В профсоюзе ничего не делается в половину. Там по десять раз оговариваются сцены, посещаются площадки, пересчитывается реквизит, чтобы всего хватило. Если это кабинки для отдыха актеров, то это кабинки для отдыха, а не угол с вентилятором и бутербродом. Там даже разные варианты сценария печатают на бумаге разных цветов для удобства работы с текстом, а на такое удобство, между прочим, тратится немало денег. Ну, а если в сцене предусматривается дождь, то им заливают всю улицу, а не отдельный участок, который попадет в кадр.
Но и правила у профсоюза жесткие. К примеру, если режиссер предлагает параллельно двум актерам свой фильм, профсоюз сразу же вносит его в черный список. Поскольку по правилам американской киноиндустрии режиссер не имеет права предлагать роль другому актеру, пока первый не прочитает сценарий и не примет решение. Если профсоюз выдает на съемки фильма 30 смен, режиссер либо соглашается на эти условия и снимает всё вовремя, либо отказывается от съемок. В американской кино-кухне все разложено по полочкам, каждый ингредиент находится на своем месте.
В российском кино мы часто встречаем популярных юмористов или певиц, потому что знаем — на них обязательно придет зритель. А вот в Америке исполнители и светские львицы должны оставаться на красных дорожках, а не покорять Олимп больших экранов. А ведь действительно, не так много голливудских селебритис оказалось на экранах кинозалов. Вспомнить мы можем лишь Бритни Спирс, Уитни Хьюстон, Рианну, Мадонну, Эминема. Редкие исключения, вроде Джастина Тимберлейка, только подтверждают статистику. В общем, профсоюзы дают жесткий регламент работы, который дисциплинирует всех участников съемочного процесса, когда в России есть свобода действий, не всегда идущая на пользу кино.
Большая финансовая поддержка фильмов
Как у нас в России происходит? Если режиссер находит деньги, он снимает кино. Если же у него или его спонсоров средств нет, но есть гениальный сценарий, то «кина» все равно не будет. В отличие от России, правительство Штатов предоставляет огромную финансовую поддержку фильмам. В банках Америки существуют целые отделения для кредитования кино. Теперь становится понятно, откуда Джеймс Кэмерон взял почти 250 млн долларов для съемок «Аватара». Он взял их не из своего или спонсорского кармана, а в отделении американского банка. Конечно, с такой системой поддержки снимать фильмы в Америке гораздо проще. Там идет значительная поддержка от продакт-плейсмента[приём неявной (скрытой)рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях и картинах — имеет реальный коммерческий аналог]. Роскошные автомобили, дорогой алкоголь и стильные часы — всё это неотъемлемая часть «бондианы», которая получила за продакт-плейсмент кругленькую сумму. В России, хоть в последние годы фильмы и изобилуют рекламой разной продукции (от косметики Faberlic до автомобиля Toyota), это совсем небольшая для них денежная прибыль. Было даже и так, что авиакомпания S7 представляла на экранах свой бренд взамен на распространение в самолётах брошюр о выходе известного российского фильма. Дело все в том, что в России нет своего кино-героя, некого кино-бренда, к которому можно было бы привязать дорогие мировые марки. Не будет же наш Илья Муромец искать Алёнушку на Роллс Ройсе...
Подход актёров к кино
Не все американские актёры учатся по Станиславскому и заканчивают высшие учебные заведения. Иногда американцам достаточно пройти курсы по актерскому мастерству, чтобы попасть на большой экран. Но у них есть три главных преимущества перед российскими коллегами.
Во-первых, они умеют импровизировать. Если вдруг актеры в США отходят от сценария, они не запинаются, не замолкают, а продолжают свою игру, выруливая зачастую не хуже сценаристов.
Во-вторых, они готовятся к собеседованию. В России актер зачастую приходит без знания текста, рассчитывая на свою харизму и умение играть. Но этого не всегда достаточно. Нужно себя зарекомендовать исполнительным и дисциплинированным тружеником, ведь первое впечатление режиссера может стать и последним. Кстати, в этом виноваты и агенты актеров, которые часто забывает снабдить своего подопечного текстом и отправляет его на кастинг неподготовленным. В Америке же подобное практически невозможно — все шестеренки профсоюза взаимодействуют друг с другом: фильм-мэйкеры с кастингом, кастинг с агентами, агенты с актерами. Каждый старается тщательно справиться со своей работой, иначе он выпадет из большого кинематографического механизма.
В-третьих, в Америке на съемочной площадке актер даже высшего эшелона равен с режиссером. Он приезжает вовремя на грим, с подготовленной ролью и справляется со сценой зачастую с первого-второго дубля. В России все иначе. Актеры, особенно именитые, редко приезжают вовремя, ссылаясь на пробки, и любят, чтобы за процессом их гримировки наблюдала вся съемочная команда. Русские режиссеры жалуются, что из-за незнания текста актёры справляются со своей задачей лишь на 5-6 дубль, а это значительно затягивает весь съемочный процесс. На американских же актеров жалуются только их близкие. Так, во время съемок «Ограбления по–американски» жена Эдриана Броуди пожаловалась, как она устала по вечерам подносить Эдриану текст. А вот режиссеры фильма были в восторге от его подготовки.
Можно сказать, что американцы по своей натуре трудолюбивее, дисциплинированнее и талантливее своих русских коллег. Но это не будет правдой. Дело не в их прирожденных чудо-способностях. Причиной их трудолюбия являются налоги, из-за которых они вынуждены работать всю свою жизнь. Поэтому смышлеными, смекалистыми и изворотливыми они становятся не из-за неиссякаемой энергии, а по необходимости кормить себя и свою семью.
Теперь, зная преимущества американского кинематографа, у российского кино есть надежда догнать Голливуд. Вопрос только в том, кто возьмется создать такую же машину киноиндустрии, которая будет держать весь кинематографический процесс под контролем. Такую же мощную, авторитетную и надежную, чтобы русский актер не стремился отправиться за славой в Голливуд, чтобы оператор умел снимать одновременно на три камеры и чтобы режиссеру не пришлось клянчить у спонсоров баснословные деньги на свой, пожалуй, самый гениальный фильм.
Татьяна Кирилюк
Журналист, культурный обозреватель.
internettimes.ru