Схиархимандрит Зосима (Сокур) о Киево-Печерской лавреВ Оптиной пустыни открыли пророчество старца
Накануне взятия Константинополя турками, возвращаясь со всенощной, ромеи заметили внезапное появление красного света у основания купола Святой Софии. Нестор Искандер так описывал это мистическое событие: «В куполе великой церкви Премудрости Божией из окон взметнулось огромное пламя, и долгое время был объят огнем купол церковный. И собралось все пламя воедино, и воссиял свет неописуемый, и поднялся к небу. Люди же, видя это, начали горько плакать, взывая: "Господи помилуй!" Когда же огонь достиг небес, отверзлись двери небесные и, приняв в себя огонь, снова затворились».
На следующий день депутация священников отправилась к Порфироносному Константину ХII Палеологу высказать ему свои предчувствия.
«Довольно известно тебе, о Государь, о пророчествах, с давнего времени предвещавших гибель сему граду и обитавшим в нем, – произнес Патриарх. – Свет, озарявший Константинополь, и пламя, исходившее из окон великой церкви, ни что иное значит, как благодать Пресвятого духа, действующая с прежними светильниками вселенной, архиереями и благочестивыми Царями; Ангел, от Бога поставленный еще при великом Царе Юстиниане на хранение церкви и града сего, прошедшую ночь взят на Небо, а притом и самая милость Божия и Его к нам щедроты уже оставили нас. Ибо Господь Бог хочет за грехи, каковыми мы оскорбили Его благость, предать град сей и нас самих врагам нашим».
Гнев Божий, как и Любовь Христа Спасителя одного «вкуса» – крови.
…И пролилась в тот день чаша гнева на святой город и весь христианский народ.
Историк Франтца, вместе с другими византийцами попавший в турецкий плен, так позже описывал разгром мусульманами Святой Софии:
«Земли не было видно под трупами. Всюду слышались крики и стенания почтенных матрон и дев, посвятивших себя Богу. Кто опишет крик и плач детей, оскорбление святынь и прочие ужасы? Здесь представлялась взорам Божественная Кровь Спасителя, разлитая по полу, и Тело Его, разбросанное по углам. Переломанные священные сосуды валялись повсюду. Священные ризы, вытканные золотом и шелком, служили попонами лошадей или клались под ноги, как ковры. Многое и другое совершилось в этот день, что возмутило бы душу каждого и исторгло слезу… В храме Премудрости Божией бражничали турки и предавались неистовым страстям, окруженные женщинами, девами и юношами. Кто не оплакивал тебя, о Священный Храм! Господи, Христе, Царь! Спаси от такого бедствия всякую страну и всякий город, населенный христианами…».
Переводя тревожный взор с эпохальных для всего христианского мира исторических событий на события нашего времени, не нужно быть пророком, чтобы прозреть страшную беду, стремительно надвигающуюся на Россию, много веков назад принявшую в свое лоно покинувшую Константинополь благодать Святого Духа, и ставшую Третьим Римом. До скончания веков Крест России – быть первой православной державой мира и уделом Пресвятой Богородицы. Нет Креста прекраснее и выше этого, но нет и более грозного, ибо «Господь есть Бог ревнитель и мститель» (Наум. 1:2). Кому много дано, с того и много спросится.
То, что происходит сейчас с Россией можно разглядеть только с высоты духовной. Нет, враг России – не НАТО и не «мировая антихристианская закулиса». «Сильные мира сего» сами по себе весьма бессильны. О, если бы не наши грехи против Творца! Наш враг – мы сами, которые дерзко сходим с дарованного нам Креста. Вместо того, чтобы быть распятыми – сами распинаем, уподобляясь в богоборчестве самим иудеям. Имеющий уши, слышит. Сложением могущественного Креста и низким падением во грехах совершаемых против возлюбившего нас Отца Будущего века, мы сами служим единственной духовно объективной причиной возрастания силы врага рода человеческого, ибо враг наш – ни что иное, как бич в руках Божьих и бич именно о наших грешных спинах, не желающих нести грозный Крест помазанников православной империи и сынов Третьего Рима. Сила и немощь нашего врага – в нас самих. Через внутреннее наше – как погибель ему, так и восстание, ибо во главе всего Альфа и Омега, триединый Господь-ревнитель. Не будет нам прощения, пока не вспомним кто мы.
Венец сей мудрости неизменен: сложением с себя Богом данного образа народа-богоносца мы приближаем пришествие самого Антихриста. Вся история человечества определяется балансом «приливов» и «отливов» божественной благодати, следствием которых становятся времена мира и сменяющие их войны.
Ещё горит неопалимой купиной Благодать в храмах Великороссии, Господь долготерпит, но за преумножение беззакония грозится покинуть Святой Дух купель крещения славянских народов, мать городов русских. Неужели Господь силен вновь сказать: «Се оставляется дом ваш пуст»?
Происходящие в наши дни на Украине события еще слишком горячи, нам сложно понять их значение. Вершится божественный промысл, определяются судьбы мира.
Сначала в День празднования иконы Божией Матери «Знамение», за Богослужением в Киево-Печерской Лавре произошло непредвиденное: Чаша со Святыми Дарами перевернулась и вылилась на митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Нет ничего страшнее для Церкви, чем пролить Кровь Спасителя! А позже…
7 января, в православное Рождество, православный мир сотрясло древнее пророчество святых старцев Киево-Печерской лавры. Колыбель православия, колыбель крещения Киевской Руси, была осквернена в самый святой праздник – Рождество, по прямому приказу главы украинского террористического богоборческого режима.
При всех властях, и даже при оккупации Киева гитлеровскими захватчиками, такого святотатства еще не было.
Сейчас украинские власти грозятся полностью лишить каноническую Украинскую православную церковь доступа в храмы Киево-Печерской лавры. Митрополит Украинской православной церкви Климент прокомментировал это заявление. «Меня удивляет, как люди, облеченные властью, дерзко заявляют, что решат судьбу Лавры. Ведь ни один человек на земле не знает о своей личной судьбе даже того, что с нами произойдет уже завтра. О Лавре многие старцы предсказывали, что перед кончиной мира и Апокалипсисом произойдет осквернение ее святынь. Верующим людям хорошо известны эти представления святых людей», – заявил Митрополит Климент.
Трудно неложно оценить происходящее, кто-то, напротив, в произошедшем видит начало воссоединения православной Руси. Об этом в одной из своих последних передач рассказал Никита Михалков. По его словам, пророчество монахов Святогорской Лавры гласит, что «воссоединение Руси будет ровно через полгода, как только еретики и раскольники захватят Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры».
Есть еще одно пророчество, которое касается непосредственно Киева. Оно говорит о том, что когда Киево-Печерская лавра окажется в руках раскольников, сам город уйдёт под воду в наказание за поругание святынь.
Киев помнит последствия Куреневского потопа в 1961 году в результате размытия дамбы затопило целый район, Куреневку. Так вот будет еще хуже.
Можно настороженно относиться ко всякого рода пророчествам, но очевидно, что старцы, действительно иногда могут прозревать будущее.
Кто всерьёз относился к пророчествам старцев наших дней – Зосимы Сокура и Ионы Одесского о том, что на землях Малороссии будет страшная война, и произойдёт это в наши дни? Еще в 2012-2013 годах многие по этому поводу недоумевали.
Сбывающиеся на глазах грозные предсказания лишь подтверждают святость малороссийских угодников, которые словно призывают нас к переосмыслению самих себя в условиях стремительно надвигающейся катастрофы. Есть ли у нас еще время, или придется испить чашу гнева Господня до дна? И опять же, испить, чтобы исчезнуть, или чтобы воскреснуть? Господи, помилуй нас грешных, ибо знаем, четвёртому Риму не бывать.
И вот на днях было обретено ещё одно пророчество о судьбах многострадальной Киево-Печерской лавры. Один из старейших насельников обители иеросхимонах Серафим (Тимофеев) поделился крайне важным воспоминанием.
Около тридцати лет назад в Оптину пустынь приехал, уже к тому времени известный православному миру, почитаемый старцем и прозорливцем схиархимандрит Зосима (Сокур), основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители в Донецкой области. Старец Зосима был частым гостем Оптиной пустыни, именно здесь он находил духовные силы для своих подвигов. Оптина на рубеже XIX-XX веков была для батюшки идеалом монашеского устроения (монашества по духу), о чем он сам говорил в проповедях и на беседах: «...Воспитываю в них (насельниках) дух Оптиной пустыни, дух любви, дух гостеприимства, дух приветливости – вот что постоянно воспитываю я в них. Примется ли это моё воспитание, от их сердец уже зависит. Дай, Господи, чтоб дух любви оптинских великих старцев XIX века сопутствовал и нашей юной святой обители, чтоб и вы здесь находили все утешение, поддержку, радость и силы духовные здесь почерпали для дальнейшего несения своего жизненного креста, во славу Божию».
Отец Серафим рассказал, что к старцу Зосиме в оптинской обители относились с особым почтением и называли благодатным старцем. Монахам открывался пророческий дар отца Зосимы, который, например, с точностью предсказал количество братии возрождающейся Оптиной.
Именно тогда, тридцать лет назад в частной беседе с отцом иеросхимонахом Серафимом, в ту пору батюшка был иеромонахом Михаилом, старец Зосима предсказал нечто, показавшееся невероятным – падение Киево-Печерской лавры.
Вот точная фраза, которую произнёс старец Зосима в беседе с отцом Серафимом: «Киево-Печерская лавра падёт. Вся благодать Киево-Печерской лавры перейдёт в Оптину пустынь. Я до этого не доживу, а ты увидишь».
Рассказывая сегодня об этом пророчестве, отец Серафим подчёркивает, что тридцать лет назад, когда Оптина только поднималась из руин, представить подобное было очень сложно, практически невозможно. Именно поэтому монах вскоре забыл об этих странных словах прозорливца и только сейчас, когда православный мир сотрясла весть о падении Киево-Печерской лавры на Рождество, отец Серафим отчетливо вспомнил роковое пророчество донецкого старца.
На сегодняшний день украинские чиновники изгнали монахов из Верхней лавры, не отдают иконы и требуют передать церковные ценности «по описи». Таким образом, закрыт доступ к двум храмам Киево-Печерской лавры, но продолжаются богослужения в Нижней лавре, где каждый день служат по пять литургий и храмы всегда полны верующими. Оптинские отцы сообщают, что им ежедневно приходится разговаривать со священнослужителями Малороссии, которые проявляют поразительную стойкость в вере, являясь по сути новоисповедниками. Можно ли при таких обстоятельствах сказать, что падение Киево-Печерской лавры уже свершилось?
Простите меня, православные, не дерзаю я комментировать ни происходящее на Украине, ни пророчества старцев. Единственное, что считаю для себя возможным – определить в своём материале соответствующий и равный по масштабу текущим событиям контекст.
Да, сегодня я вспоминаю два события православного мира: взятие турками-османами столицы Византийской империи и уничтожение Иерусалима Навуходоносором, падение Иудеи. Не выходит из головы великий ветхозаветный пророк Иеремия, самый трагичный из всех. Насколько уместно напомнить о нем в этом материале, решайте сами.
Трагедия Иеремии в том, что он говорит не то, что ему хотелось бы говорить. Он не хочет говорить о предстоящем падении Иерусалима, о разрушении Храма, о плене, но он вынужден это делать, поскольку такова воля Бога. Вспомним эпизод с пророком Ананией, который, в отличие от Иеремии, говорит то, что радует и, возможно, вдохновляет иудеев: то, что они хотят от него слышать. Анания обещает победу, освобождение пленных (то есть царя Иехонии и всей иерусалимской знати, которую вавилонский царь Навуходоносор к тому времени уже забрал к себе в Вавилон вместе со священными предметами Храма (см.: Иер. 27: 20), возвращение сосудов дома Господня (Иер. 28: 3). Анания снимает с шеи Иеремии ярмо и торжественно перед всеми разбивает его, провозглашая – как бы от лица Бога – слова: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов (Иер. 28:11). Как же реагирует на это «мрачный» Иеремия? Он не обличает Ананию во лжи, напротив: он был бы счастлив, если бы Господь исполнил пророчество Анании. Однако же Иеремия напоминает: он не первый в истории пророк, который вынужден предвещать бедствия; и далее с печалью говорит: Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка (Иер. 28:9). После этого Иеремия мирно уходит своею дорогою.
Действительно, в любом нормальном государстве Иеремию назвали бы предателем. С общечеловеческой точки зрения это воспринимается именно так. Но в данном случае мы должны посмотреть с другой точки зрения. Иеремия напоминает народу о том, что сопротивляться воле Божией бесполезно и преступно: грядущие бедствия, включая вавилонский плен, – кара за нечестие. Принять Божие наказание в относительно смягченном варианте – в виде гуманного по тем временам халдейского плена – было бы, безусловно, благом для соплеменников Иеремии. Но они не хотят принимать Божию милость и таким образом, по сути, восстают против Господа, приготовившего для них мягкий – не по их великим грехам – вариант; не признают, что заслуживают наказания, и тем самым навлекают на себя еще большее наказание. Если бы иудеи слушали своего пророка, не пошли бы на переговоры с Египтом, не подняли бы восстание против Навуходоносора, может быть, и не был бы разрушен Иерусалимский Храм.
Господи, спаси Россию!
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
Ссылка