На Украине США попытались использовать обе эти модели. Так, они способствовали воссозданию вооруженных сил Украины (ВСУ) через регулярные совместные с НАТО учения (еще при Викторе Януковиче), а также инициировали создание фактически «частных» военизированных подразделений, финансируемых на средства, собранные населением (гениально!) и крупными собственниками.
Сначала это была довольно специфическая военизированная «матрица» – нацгвардия, которая постепенно была «разобрана» на составляющие части, послужившие основой для многочисленных т.н. батальонов – «Айдар», «Азов», «Донбасс» и т.д.
В чистом виде иностранное присутствие на Украине, конечно, также заметно. Но, конечно, не пресловутое российское, о котором все уши прожужжали пугливые киевские политики и разговорчивые представители Госдепа США, а – британское, польское и американское...
Судя по тому, как старательно «затирается» любая информация о присутствии иностранных специалистов, инструкторов на Украине, с какой осторожностью избегают общаться на эту тему любые дипломатические и политические представители стран НАТО – рыльце там точно «в пушку».
Впрочем, на первых этапах конфликта в Донбассе иностранцы были не столь осторожны, и в оперативные сводки штаба ополченцев ДНР еженедельно попадали данные о численных потерях представителей разных стран, воюющих на стороне прокиевских военизированных подразделений.
Так, по материалам штаба ополчения, например, в период с 22 апреля по 13 июля 2014 года потери украинских ЧВК в Донбассе составили «1600 наемников Коломойского (спецбатальоны украинских наемников Коломойского «Днепр», «Донбасс», «Айдар», «Азов», «Холодный Яр», «Артемовск», «Прикарпатье»)», были также ликвидированы» 330 иностранных наемников: польская ЧВК ASBS Othago потеряла 139 человек, американская ЧВК «Грейстоун» – 40 чел., американская ЧВК Асаdemi (до 2009 года известна как Blackwater) – 125 чел. Прибалтийские женщины-снайперы потеряли 26 человек, 2 снайперши из Польши...» (с сохранением особенностей оригинала).
Конечно, можно оспорить подлинность этих данных, однако реакция представителей Госдепа США на обнародование точного числа погибших за определенные периоды времени была весьма нервной и даже несколько истерической. Как говорится, делайте выводы сами...
Речь, конечно, идет не только о «солдатах удачи», которых полно в зоне любого конфликта, где воюющие стороны готовы платить за поддержку. Представители Пентагона в разговорах с пранкерами совсем не исключали военной помощи Киеву, в том числе «живой силой», то есть инструкторами.
На Украине до сих пор рассказывают о сбитом «ополченцами» военно-транспортном самолете с двумя десятками военных инструкторов и даже неким натовским генералом. Конечно, такого рода информация официально и даже неофициально не подтверждается или опровергается, однако отношение Вашингтона к властям ДНР и ЛНР в период распространенности этих слухов было крайне нервным, что и было зафиксировано наблюдателями.
Любая война является для частных военных компаний «питательной средой», поэтому они всегда там, где «пахнет порохом», а лучше – напалмом. Причем у местных властей практически нет выбора, пользоваться услугами тех или иных ЧВК, присутствие которых навязано извне, или не пользоваться. Именно эти ребята следят за соблюдением интересов крупных энергетических, транспортных и иных транснациональных компаний.
Интересно, что ЧВК используют для своих нужд тот «человеческий материал», который в бизнес-среде официально использоваться в принципе не может из-за репутационных издержек. Так, американская компания Blackwater в 2004 году трудоустроила около 50 ветеранов вооруженных сил Чили, что вызвало обвинения со стороны некоторых правозащитников, так как эти ветераны служили в чилийской армии при Пиночете.
Схожие обвинения вызвал и найм британской компанией HARTGroup в 2003–2005 годах ветеранов вооруженных сил Сербской Республики – участников войны 1991–1995 годов. Понятно, что именно этими людьми ЧВК жертвуют в первую очередь, хотя их «страховка», при заключении служебного контракта, достаточно велика.
Отметим и то, что положения Женевских конвенций о противодействии наемничеству в данном случае для западных ЧВК не являются препятствием, даже когда американские компании используют свой личный состав в прямых боестолкновениях в зонах локальных конфликтов. При этом при проведении инструкторской работы не возбраняется командование обучаемыми подразделениями в ходе боевых действий.
По сути в современных военных конфликтах частные военные компании фактически представляют собой разновидность подразделений специального назначения регулярных вооруженных сил. Но – разновидность, находящуюся поблизости от границ закона.
Речь идет, прежде всего, об инструкторах и узких специалистах, пропагандистах и технологах информационных (в том числе – конкурентных) войн, с легкой руки которых нынешняя «сетецентрическая» война уже названа более понятно простому обывателю – «гибридной войной».
Появление первых публичных свидетельств об участии иностранных граждан в вооруженном конфликте на Украине относится к июню 2014 года. Известность в СМИ получил 53-летний гражданин Италии Франческо Фальконе (по другим данным - Франческо Фонтана; известен также как Дон). По его собственным рассказам, он въехал на территорию Украины еще во время событий на Майдане и вступил в ряды «Правого сектора», а затем стал членом «Иностранного легиона», который-де был «приписан» к батальону «Азов».
На основе информации иностранных журналистов, которые имели опыт общения с членами этого «легиона», можно было заключить, что его основу составляют ветераны балканской войны, в частности, хорватские националисты, участвовавшие в войнах с сербским населением Хорватии и Боснии в 1991–1995 годах и с русскими добровольцами, воевавшими на стороне сербов.
Командиром «легиона» числился бывший французский спецназовец – 47–летний Гастон Бессон, ветеран войны в Бирме, Суринаме и бывшей Югославии. В Хорватии он командовал международной бригадой, насчитывающей более 500 добровольцев. В целом, в «легионе» были замечены и добровольцы из Италии, Швеции, Финляндии, балтийских стран и Франции. Известен также гражданин Швеции и снайпер-инструктор батальона «Азов» Микаэль Скилт.
О присутствии граждан Италии в составе батальона «Азов» сообщала телекомпания «Аль-Джазира». Интервью у участников батальона «Азов», в том числе у Ф. Фальконе, брал итальянский журналист Фаусто Билославо.
1 июля 2014 года польская газета Rzeczpospolita выпустила материал, основанный на свидетельствах Ф. Билославо, где отмечено, что он видел в батальоне «группу итальянцев». Причем, как пояснил журналисту француз Г. Бессон: «Мы вынуждены были отказать многим итальянцам, хотевшим стать добровольцами, потому что они были чересчур горячи и не имели никакого военного опыта».
Стоит отметить, что именно после журналистского расследования Ф. Билославо об иностранных наемниках в батальоне «Азов» МИД РФ потребовал от ряда европейских стран провести расследование возможного участия наемников из этих государств в украинском конфликте на стороне силовиков батальона «Азов».
19 августа в боях за Иловайск, расположенный на востоке Донецкой области, украинские «силовики», по данным источников, потеряли восемь человек. Среди них был 55-летний уроженец Манхеттена, гражданин США и Украины Марк Грегори Паславски (позывной «Франко»), участвовавший в силовой операции в составе батальона «Донбасс».
В сентябре появилась информация о взятии бойцами ДНР в плен польских наемников. Информация приводилась СМИ со ссылкой на сведения исполняющего обязанности министра госбезопасности самопровозглашенной ДНР Леонида Баранова, который заявлял, что «на стороне украинских силовиков работает огромное множество наемников, особенно это показательно в аэропорту Донецка, который дольше всех держится».
Тогда же телеканал НТВ опубликовал видеозапись с камеры одного из бойцов батальона «Азов», которая запечатлела отступление батальона после боя у поселка Ясиноватая. На видео присутствует бельгийский инструктор с позывным «Джерико». Также по записи видно, как иностранный инструктор готовит подрывников батальона.
В октябре один из руководителей «Азова» Степан Середа признался, что батальон «Азов» усилили специалистами НАТО и французского Иностранного легиона. По его словам, инструкторы помогают добровольцам с военными учениями и навыками оперативного предоставления первой медицинской помощи.
В октябре же в интернет попало небольшое видео, на котором было запечатлено прибытие 20 американцев, одетых в натовскую форму. В ходе декабрьского брифинга представитель генерального штаба Вооруженных сил Украины генерал-майор Александр Розмазнин открыто заявил, что на стороне сил т.н. антитеррористической операции в Донбассе воюют около тысячи иностранных добровольцев.
По данным военно-дипломатического источника агентства ИТАР-ТАСС, американская частная военная компания Academi (бывшая Blackwater) подтвердила готовность начать с января 2015 года подготовку на украинской территории по заказу Генштаба ВС Украины экспериментального батальона ВСУ численностью 550 человек по «Модельной программе тактической подготовки», где стоимость обучения составляет 3,5 млн долларов.
Последний громкий случай с участием иностранных военных на Украине был связан со штурмом донецкого аэропорта. Представители командования ополчения ДНР 23 января 2015 года заявили, что в новом терминале аэропорта Донецка были обнаружены средства связи и телефонные карты, которые не используются на территории Украины. Ополченцы также обнаружили под завалами в новом терминале аэропорта тела, предположительно, иностранных наемников из частных военных компаний, «действующих под видом украинских диверсионных групп».
25 января два англоговорящих «силовика» попали в кадр во время съемок местного телевидения в Мариуполе. Журналисты снимали последствия массированного обстрела города, который произошел накануне утром. Один из наемников, предположительно, служит в батальоне «Азов», и на видео отчетливо слышен хороший американский акцент, второй англоязычный «силовик» фиксировал результаты обстрела.
Впрочем, в отличие от них, этих «псов войны», перемещающихся из зоны одного конфликта в зону другого (куда приведет натовская звезда), судьба украинских нацбатальонов незавидна.
Их состав, характер подбора и спецтренировки как раз и подразумевают то, что они работают и будут работать на «истребление нелояльного населения». По окончании же выполнения операций им будут предъявлены обвинения в преступлениях и, вполне вероятно, скорый и беспощадный суд, чтобы информация о консультировавших их инструкторах и вдохновителях не стала достоянием публики.
Отлов и уничтожение внесудебными методами наиболее одиозных из них уже начался. Достаточно вспомнить одного из самых ярких представителей «шайтан-майдана» Сашко Билого.
Именно эти украинские «батальоны» и представляют собой весьма специфическую модификацию знаменитого французского «Иностранного легиона», с помощью которого США (даже не совсем НАТО) решают проблему управляемости населения не только в Афганистане, Ираке и на Украине, но и в Евросоюзе, с которым последняя теперь ассоциирована.
Создаются определенные неудобства и для России, испытавшей сильное и абсолютно незаконное конкурентное давление на экономику, на национальную валюту и на руководство страны.
Видимо, США хорошо усвоили британскую науку «таскать каштаны из огня чужими руками» и не бросать в пламя наземной войны собственных граждан, ограничиваясь использованием сравнительно дешевого пушечного мяса из представителей «покоренных» долларом стран.