество договориться по этим базовым понятиям, в значительной степени зависит и наша общая способность возродить управляемость всей мировой системы.

Российский совет по международным делам (РСМД) поставил перед собой задачу дать по возможности полный и объективный обзор протекающей в мировом экспертно-академическом сообществе дискуссии. Итогом наших двухлетних усилий стала трехтомная хрестоматия «Современная наука о международных отношениях за рубежом», ставшая логическим продолжением выпущенного три года назад шеститомника «Россия в глобальном мире (2000 - 2011)». В новом издании РСМД представлен максимально широкий спектр материалов, отражающих ведущуюся в мире дискуссию о том, как надо подходить к анализу мировой политики XXI века.

Хочется надеяться, что издание трехтомника станет стимулом для заинтересованного обсуждения вопроса о том, какую роль российская наука о международных отношениях могла бы сыграть в глобальных дискуссиях о будущем мироустройстве. Ни в коей мере не хочу преуменьшать наших достижений в этой сфере — достаточно вспомнить многочисленные исследования по теории международных отношений отечественных академических институтов, прежде всего, Института мировой экономики и международных отношений РАН, российской университетской науки, независимых аналитических центров. Нельзя не отметить и то, что в России теория международных отношений  давно перестала быть «столичным спортом» — серьезные исследования в этой сфере ведутся сегодня в ряде региональных университетов — от Калининграда до Владивостока. Радует, что в последние годы в международные исследования активно пошла молодежь, что дает надежду на возрождение почти утерянных отечественных школ — прежде всего, в страноведении.

В то же время хотелось бы обратить внимание на несколько серьезных проблем, которыми еще предстоит заняться. Во-первых, у нас — как и в мире в целом — сохраняется существенный разрыв между научной теорией и политической практикой. Наверное, вина за такое положение ложится на обе стороны. Академические ученые не всегда способны производить конкретный прикладной «продукт», востребованный профильными министерствами и ведомствами, а чиновники, в свою очередь, часто не считают нужным консультироваться с независимыми экспертами. Отсюда — ощущение своей  невостребованности, а то и просто ненужности, которое до сих пор широко распространено в нашей научной среде.

Во-вторых, наша наука о международных отношениях и внешней политике сегодня характеризуется весьма высокой степенью партийности, политической ангажированности. На этом поле, порой очень эмоционально, выясняют отношения наши «патриоты» и «либералы», «атлантисты» и «евразийцы» и т. д.   Между тем, на мой взгляд, наука о международных отношениях, как и внешнеполитическая практика, должна носить надпартийный характер, отражать общенациональные, а не групповые интересы. Критерием оценки любой работы может быть исключительно ее профессиональный уровень, а не партийная или политическая принадлежность автора.

Вызывает озабоченность очень слабое представительство наших ученых на основных международных площадках, где обсуждаются контуры грядущего миропорядка. Нашу страну представляют буквально горстка экспертов и интеллектуалов, которые даже физически не в состоянии  охватить хотя бы основные целевые аудитории за рубежом.

В-третьих, вызывает озабоченность очень слабое представительство наших ученых на основных международных площадках, где обсуждаются контуры грядущего миропорядка. Нашу страну представляют буквально горстка экспертов и интеллектуалов, которые даже физически не в состоянии  охватить хотя бы основные целевые аудитории за рубежом. Крайне актуальной выглядит задача многократно расширения нашего участия в дискуссиях по ключевым вопросам нового миропорядка с зарубежными коллегами. Хочу подчеркнуть — речь идет не об усилении внешнеполитической пропаганды, а именно о совместных экспертных поисках решений тех проблем, которые являются центральными для будущего мирового порядка.

Иногда приходится слышать высказывания в том смысле, что российская наука должна создать свою собственную, «суверенную» теорию международных отношений, освободившись, наконец, от чуждого нам зарубежного влияния. Такие высказывания можно приравнять к призывам нарисовать отдельный «глобус России». Формирование нового мирового порядка — общее дело всего человечества, а потому и обсуждение его основ требует максимально открытого и демократичного международного диалога. А уж какую роль в этом диалоге будет играть Россия — зависит исключительно от нас самих.
Источник: globalaffairs.ru.

http://oko-planet.su/politik/politikmir … uciya.html

0

857

АНАЛИТИКА
Черноморско-Каспийский регион в фокусе геополитических интересов мировых держав

http://se.uploads.ru/t/JI2Db.jpg

Турбулентность современных политических процессов в мире и его регионах обусловлена крушением Ялтинско-Потсдамской модели международных отношений и стремлением Запада создать новую систему, призванную обслуживать его интересы. В этих целях активно используется процесс глобализации, который следует понимать как реально осуществляющийся курс по навязыванию всем странам и государствам мира западного экономического, культурного, технологического и информационного кода. Экономически такая глобализация настаивает на повсеместном утверждении либеральной модели экономики, радикального монетаризма, «финансизма» (развитие фондовых рынков, венчурных фирм и т.д.).
Политически она утверждает необходимость повсеместного утверждения светского либерально-демократического устройства, доминацию идеологии «прав человека», «открытого общества», «гражданского общества», при неуклонном сокращении роли государств на международной арене и во внутренней политике. Стратегически эта глобализация означает прямой контроль вооруженных сил США и их партнеров по НАТО над всем пространством планеты. Такую глобализацию можно назвать «однополярной глобализацией», поскольку предполагается, что единственным субъектом мировой политики должен стать современный Запад, один из двух полюсов предыдущей биполярной системы, одержавший победу в «холодной войне».

Свернутый текст

В рамках же другой модели многополярного мира процесс глобализации мыслится как развитие диалога культур и цивилизаций после окончания блокового противостояния эпохи «холодной войны». Здесь под «глобализацией» понимается не навязывание Западом единой экономической, культурной, политической, информационной, ценностной модели всем остальным, но «глобальный обмен опытом», интенсивный диалог различных субъектов международных отношений. Такая глобализация предполагает изживание «колониального» подхода, стремится предоставить различным народам полную свободу для выбора пути исторического и культурного развития. Она допускает многообразие социально-политических и экономических систем, носит пацифистский, миролюбивый характер. Несовпадение интересов и видения перспектив установления новой системы международных отношений ведет к конфликтам, как в мировом, так и региональном масштабе. Одной из таких зон выступает Черноморско-Каспийский регион, органично включающий в себя три субрегиона – Причерноморье, Кавказ и Юг России, а также Прикаспий. Методологически важно подчеркнуть периферийность этого региона, прежде полностью включенного в состав Российской империи и Советского Союза, а сегодня раздробленного, состоящего из ряда постсоветских государств, а также мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока.

Еще раз подчеркнем, что основное противоречие современности заключается в непрекращающихся попытках Запада во главе с США установить новый порядок во всем мире, однако здесь они сталкиваются с сопротивлением других стран, выступающих за многополярность в международных отношениях. Для реализации своих глобальных устремлений Запад разрабатывает все новые геополитические мегапроекты. Одним из таких проектов, оказывающих непосредственное негативное влияние на процессы в Черноморско-Каспийском регионе, является «Большой Ближний Восток» (The Greater Middle East). Он был подготовлен весной 2004 года, а уже в июне обнародован экс-президентом Соединенных Штатов Джорджем Бушем на Стамбульском саммите НАТО; в это время уже полным ходом шли войны в Афганистане и Ираке, развязанные американцами. В 2006 году повсеместно и Интернете можно было обнаружить переформатированную карту современного Ближнего Востока, подготовленную неким Ральфом Петерсом, отставным американским военным разведчиком.

Американский проект «Большого Ближнего Востока» основан на геополитической концепции американских правых неоконсерваторов о необходимости определения нового «глобального врага». После краха СССР и резкого ослабления России Соединенным Штатам понадобился новый претендент на роль «империи зла», и она постепенно отошла исламскому миру. Демонизации мусульман способствовали теракты радикальных исламистов 11 сентября 2001 года: реальность трагедии подтверждала теоретические разработки неоконсерваторов. Четче других эту позицию сформулировал влиятельный в республиканских кругах неоконсервативный теоретик Майкл Ледин. Его мысль сводилась к следующему: «современный исламский мир – это новое издание фашизма», но «фашизм играет без правил», следовательно, победить «фашизм» (т.е. исламский мир) можно только с помощью крайне жестких и агрессивных действий, попирающих ради «благих» целей некоторые основополагающие нормы демократии. С начала 90-х Майкл Ледин настаивал на американском вторжении в Афганистан и Ирак, на объявлении войны Ирану, Сирии, Ливану, а в перспективе – даже Саудовской Аравии. События 11 сентября сделали Ледина «политическим пророком» американских ястребов-республиканцев.

Смысловое наполнение концепции «Большого Ближнего Востока» заключается в следующем: прямое силовое вторжение американской военной и политической системы в исламский мир; свержение режимов в мусульманских странах, отказывающихся активно сотрудничать с США; военные действия против Ирана, Сирии, Ливана, позже Саудовской Аравии; жесткое подавление в исламских странах, лояльных Вашингтону, любых признаков политической оппозиции. Таким образом, указанный геополитический мегапроект можно рассматривать как прямое объявление войны всему исламскому миру, чьи политические режимы – как радикальные, так и умеренные и даже относительно проамериканские – оказываются в такой ситуации «козлами отпущения» и «зданиями, подлежащими сносу». Разумеется, для России этот проект абсолютно неприемлем, поскольку он предполагает усиление прямого американского влияния на постсоветском пространстве – в Центральной Азии, на Кавказе (Южном и Северном), в Северном Причерноморье.

Силовое переформатирование Ближнего Востока по американской инициативе не заставило себя долго ждать. Драматические события, начавшиеся в декабре 2010 г. с массовых протестов в Тунисе и впоследствии получившие название «арабская весна», стали возможны, прежде всего, в связи с накоплением критической массы внутренних конфликтогенных факторов во многих государствах Северной Африки и Ближнего Востока. Вместе с тем, по нашему мнению, т.н. «арабская весна» представляет собой цепь «цветных революций» - прозападных, а чаще – проамериканских переворотов, инспирируемых в той или иной стране в интересах Запада (США) с использованием инструментария сетевых войн. Важным субъектом «цветных путчей» выступает внешний игрок, опирающийся на уже созданные внутри той или иной страны западные и прозападные неправительственные организации. «Внешний игрок» во всех известных «цветных революциях» даже в роли собственно наблюдателя оказывал воздействие на происходящие преобразования и организовывал широкую общественную и дипломатическую поддержку путчистам. Он непосредственно или косвенно участвовал как в нейтрализации власти (принуждая отказываться от активного противодействия), так и в стимуляции и организации действий оппозиции. Спектр его действий достаточно широк: от проведения информационно-психологических войн – через использование экономических рычагов и санкций – до непосредственного участия в боевых действиях. Все эти элементы «сетевых войн» были применены Западом в ходе начавшегося переструктурирования Арабского Востока.

Начиная с 1970-х гг. особенностью общественно-политических процессов на Ближнем Востоке и в Северной Африке являлся рост влияния политического ислама. Теперь, пройдя период созревания, в ответственный момент исламисты показали себя наиболее организованной силой, которая претендует на то, чтобы определять будущее региона. Ликвидация светского режима Саддама Хусейна в Ираке, создание палестинского исламистского квазигосударства в секторе Газа под властью ХАМАС, рост популярности шиитской «Хизбаллы» в Ливане, ликвидация в ходе «арабской весны» светских режимов в Тунисе, Египте, Ливии, возможное свержение или же серьезное ослабление Башара Асада в Сирии внесли серьезные деформации в региональный политический процесс. Ситуацию здесь усугубляет наличие застарелых проблем, в числе которых: конфликты между Палестиной и Израилем, Северным и Южным Суданом, курдский сепаратизм, напряженность в Афганистане (которая усилится после вывода основной массы войск США), нестабильность в Пакистане и т.д.

В Сирии с марта 2011 г. продолжается гражданский конфликт, в котором режиму Б.Асада противостоят вооруженные оппозиционные группировки, в основном, представленные радикальными исламистами, многие из которых являются наемниками из арабо-мусульманских стран и мусульманской диаспоры в Европе, в том числе боевиками «Аль-Каиды». Активную помощь в их подготовке, финансировании и вооружении оказывают монархии Персидского залива, Турция и ведущие страны НАТО. Так, в Турции находится центр по подготовке сирийских боевиков, военным обучением которых занимаются турецкие офицеры. Вооружение боевиков финансируется Катаром и Саудовской Аравией. В распределении оружия принимают участие сотрудники ЦРУ, специально направленные в Турцию. Одновременно США и ЕС в борьбе против Б.Асада пытаются использовать международную террористическую сеть «Аль-Каиды». Одной из таких структур является ныне широко известная террористическая группировка, контролирующая часть территории Ирака и Сирии, под названием «Исламское государство» (ИГ).

ИГ возникло в 2006 г. в период оккупации Ирака войсками США и их союзников. В то время эта суннитская исламистская группировка называлась «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и ставило своей целью борьбу с оккупационными силами (Левант является латинским переводом арабского географического названия Аш-Шам, обозначающего современные Сирию, Ливан, Палестину и часть Иордании). После начала гражданского конфликта в Сирии в 2011 г. часть формирований ИГИЛ вошла на сирийскую территорию и присоединилась к действиям вооруженной сирийской оппозиции против правительственной армии. Боевики ИГИЛ захватили на территории Сирии часть отдаленной провинции Ракка, где объявили о введении законов шариата. Характерно, что действия ИГИЛ, как и других оппозиционных сил, в то время поддерживались странами НАТО и монархиями Персидского Залива, выступавшими за свержение президента Б. Асада.

В августе 2014 г. боевики ИГИЛ, используя недовольство части суннитских племен на севере Ирака преобладанием шиитов в руководстве страны и ущемлением прав суннитов, вмешались в конфликт между суннитской общиной и правительством Нури аль-Малики, предприняли успешное наступление вглубь Ирака и захватили ряд городов, в том числе второй по величине иракский город Мосул. В захваченных районах ИГИЛ начало практиковать репрессии и террор по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам (курдам, мусульманам-шиитам, езидам, христианам). Боевики ИГИЛ даже пытались распространить свое наступление на Ливан, угрожали Иордании. Через некоторое время эта террористическая группировка провозгласила на захваченных территориях Ирака и Сирии «Исламское государство» (ИГ), руководителем которого был объявлен лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади.

Стремясь к развитию военного успеха, боевики ИГ предприняли наступление в направлении Киркука в районе нефтяных месторождений Иракского Курдистана, но были остановлены курдскими вооруженными формированиями «пешмерга». Ведущие страны НАТО во главе с США заявили о своей поддержке курдов в их противостоянии с ИГ и приступили к поставкам военного снаряжения в Иракский Курдистан, который после краха режима Саддама Хусейна получил широкую автономию и де-факто (но не де-юре) является самостоятельным государственным образованием. В настоящее время США, Евросоюз и Израиль фактически подталкивают курдов к независимости, планируя превратить будущее независимое курдское государство во влиятельную прозападную силу в регионе. Военно-политическая поддержка Западом курдов в их противостоянии с ИГ обусловлена также тем, что наступление ИГ угрожает нефтеносному району Киркука и городу Эрбиль, столице Курдистана, где находятся представительства многих западных компаний.

Как следствие Вашингтон и Лондон заявили о начале бомбардировок территорий, контролируемых ИГ, а также о создании коалиции из 40 государств (участие в коалиции Ирана и Сирии инициаторами ее образования исключается) для борьбы с этой группировкой. Одновременно США подвергают бомбардировке позиции ИГ не только на территории Ирака, но и Сирии, причем без ведома официальных властей этих стран. Таким образом, совершенно очевидно, что все действия США в плоскости борьбы с «Исламским государством» подтверждают неизменность целей американской политики в регионе: свержение режима Башара Асада в Сирии, приведение к власти в Ираке сил, враждебных Тегерану и Дамаску, максимальное ослабление Ирана и шиитского движения «Хизбалла» в Ливане, а в перспективе продвижение «джихада» к границам России. При этом в Вашингтоне рассчитывают, что украинский кризис отвлечет силы Москвы и ограничит ее возможности поддерживать дружественные России правительства на Ближнем Востоке.

Кризис на Украине, имеющий сильное внешнее измерение, исподволь подпитывался рядом внутренних факторов. Важнейшие вреди них – системная коррупция и чрезвычайно влиятельная олигархическая прослойка, действующие в интересах Запада на украинской территории СМИ, наличие огромного числа западных и прозападных НПО, НКО, фондов, мониторинговых сетей и т.д. Вследствие мощного синергетического воздействия внешних и внутренних факторов на Украине произошел государственный переворот, который осуществлялся «глубинным государством», созданным и финансируемым США и ЕС. Ударной силой переворота стала несколько десятилетий создававшаяся Западом на Украине – как и в Европе, на Ближнем Востоке и на постсоветском пространстве – сеть националистических и неонацистских организаций, призванная придать процессу разрыва экономических, политических и социальных связей Украины с Россией и Таможенным союзом необратимый характер, навеки оторвать Украину от России.

Все последние годы Украина целенаправленно поддерживалась американцами в состоянии «перманентной революции». Как подчеркивают иранские эксперты, и мы с ними солидарны, современная ситуация вокруг Украины предельно ясна: нынешний режим в Киеве и его сторонники, опираясь на США и НАТО, нарушили основополагающий принцип демократического управления, совершили государственный переворот и неконституционно отстранили от власти демократически избранного президента. Украина стала очередным инструментом в борьбе Запада за мир без России. Речь не идет о создании политического порядка и стабильности в стране, Украина стала полем битвы для жестокого геополитического соперничества Вашингтона с Москвой. События в Киеве, по оценкам иранских властей, являются результатом попыток США и НАТО перекроить зону своего влияния, игнорируя то, что Украина исторически всегда входила в сферу жизненно важных интересов России. Таким образом, иранские аналитики приходят к выводу, что «главным дестабилизирующим фактором является однополярный мир…, а Америка остается верна себе в непомерном высокомерии и лживой трактовке происходящих в Украине событий, пытаясь в глобальном противостоянии с Россией перетянуть на свою сторону как можно больше государств», придерживаясь стратегии дальнейшего продвижения НАТО на Восток.

Как следствие, центробежные процессы на Украине позволили Крыму вернуться в состав России, а на территории Донецкой и Луганской областей, провозгласивших независимость, развернулись ожесточенные бои, усугубившие не только внутриполитическую ситуацию на Украине, но резко осложнившие обстановку, как минимум, во всем Северном Причерноморье. Так, президент частной разведывательно-аналитической компании Stratfor Джордж Фридман в своей недавней нашумевшей статье «Украина, Ирак и черноморская стратегия» настойчиво проводит мысль о том, что американское стратеги должны перестать рассматривать Украину и Ирак с Сирией как отдельные театры военных действий и взглянуть на них как на компоненты единого театра, центром которого является Черное море. На этом театре, по мнению Фридмана, у США есть два противника – Россия и «Исламское государство», которые одновременно являются противниками и между собой. Однако, являясь противниками, и Россия, и ИГ стремятся к тому, чтобы переключить внимание американцев друг на друга, а, значит, приветствуют военные успехи друг друга, увеличивая угрозы американским интересам и вынуждая США распылять свои силы. При этом сама Америка не намерена использовать свои вооруженные силы в сколько-нибудь серьезных масштабах; своих целей она собирается добиваться за счет изменения региональных балансов сил и вооружения союзников, ключевыми из которых, по мнению Фридмана, являются Турция и Румыния.

На самом деле, как считают некоторые отечественные политологи, «Исламское государство» является ценным союзником Соединенных Штатов в их стремлении создать на Ближнем Востоке крупный очаг хаоса, откуда потом нестабильность будет перекидываться в Европу, Россию, Китай и любой другой регион, который американцы вознамерятся ослабить. Отсюда следует, что американская элита переходит к осмыслению текущих и грядущих событий в терминах мировой войны. В таком ходе мыслей американских стратегов нет ничего нового: предыдущий мировой финансово-экономический кризис, сравнимый по масштабу с нынешним, как раз и был разрешен мировой войной. Мировая война позволяет победителю перекроить политическую карту мира, захватить новые рынки, списать старые долги, а их у Америки немало, установить новые правила игры в международной политике и экономике. Последнее является для США сейчас самым главным, так как в рамках действующих правил, установленных когда-то ею же самой, Америка уже не может поддерживать свое господствующее положение в мире и стоит перед перспективой появления нового гегемона в лице Китая.

Многочисленные вызовы, риски и угрозы для национальной безопасности России фиксируются и в других субрегионах Черноморско-Каспийского макрорегиона – в Прикаспии и на Кавказе (Южном и Северном).

В официальных документах США Каспий замелькал еще с 1997 года, когда авторы доклада «Стратегия национальной безопасности в новом веке» Совета национальной безопасности открыто заявили: «В зону энергетической безопасности США входит Каспийский бассейн с потенциалом нефтяных запасов в 200 миллиардов баррелей». Потом были «Стратегия-98» и «Стратегия-99», где выводы о важности американского контроля повторялись практически слово в слово. К проработке планов установления контроля над Каспием привлекались значительные политические и интеллектуальные ресурсы США. В их числе были такие «мозговые тресты», как Фонд наследия, корпорация «Рэнд», Центр национальной безопасности Гудзоновского института, Институт национальной стратегии университета национальной обороны, Совет национальной безопасности, Совет национальной обороны, Центр по международной безопасности и контролю за разоружением, Центр политической безопасности и др. Теоретическая задача установления контроля над Каспием и расширения там американского присутствия подкреплялась соответствующей политической практикой – дипломатической и военной.

Следует учесть, что Каспий, как политико-географическое и геостратегическое понятие занимает в структуре международных отношений достаточно специфическое место. Наряду с привычным экономическим значением – как источник энергоресурсов и узел их транспортировки – для ряда стран он представляет еще и политическую и военно-стратегическую значимость. Без преувеличения можно сказать, что реальные или перспективные запасы нефти и газа в регионе для США, их союзников по НАТО и региональных союзников в ранге «особых партнеров» имеют меньшее значение, чем его геостратегическое значение в качестве точки, позволяющей существенно расширить зону своего влияния и, разумеется, ослабить своих глобальных соперников – Китай и Россию, а также и регионального геополитического игрока – Иран. Иными словами, Каспий превратился в зону геополитических интересов и геостратегического соперничества трех мировых держав – Соединенных Штатов, Китая и России.

Уже с 1994 года Пентагон стремится установить «особые отношения» с политическими элитами прикаспийских государств, заявившими о «многовекторности» своей внешней политики. Так, в том же 1994-м Казахстан был приглашен к участию в программе НАТО «Партнерство ради мира», предоставившей Астане право на участие в военных учениях США и Североатлантического альянса. В рамках этой программы, например, в феврале 2002 года в Казахстан прибыли 200 американских военнослужащих для обучения горнострелкового подразделения. В последующем наработанный и обобщенный в полевые наставления «среднеазиатский» опыт пригодился американской армии при проведении воздушно-десантных операций на севере Ирака в марте 2003 года.

Однако главными инструментами контроля для США являются не «партнерские» программы, а военные базы, создание которых на Каспии стало основной задачей их внешней и военной политики. По мнению разработчиков «плана контроля над Каспием», военное присутствие в регионе позволило бы США значительно усилить там свое влияние и активно «работать» с российским Кавказом. Одновременно замыкалось бы кольцо вокруг Ирана. Оптимальным местом американского военного присутствия был признан полуостров Мангышлак. Безусловно, реализации американских планов способствовало и до сих пор способствует неурегулированный прикаспийскими государствами (Азербайджан, Казахстан, Иран, Россия, Туркменистан) правовой статус Каспия. Прошедший в сентябре 2014 года в Астрахани IV саммит прикаспийских государств эту проблему так и не решил.

Во время визита в Казахстан в апреле 2002 года Дональда Рамсфельда казахское военно-политическое руководство дало понять главе Пентагона, что оно заинтересовано в развитии тесных связей не только с Россией и с Китаем, но и с США. Министр обороны Мухтар Алтынбаев в контексте «многовекторной» внешней политики Казахстана заявил, что Астана готова предоставить в распоряжение сил натовской коалиции три военные базы. Развитию поступательного процесса в американо-казахстанских отношениях помешали не столько позиция Китая и России, сколько надвигающийся финансовый кризис. С учетом военного присутствия в Афганистане и Ираке, наметившихся серьезных проблем в экономике и разногласий со своими союзниками по НАТО, США не смогли выделить необходимый для этой операции финансовый ресурс. Однако эта угроза не исчезла, а была только отложена. Очередная война с международным терроризмом, эскалацию которой мы наблюдаем в последнее время и ведение которой обсуждалось на недавно завершившемся саммите НАТО в Ньюпорте, означает новый этап активизации усилий США на этом направлении.

В последние годы, публично ослабив свои усилия в отношении Казахстана, свое внимание американский истеблишмент обратил на Азербайджан и Туркмению. Азербайджану США и НАТО отводят особую роль на Каспии. В частности, помощник госсекретаря США по делам Европы и Азии Дэниел Фрид заявил о том, что «успешное стратегическое сотрудничество между США, Турцией и Азербайджаном позволило перейти к созданию энергетической инфраструктуры нового поколения в Южном коридоре, которая поможет Европе диверсифицировать каналы энергоснабжения, полагаясь на азербайджанские и вообще каспийские энергоресурсы, в конечном счете доставляемые через Турцию».

Неслучайно поэтому патронаж над реформированием азербайджанской армии взяла на себя Анкара. В настоящее время в рамках НАТО реализуется восемь программ. В их число входит борьба с терроризмом, охрана водного и воздушного пространства, в особенности каспийского шельфа. Предусматривается модернизация ряда военных аэродромов. Ведется работа по созданию американских военных баз (в Кюмдамире, Насосной, Гюлли), на которых будут размещены силы специального назначения. Одной из задач этих сил станет охрана нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Кроме того, для контроля Каспийского региона в 2003 году была принята программа создания специальной структуры – «Каспийский страж», основу которой должны составлять американские мобильные силы и подразделения стран – участниц западных энергетических проектов. Эта программа предполагает формирование подразделений специального назначения и полицейских сил в прикаспийских странах для быстрого реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации и осуществление пограничного контроля. Примечательно, что США и Турция не только планируют проводить подготовку воинских контингентов прикаспийских государств (на сегодня речь идет о Казахстане и Азербайджане), но и оказывать различные виды экономической и политической помощи. Последнее обстоятельство подстегивает некоторых азербайджанских политиков к принятию формулы «одна нация – единая армия». С предложением объединить армии двух стран недавно выступила группа депутатов меджлиса Азербайджана, мотивируя свое требование прецедентом подписания аналогичного соглашения между Молдавией и Румынией.

Следует подчеркнуть, что, по мнению российских военных аналитиков, позиция США и Турции по Каспийскому региону легко вписывается в концепцию наличия «передовых операционных баз», которая предполагает режим неполной загрузки с ограниченным американским военным контингентом, сменяемым на ротационной основе, и минимальным комплектом оборудования. Приоритетной задачей является проведение учений и подготовка вооруженных сил союзников. Как известно, для этих целей США планируют привлечь 3-ю воздушно-десантную группу специального назначения, дислоцированную в Форте Брэгг (Северная Каролина), которая уже много лет участвует в военных операциях в Афганистане.

Туркмения также превратилась в настоящее поле борьбы, на которой китайские и западные энергетические компании сошлись в полномасштабной тайной войне. Весьма показательна в этом отношении история с поддержанными Западом планами Ашхабада проложить по дну Каспийского моря трубопровод длиной 300 километров, который бы соединил порт Туркменбаши (бывший Красноводск) на западе страны с терминалом в районе Баку. Вполне естественно, что против реализации этого проекта выступили Россия, Иран и Китай. Иран, как крупнейший производитель природного газа, безусловно, отстаивает свои национальные интересы. Энергетическая политика России ориентирована на обеспечение ей прямого доступа к потребителям энергоресурсов на территории евразийского материка и создание общего энергетического консорциума с другими энергодобывающими державами региона. КНР, в свою очередь, совершенно не устраивает то, что туркменский газ в больших объемах пойдет на Запад. Тем более что, несмотря на заверения Ашхабада о том, что к 2020 году страна сможет производить 155 миллиардов кубометров газа, оценка Международного энергетического агентства в два раза меньше. Что касается позиции США по этому вопросу, то для них важно, чтобы энергоносители в Европу, Турцию и даже в Китай поступали из тех месторождений, которые контролируются американцами или, как минимум, трубопроводы проходили через страны, стратегически лояльные США. Эту лояльность и обеспечивает военное присутствие США в том или ином регионе, для достижения чего американцы используют любые средства и методы. В частности, два года назад Вашингтон уже дал понять Ашхабаду свою заинтересованность в использовании крупного порта Туркменбаши, где когда-то находилась база Военно-морского флота СССР на Каспии – для целей «миротворчества в Афганистане». Официальный Ашхабад намек проигнорировал, и тогда началась подготовка к дестабилизации страны, ударной силой в которой должны были выступить отряды боевиков, базирующиеся на территории соседнего Афганистана. Как следствие, в конце мая 2014 года прошла очередная «разведка боем»: афганские боевики в течение нескольких дней пытались прорваться сразу на нескольких участках туркменской границы. Внезапно вспыхнув, бои столь же внезапно завершились, но в афганские лагеря боевиков на границе с Туркменией продолжает прибывать пополнение, создаются запасы оружия и боеприпасов, идет формирование подполья на туркменской территории, которое должно выступить в час «Х». Шансов выстоять у Ашхабада почти нет, и выбор ограничивается двумя вариантами: либо идти «под крыло» западной «антитеррористической коалиции» и разместить на своей территории «контингент миротворцев», либо стремиться к получению гарантий своего нейтралитета от России и Китая. Судя по итогам работы недавно прошедшего в Астрахани саммита прикаспийских государств, официальный Ашхабад склоняется ко второму варианту.

Как известно, на астраханском саммите по приглашению Президента РФ – В.Путина приняли участие президенты: Азербайджана – Ильхам Алиев, Исламской Республики Иран – Хасан Рухани, Казахстана – Нурсултан Назарбаев, Туркменистана – Гурбангулы Бердымухамедов. Главным итогом саммита стало политическое заявление «каспийской пятерки» о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил нерегиональных держав. Лидеры пяти государств договорились также о принципах национального суверенитета каждой страны над прибрежным морским пространством в пределах 15 миль и 10 «рыболовных» миль. Однако окончательная доработка и принятие конвенции о правовом статусе Каспийского моря были отложены на два года, до очередного саммита.

Вместе с тем, на динамику развития ситуации в Каспийском регионе серьезное влияние оказывает ход событий в оккупированном войсками США и их союзников Афганистане, где уже более 30 лет идет непрекращающаяся гражданская война. 29 сентября 2014 года состоялась инаугурация нового президента Афганистана – Ашрафа Гани Ахмадзая, который согласился с созданием в стране правительства национального единства и разделом власти со своим конкурентом на скандальных президентских выборах – бывшим министром иностранных дел ИГА Абдулло Абдулло. Уже известно, что первым шагом нового президента станет подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности между Вашингтоном и Кабулом, призванном обеспечить «законные основания» для дальнейшего американского присутствия в Афганистане. Небезынтересно, что Ашраф Гани входит в группу пуштунских лидеров, которые в семидесятые годы по стипендиям Агентства США по международному развитию обучались в Американском университете в Бейруте, затем работали во Всемирном банке и других международных организациях. Более того, новый афганский президент – гражданин США, является креатурой Вашингтона. В этой связи риски и угрозы для национальной безопасности России с афганского и среднеазиатского направления существенно возросли. Для нас важны не собственно внутриполитические процессы в Афганистане, а присутствующие на территории этого государства среднеазиатские террористические группировки, которые располагают в постсоветских республиках региона серьезной подпольной сетью своих сторонников и стремятся к созданию подобных нелегальных сетей на всей территории нашей страны. Своим достаточно благополучным существованием на афганской территории эти группировки финансово и организационно обязаны, в первую очередь, спецслужбам США, активно насыщавших их своей агентурой. И время отрабатывать свое предназначение, как представляется, не заставит долго ждать. В итоге смена президента в Афганистане к безопасности региона имеет весьма отдаленное отношение. Реальная же опасность «афганского узла» заключается, прежде всего, в американском присутствии в этой геостратегически важной точке. В этой связи России придется военно-политическими и полицейскими мерами укреплять свой южный фланг, повышать эффективность ОДКБ, развивать двусторонние военные связи с Узбекистаном, сотрудничать на афганском направлении с Китаем, со всеми прикаспийскими государствами. Достижение между ними более глубокого взаимопонимания по ключевым вопросам международной и региональной повестки дня, повышение взаимной предсказуемости перед лицом общих вызовов, рисков и угроз приобретает особую актуальность. Следует подчеркнуть, что в ближайшем будущем четыре из пяти государств Каспия (Россия, Казахстан, Иран и Туркмения) будут, так или иначе, вовлечены в деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – глобальной организации, имеющей конкретную стратегию и четкие механизмы по финансированию своих проектов. Это может изменить большинство геополитических и экономических вопросов, стоящих перед Каспийским регионом.

Некоторые региональные эксперты считают совершенно необходимым и крайне актуальным, не дожидаясь завершения переговорного процесса по определению правового статуса Каспия, инициировать широкое обсуждение и проработку межгосударственной «Стратегии и тактики обеспечения безопасности Каспийского региона», которая была бы взята за основу внешней политики как стран региона, так и стран, имеющих здесь серьезные экономические интересы и заинтересованных в безопасности собственных инвестиций, ресурсных и логистических проектов. В качестве основных принципов данной «Стратегии» должны стать следующие ключевые положения:

- недопустимость военного присутствия в Каспийском регионе внерегиональных держав;

- региональный контроль над процессами количественного и качественного роста военного потенциала «каспийских группировок» вооруженных и военно-морских сил прикаспийских государств;

- широкая кооперация «полицейских усилий» прикаспийских государств в вопросах ликвидации возможного проникновения и присутствия трансграничных террористических организаций в общую для наших стран «каспийскую сферу безопасности»;

- расширение государствами региона экономического сотрудничества со всеми внешними акторами;

- создание системы регионального межгосударственного контроля за экологическими и иными факторами риска, в том числе – в вопросах промышленной безопасности эксплуатации энергетических и иных ресурсов Каспия.

Что касается Кавказа, то его территория также вовлечена в «большую шахматную игру». Признанные суверенные государства Южного Кавказа (Грузия, Азербайджан, Армения) следуют отличающимися друг от друга внешнеполитическими курсами. Грузия последовательно реализует курс на евроинтеграцию и вступление в НАТО. Новым шагом является попытка оборонной кооперации на региональном уровне, включающем Грузию, Азербайджан и Турцию и также связанной с НАТО. При этом каждая из сторон видит в нем свои плюсы: Грузия – защиту от «российской угрозы», Азербайджан – изоляцию Армении в случае обострения конфликта в Нагорном Карабахе, Турция – закрепление своего влияния в Закавказье.

Азербайджан балансирует между Вашингтоном и Москвой, с особой близостью к Турции, натянутыми остаются отношения с Ираном (проблема Южного Азербайджана), проблема Карабаха остается травмой для национального самосознания. Дестабилизация общей мировой ситуации вызывают у Баку желание усилить региональное сотрудничество с Грузией и Турцией, в том числе и в области обороны и безопасности. Вместе с тем, отношения с Евросоюзом неровные, что обусловлено критикой официального Баку со стороны ЕС по фактам нарушения прав человека в Азербайджане и недостаточно четкой позицией европейцев по поддержке Азербайджана в ситуации обострения нагорно-карабахского конфликта. Вместе с тем, официальный Баку поддерживает тесные контакты с НАТО, а экономические связи в ЕС являются сегодня доминирующими и определяющими.

Армения ориентирована на Россию, развивает отношения с Ираном, есть трения с Турцией. Армения – член ОДКБ, на ее территории находятся российские военные базы и российские военнослужащие. В настоящее время в практической плоскости находится вопрос о вступлении Армении в Евразийский Союз. В то же время, в Армении имеется либеральная оппозиция, активность которой подпитывается не только Западом, но и тяжелым социально-экономическим положением населения.

Частично признанные государства Южного Кавказа (Абхазия и Южная Осетия) ориентированы на Россию, с ее военной и финансово-экономической помощью решают вопросы своей безопасности и социально-экономического роста. До сих пор не признанный на международной арене Нагорный Карабах стремится стать суверенным, независимым государством.

На Северном Кавказе осуществляется целый ряд антироссийских геополитических мегапроектов, среди которых эксперты выделяют три наиболее опасных для национальной и региональной безопасности России – западный (прежде всего, американский), арабо-исламистский (ваххабитский) и туранский (турецкий). Ведущим выступает западный проект, а два других, несмотря на относительную автономность, активно поддерживаются США и их союзниками. В результате в регионе постоянно подогревается сепаратизм, национализм, религиозный фанатизм, подолгу сохраняются очаги напряженности, взаимные территориальные претензии и т.д. Особенно активно в последние полтора десятилетия здесь эксплуатируется религиозно-этнический фактор.

В заключение можно сделать вывод о том, что, начиная с осени 2013 года (Украинский кризис, затем новая фаза антитеррористической кампании на Ближнем Востоке), ситуация в Черноморско-Каспийском регионе значительно обострилась. Афганистан и Ирак оказались только верхушкой айсберга «войны с международным терроризмом», поскольку главным приобретением Соединенных Штатов и их союзников по НАТО стало военное присутствие на границах России и Ирана, в самом «сердце» мусульманского Востока, на пересечении важнейших транспортных путей. С приходом в Белый дом Барака Обамы, по целому ряду причин, из-за сплетения политических и экономических противоречий, американский «рывок на Восток», проникновение на Каспий, важнейшую геостратегическую точку, на которой сошлись интересы мировых держав – США, Китая и России и региональных государств – Турции и Ирана, спецслужб и транснациональных корпораций был приостановлен. Однако в настоящее время перед нами разворачивается новая мировая афера – США, Франция, Великобритания и некоторые монархии Персидского залива под видом борьбы с международным терроризмом приступили к фактическому расчленению Ирака и к новой фазе по смене режима в Сирии, которая подверглась неспровоцированной агрессии. Запад и некоторые арабские государства максимально заинтересованы и делают все для того, чтобы направить деятельность террористических исламистских организаций типа «Исламского государства» на север. Для России и ее союзников это означает, что после «решения вопросов» с террористическим халифатом - ИГ следующим направлением повышенной активности западной антитеррористической коалиции может стать Кавказско-Каспийский регион. Это самым существенным образом затронет стратегические интересы и национальную безопасность России и ее союзников, а потому уже сейчас требует адекватного осмысления ситуации, реализации на практике необходимых и разносторонних упреждающих мер.
Источник: posthunt.net.

http://oko-planet.su/politik/politikmir … rzhav.html

0

858

шамаханская царица написал(а):

знакомимся с великими достижениями 404, наглядное пособие

Слов нет. Я валяюсь в диком восторгеhttp://pekines.info/forum/public/style_emoticons/default/63654036e4cdd7fce29bf54890eb0719.gif   http://pekines.info/forum/public/style_emoticons/default/img20110914141309_3131.gif 
У меня больше нет вопросов, откуда в щеневмэрлой столько идиотов и психически больных.

Всем привет! http://liubavyshka.ru/_ph/115/2/759769971.gif   http://ovego.3dn.ru/sm/47.gif   http://ovego.3dn.ru/sm/47.gif   http://ovego.3dn.ru/sm/47.gif

0

859

Аналитика
02.02.2015
В борьбе за Новороссию киевский режим загоняют в угол

Прошедшая неделя подтвердила предположение об ужесточении позиции России и обозначила ее уже довольно четко. Напомним, 23 января Владимир Путин впервые публично произнес названия ДНР и ЛНР в контексте "резкого обострения ситуации на юго-востоке Украины, в Донецкой народной республике и в Луганской народной республике". По всей видимости, это было своеобразным ответом России на бесцеремонное нарушение киевским бандеровским режимом переговоров и развязывание очередного витка войны против мирного населения. О последних событиях в Новороссии - в материале специального корреспондента Накануне.RU в Донецке.
26 января Путин повторил это еще раз, сказав, что киевский режим не стремится разрешить конфликт в Донбассе мирным путем, а "перемирие" использовал для перегруппировки и наращивания своих войск. "К сожалению, официальные киевские власти отказываются идти по пути мирного урегулирования, не хотят решать политическими средствами", - сказал Путин, подчеркнув отказ от мирного решения уже как данность. Об этом же в тот же день сказал и Сергей Лавров, что говорит о готовности России к решению проблемы другими средствами.

Свернутый текст

То, что все уже серьезно, стало ясно, когда Путин в петербургском университете назвал украинские войска "иностранным натовским легионом", который преследует "геополитические цели сдерживания России". Это означает, что противостояние США выходит на новый этап, поскольку не склонный к громким заявлениям Путин четко дал понять, что масштаб конфликта выходит далеко за пределы Украины.
По чистой "случайности" в тот же день, 26 января, об этом заявили в руководстве ДНР, причем собственно переговорщик в минском процессе – Денис Пушилин. Он сказал, что Киев давным-давно использует наемников. "На самом деле наемники используются практически с самого начала так называемой "антитеррористической операции", - сказал Пушилин в эфире российского Первого канала. - Их присутствие было зафиксировано еще в момент проведения боевых действий в Славянске".
Также Пушилин обвинил Киев в имитации переговорного процесса, что Запад в упор не замечает. "Со стороны Киева идет сплошная ИМИТАЦИЯ переговорного процесса. По фактам мы видим лишь периодически обостряющуюся ситуацию, которую Киев старается использовать как элемент давления в переговорном процессе и, более того, пытается использовать это во внешней политике", - заявил Пушилин. На самом деле он озвучил то, почему позиция России заметно ужесточилась и прежней уже не будет, но сделал это от имени ДНР, ведь Россия по-прежнему не является участником конфликта, о чем она устами то Лаврова, то Пескова повторяет чуть ли не каждую неделю.
С точки зрения информационной подготовки все эти заявления были сделаны вовремя: российское общество должно поддержать сворачивание переговоров на прежних условиях и более активные боевые действия по дальнейшему освобождению Новороссии. Кроме того, Путиным был нанесен еще один сильный информационный удар, сделанный как раз в нужное время, когда на Украине началось бегство от очередной волны мобилизации. Путин как бы между прочим предложил поддержать молодых людей призывного возраста тем, чтобы продлить им срок пребывания в России, "потому что их просто толкают, как пушечное мясо, под пули". Можно только представить, насколько на Украине втайне или явно (в зависимости от убеждений) выросла популярность Путина и России.
Отметим здесь на полях, что этот случай лучше других показывает, что Украина – просто российская провинция, с которой некоторым удобно крякать на Россию, когда все хорошо, но чуть что – бежать с "незалежной" в Россию. "Бить москалей" - это хорошо, когда кто-то, а когда я – нет, лучше "к бабушке в деревню под Рязань". Другой пример провинциальности Украины – это то, что жизнь "свидомых украинцев" вертится вокруг… Путина. Что с ними было бы без Путина, страшно подумать. Кто бы наполнял их жизнь смыслом? Разница в том, что русские признают Путина своим главой явно, а укры – на отрицании.
Но вернемся к событиям в Новороссии. Вслед за Путиным бегство граждан Украины от мобилизации подтвердил на следующий день и глава ЛНР Игорь Плотницкий. Сами по себе эти заявления Пушилина и Плотницкого значат не много, но они показывают, что руководство ДНР и ЛНР, к счастью, полностью контролируется Москвой.
А что же Москва? 27 января МИД РФ в очередной раз заявил позицию России: "Единственно возможный способ остановить дальнейшие человеческие страдания и преодолеть глубокий кризис украинской государственности – заставить киевскую власть начать серьезный разговор с ДНР и ЛНР о поиске политического компромисса, который должен быть закреплен приемлемой для всех конституционной реформой". Однако уже через день в МИД отметили, что "спровоцированные в очередной раз Киевом боевые действия ведут к неизбежной дальнейшей эскалации конфликта, подрывают предпринимаемые международным сообществом усилия по прекращению кровопролития, поиску политического урегулирования украинского кризиса". Ни убавить, ни прибавить: конфликт будет нарастать, и политического решения может не быть. Предупреждение более чем серьезное. В каком же случае возможно политическое урегулирование мирным путем?
"У нас позиция с ДНР общая. Любая встреча начнется только после того, как Порошенко объявит официального представителя Киева, который будет вести переговоры. Это наше требование, без которого вообще больше не будет никаких встреч", - заявил 27 числа Плотницкий. Как показали дальнейшие события, он несколько переборщил с категоричностью своих высказываний, поскольку представители ДНР и ЛНР все же выехали в Минск без таких гарантий со стороны хунты. Однако принципиально это дела не меняет. В тот же день хунта была еще раз предупреждена, что признание ДНР и ЛНР "террористическими организациями" с призывами к Западу сделать то же самое может вообще привести к срыву переговоров, как заявил полпред ЛНР Владислав Дейнего. Очевидно, Запад понимает необратимость такого шага, от которого пока воздерживается, поскольку отыграть его назад уже не получится. Фактически это будет открытое объявление войны, т.к. с террористами переговоров не ведут.
Международная ситуация заметно накаляется, что стало ясно, когда 28 января председатель Госдумы Сергей Нарышкин поручил комитету по международным делам проработать возможность принятия заявления, осуждающего "аннексию ГДР Федеративной республикой Германия в 1989 году", а Россия заявила о выходе из ПАСЕ.
О напряженных отношениях говорит и показательно пренебрежительное отношение Кремля к письменному "ответу" Вальцмана на предложение Путина от 16 января. Напомним, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков лишь упомянул "получили и изучили", что на языке дипломатии означает: могли не утруждать себя, ваш "ответ" не нужен.
Отметим также приезд в Донецк 29 января депутата Госдумы РФ и председателя партии "Родина" Алексея Журавлева. Это уже далеко не первый приезд депутата Госдумы в ДНР (в конце декабря с визитом побывал Сергей Миронов). Журавлев заверил, что, несмотря на санкции, поддержка России народных республик продолжится. "Они [Запад] думают, что из-за ввода санкций РФ перестанет поддерживать Донбасс, но мы его поддерживали и до санкций, и во время них, и после – будем поддерживать. Давить на нас для того, чтобы мы отказались от тех людей, которые нам верят, которые на нас рассчитывают, – это бессмысленно", - заявил Журавлев. И хотя Журавлев лицо не уполномоченное, вряд ли эта поездка состоялась бы без согласия Кремля, по разным каналам выражающего свою поддержку Новороссии.
Чего добивается Кремль от переговоров, стало ясно 29 января, когда Плотницкий озвучил требования народных республик: ДНР и ЛНР готовы прекратить военные действия только в том случае, если Киев снимет экономическую блокаду Донбасса, "причем полностью", как добавил глава ЛНР. "Необходимо понимать, что время, когда нас устраивало уже то, что хотя бы не стреляют, уже прошло. В этот раз переговоры будут на порядок жестче", - добавил Плотницкий. Это говорит о том, что ПОЗИЦИЯ РОССИИ стала на порядок жестче. Россию уже не устраивает простой "режим тишины".
В тот же день в сети появилось сообщение от ополченца с позывным "Крыжовник", согласующееся с официальными заявлениями. "Насколько я понял, опять будут переговоры. Но тут есть один нюанс. Нам командование сказало, что, пока переговоры будут вестись, - бои и наступление". Если на прошлых переговорах ополчение с подачи России в одностороннем порядке прекращало огонь, чтобы продемонстрировать свое (и России!) миролюбие, то в этот раз наступление продолжится до тех пор, пока киевский бандеровский режим дипломатически каким-то образом не зафиксирует ДНР и ЛНР хотя бы стороной переговоров.
Об этом же на следующий день, 30 января, заявил Пушилин, сказавший, что в случае срыва переговорного процесса контрнаступление ДНР и ЛНР продолжится до границы с Украиной, поскольку "перемирие украинской стороной использовалось для перевооружения и ротации своих войск, наращивания резервов, а также подготовки к наступлению. В связи с этим контрнаступление, в которое перешли ДНР и ЛНР, было ответным шагом и необходимой мерой для оттеснения ВСУ от населенных пунктов ДНР и ЛНР". Россия устами Донбасса дала понять хунте и Западу, что все гораздо серьезнее, и миролюбивым ягненком ополчение уже не будет. Да, "ДНР и ЛНР приветствуют любые предложения о переговорах и всегда открыты для них в рамках Контактной группы", однако прекращение огня может быть только взаимным и только "на фактической линии соприкосновения сторон, которая сформировалась на сегодняшний момент". Новость явно не из приятных для хунты, привыкшей расстреливать и бомбить мирные города, а любое перемирие использовать для наращивания своих сил.
В этом смысле показательным является результат встречи 31 января, а точнее, его отсутствие, которое можно оценить в пользу Новороссии. Хунта, видимо, не ожидала твердости позиции ДНР и ЛНР и взяла паузу, чтобы посоветоваться с вашингтонским начальством, предварительно обвинив республики в срыве переговоров. Вместе с тем в Кремле, как заявил Песков, считают преждевременным давать оценки состоявшимся переговорам, ибо для этого необходимо время. Это говорит о том, что на переговорах хунта столкнулась с проблемами, которых не ожидала. Вероятно, Кремль поставил киевский бандеровский режим перед сложным выбором, на который у нее нет полномочий. Похоже, что срочность переговоров и готовность Киева в них участвовать (а Медведчук приезжал в Донецк еще 26 января) свидетельствуют о проблемах в стане киевского режима. Пушилин не зря перед переговорами в Минске 31 числа объявил, что, по имеющейся информации, Вальцман своим указом назначил Кучму официальным переговорщиком.
Позиции киевского бандеровского режима действительно тяжелые. Договариваться и признавать ДНР и ЛНР невозможно, а продолжать войну – верный путь к поражению. Признать нынешнюю линию соприкосновения сторон – это публичное унижение Киева, который тянет время, надеясь на помощь Запада.
Стремясь вытянуть Захарченко и Плотницкого в Минск на встречу с пенсионером Кучмой, незаконное пронацистское правительство в Киеве стремится унизить ДНР и ЛНР, не понимая, что ситуация изменилась, ведь со стороны республик разговор ведется уже иным тоном. "Мы готовы к диалогу, но не готовы к ультиматуму", - заявил Пушилин, но это уже не тот диалог, который был в сентябре, когда важнее было просто остановить военные действия, чем то, на какой линии это состоится. Однако сейчас вопрос стоит иначе просто потому, что ополчение уже "иное".
По словам Владислава Дейнего, "тяжелое вооружение необходимо отводить от любой сложившейся на сегодняшний день линии соприкосновения сторон, а потом садиться за стол переговоров". Как добавил Пушилин, старая линия поменялась, но "вновь отодвигать ее, приближать артиллерию ближе к нашим населенным пунктам, мы не имеем права". Все указывает на то, что инициатива прочно перешла к ополчению Новороссии и России. И условия, на которых будет заключены те или иные договоренности, уже не будут диктоваться из Киева. В этот раз все гораздо серьезнее: ведь у республик, по словам Дейнего, есть данные о том, что Киев готовит новое наступление. А поскольку ополчение "не имеет права", то это недвусмысленный намек Киеву о том, что будет, если договориться не удастся. А шанс договориться только один – принять условия ДНР и ЛНР, которые для режима Вальцмана неприемлемы.
Улучив удачный момент, ДНР и ЛНР выдвинули еще одно требование – приказ о прекращении огня Вальцман должен опубликовать на своем официальном сайте. Бандеровский Киев явно пребывает в растерянности и загнан в сложное положение. Чем ответит майданный режим – покажут ближайшие события.
Борьба за Новороссию продолжается.

- See more at: http://www.nakanune.ru/articles/110010/ … hTdwT.dpuf

0

860

Аналитика
02.02.2015
Константин Сивков: Ликвидация дебальцевского "котла" может привести к бунтам в ВСУ

Военный эксперт о важности взятия Дебальцево и о дальнейшем развитии событий

После взятия донецкого аэропорта ополчением боевые действия начали разворачиваться по нескольким оперативным направлениям. Первое – это направление в сторону Песок, Авдеевки; второе направление – это район Дебальцево, замыкание "котла". Третье направление - это направление на Мариуполь. К настоящему моменту активные боевые действия на Мариуполе свернуты, и ополченцы перешли к обороне, отражая атаки небольших диверсионных или ударных групп.

Свернутый текст

Наступление на Пески "захлебнулось", и, по сути, Пески и Авдеевка находятся пока у украинских военных, они вышли на пригороды этих населенных пунктов, но, тем не менее, пока ополченцы их не взяли. Наступление на дебальцевский котел, наверное, является сейчас ключевой задачей, и все основные ударные группы вооруженных сил ДНР и ЛНР заточены именно на этом направлении. И это понятно – дело в том, что там сосредоточено 10 тысяч человек ВСУ. Именно в горле "котла", в горле этого "кармана", в войсках Украины сосредоточены наиболее боеспособные части – это наемники, боевые части "Правого сектора", небольшая часть идейно убежденных бойцов нацгвардии. Правда, их там немного, не более 2-3 тысяч, но они там крепко держатся сейчас, в том числе поэтому там бои идут с переменным успехом и не позволяют решить радикальную задачу захвата. С одной стороны, окружение этого дебальцевского "котла" и последующая его ликвидация, соответственно и ликвидация 10 тысяч боевиков – это очень серьезный удар по общей группировке вооруженных сил Украины, это очень большие, серьезные потери, которые могут означать, что после этого войска ДНР могут перейти уже к действительно масштабным успешным наступательным операциям.
А во-вторых, это серьезный морально-политический ход, ведь потеря 10 тысяч человек в котле – это очередная пощечина Киеву, демонстрация его неспособности решать задачи боевых действий.
Что важно еще – ликвидация дебальцевского "котла" дает силам самообороны возможность существенно сократить линию фронта. Те, силы, которые сейчас там сужают границы "котла", держат фронт, они освободятся. Естественно, это позволит высвободить значительное количество войск, которые можно будет использовать на других направлениях для ведения наступательных действий. Вот все эти факторы объясняют, почему ополченцы сосредоточились именно на дебальцевском "котле".
Единственное, что еще могло свернуть боевые действия на других направлениях – можно предположить, что сработало тут давление со стороны России. Ведь "пятая колонна" в России имеет сильное влияние. Такое может быть на мариупольском направлении, но тогда Пески и Авдеевка никак с этим не связаны. Потому что, если бы было давление в отношении Песок и Авдеевки, то, наверное, тогда и на этот котел тоже было бы давление. Если бы подчинялись этому влиянию, то наступление на закрытие дебальцевского "котла" – оно было бы тоже приостановлено, но оно ведется. Тем более, что там потери, по данным СМИ, примерно сопоставимы.
Как будут дальше разворачиваться события – это вопрос чисто оперативного характера, возможны несколько вариантов. Вариант первый – ополченцы решатся на то, чтобы снять часть сил даже с обороны на других направлениях и создать превосходящую группировку, 10-12 тысяч человек, чтобы замкнуть все-таки это горло дебальцевского котла. Тогда это будет сопровождаться разгромом наиболее боеспособных частей вооруженных сил Украины. Украинцы будут принимать шаги по деблокаде, будут создаваться группировки, силы самообороны перейдут к обороне по внешнему и внутреннему контурам окружения и будут держать. Я думаю, что в обороне они будут успешнее действовать, чем в наступлении, и думаю, что они удержат это кольцо, а дальше все будет зависеть уже от политического решения. Если политическое решение опять будет "отпустить", то тогда их будут выпускать, но по-хорошему их могут заставить "прилечь", все 10 тысяч, с оружием и боевой техникой. Как это было в иловайском котле.
В случае, если дебальцевский "котел" заблокировать не удастся, то, скорее всего, боевые действия перейдут в фазу уже стабилизации, будут ограничены стычками, взаимными обстрелами. Украинцы это будут воспринимать как победу, это придаст им определенный моральный стимул. Тогда надо ожидать, что к началу-середине марта они постараются организовать крупное наступление с целью решительного разгрома сил ДНР и ЛНР.
А если все-таки "котел" закроется, то это будут очень большие потери для военных сил Украины. Одновременно с этим будет производиться мобилизация, формирование подразделений, вполне возможно, что ЛНР и ДНР сумеют создать группировки для решения задач отодвигания линии фронта от основных городов – Луганска и Донецка. Тогда могут быть взяты Пески и ряд других населенных пунктов с таким расчетом, чтобы отодвинуть фронт украинских войск на 20-25 км от Донецка.
Кроме того, ликвидация большой группировки в районе Дебальцево, конечно, еще и ослабит киевский режим, это вызовет серьезные внутренние противоречия. Но главное, что будет в этом случае – это экономический фактор, он более существенное значение будет иметь в этой ситуации. Тем более, надо предполагать, что вооруженные силы Украины проявят довольно серьезное недовольство, что может привести даже к бунтам отдельных войсковых частей. Естественно, будет продолжаться массовое уклонение от призыва на военную службу по призыву, а значит, провести мобилизацию будет значительно сложнее. Время на решение этого вопроса – месяц, полтора.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков специально для Накануне.RU

- See more at: http://www.nakanune.ru/articles/110014/ … iDwg1.dpuf

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 40 18+