Объяснил американский посол и то, зачем Украине нужны «реформы», на которых настаивает Международный валютный фонд и для проведения которых в Киеве обосновалась гражданка США Наталья Яресько, поставленная на пост министра финансов Украины: такие реформы, говорит Пайетт, это - «мощнейшее оружие сопротивления Владимиру Путину». Американский посол навязчиво убеждает, что причина всех бед Украины – Кремль. Поэтому, заявляет он, международное общество должно отвергнуть «претензии России на какие-то особые права в отношении того стратегического и политического выбора, который делает украинский народ».
Выступая на публике, послы никогда не говорят от себя. Они толкуют, разъясняют и доносят позицию своего политического руководства. Высказывания Джеффри Пайетта не оставляют сомнений насчёт позиции официального Вашингтона: «особые права» в отношении выбора, который делает Украина, могут быть только у США. Через своё посольство в Киеве, а также помогающее американскому посольству «правительство мирового класса» США заняты сейчас реализацией своих «особых прав». Кое-что уже сделано. Так, посол Пайетт приветствовал «соглашение о поставках ядерного топлива от Westinghouse и только что заключенное соглашение об использованном ядерном топливе с компанией Holtec International».
Однако впереди у американских представителей на Украине ещё много работы. В частности (цитируем Джеффри Пайетта), Украина должна иметь «армию, которая соответствует стандартам НАТО», и уже в марте США начинают программу подготовки и переподготовки украинских военных формирований. А «Нью-Йорк таймс», ссылаясь на председателя Объединённого комитета начальников штабов США Мартина Демпси, сообщила 1 февраля, что государственный секретарь Джон Керри по прибытии в Киев готов обсудить поставки «летальной помощи» Украине. По информации «Нью-Йорк таймс», администрация США после ряда поражений, которые потерпела украинская армия в последнее время, решила взглянуть на проблему «летальной помощи» Украине «свежим взглядом».
Чтобы посол США имел возможность говорить в стране аккредитации в таком тоне, в каком говорит Джеффри Пайетт, и не в кабинетной тиши, а в публичном интервью ставить руководству этой страны задачи и определять сроки их выполнения, и нужен был февральский государственный переворот 2014 года. Начинался он как кровавое шутовство, но сегодня его жертвы достигли уже нескольких тысяч человек.
Вернёмся к интервью Барака Обамы телеканалу CNN. Как отметил 2 февраля Сергей Лавров, «если кому-то требовалось подтверждение того, что США напрямую с самого начала были вовлечены в антиправительственный переворот, который Б.Обама нейтрально назвал «переходом власти», то оно прозвучало». Да, такое признание расставило точки над i, и неясностей в отношении того, кто стоит у истоков всех бед, обрушившихся на народ Украины, не осталось. Однако в откровенности оценок президент США значительно уступает своему послу в Киеве.
Готово ли, например, международное сообщество согласиться с Бараком Обамой в том, что вооружённый переворот, участники которого свергают законного главу государства и расстреливают при этом несколько десятков человек, именуемых теперь в украинской политической мифологии «небесной сотней», следует считать нормой «перехода власти»?
Вряд ли президент США сделает ещё одно признание и вдобавок к своим словам о том, что США выступили «брокером» при передаче власти в Киеве из одних рук в другие (“we had brokered a deal to transition power in Ukraine”), скажет, что эти весьма своеобразные «брокерские услуги» оказывались Вашингтоном в надежде сделать Соединённые Штаты главным выгодоприобретателем украинской «революции достоинства».
Если брокер, посредничающий при сделке, получает вознаграждение в виде процента, то США на Украине рассчитывают получить всё. При этом Украина сама по себе ни для одной из администраций в Вашингтоне никогда большого интереса не представляла, но она была и остаётся исключительно важна как опорная территория в большой игре в Евразии – на крупнейшем континенте, который видится американским геостратегам «большой шахматной доской». Америка готова к продолжению своей игры, дебют переходит в миттельшпиль.