США окончательно теряют влияние на Ближнем Востоке?
Пятьдесят лет назад, после Октябрьской войны 1973 года, Соединенные Штаты стали основным внешним игроком на Ближнем Востоке и в Персидском заливе. Госсекретарь Генри Киссинджер руководил мирными переговорами между Израилем и Египтом, а также между Израилем и Сирией и добился того, чтобы его коллега — министр иностранных дел СССР Громыко — был исключен из поэтапного процесса. Киссинджер справедливо хвастался изгнанием Советского Союза с Ближнего Востока, где не было важных европейских государств и не играл никакой роли Китай.
Перенесемся в настоящее. Со стороны смотрят Соединенные Штаты. Россия сыграла центральную роль в сохранении власти сирийского президента Башара Асада, а Китай смело организовал восстановление отношений между Саудовской Аравией и Ираном. Арабские государства пытаются улучшить отношения как с Россией, так и с Китаем, игнорируя давление США, требующее отступить от Москвы и Пекина.
Действия США частично ответственны за практику новой дипломатии в регионе. Администрация Обамы заявила о своем намерении сократить присутствие США в регионе в 2015 году, когда она закрыла нашу крупнейшую военную базу в Ираке и объявила о «развороте» с Ближнего Востока на Индо-Тихоокеанский театр военных действий для сдерживания Китая. Десять лет спустя президент Байден осуществил давно назревший вывод войск из Афганистана, но хаос вывода войск и гибель людей дали арабским государствам сигнал о том, что Вашингтон не ищет возможностей для расширения своего международного присутствия, особенно на Ближнем Востоке. (Советский Союз столкнулся с похожей ситуацией в 1989 году, когда он ушел из Афганистана, что заставило восточноевропейских членов Варшавского договора стремиться дистанцироваться от Москвы.)
Байдену пришлось сразиться с военным истеблишментом, опытными политиками и известными экспертами, чтобы разрешить вывод войск из Афганистана, о котором договорился Дональд Трамп. Бывший министр обороны Роберт Гейтс однажды заверил президента Афганистана Хамида Карзая, что «мы никогда не покинем [Афганистан]». Гейтс выступал от имени мощного электората в сообществе национальной безопасности, выступавшего против усилий Обамы и Дональда Трампа по прекращению военной миссии.
Природа не терпит пустоты, как и международная политика. В 2015 году, когда президент России Путин понял, что президент Обама потерял интерес к Сирии после разгрома «красной линии», он ввел скромное военное присутствие, которое спасло режим Асада. В настоящее время ключевые игроки на Ближнем Востоке приветствуют возвращение Дамаска в арабское сообщество. Даже саудовцы, восстановившие отношения с Ираном и выступившие за прекращение войны в Йемене, скоро восстановят отношения с Сирией. Ранее саудовцы взяли на себя инициативу по поставкам оружия оппозиционным группам, пытающимся свергнуть Асада. За исключением Катара, еще одного давнего сторонника оппозиции аль-Асаду, ключевые страны региона открывают двери для аль-Асада и высокопоставленных сирийских чиновников.
На прошлой неделе саудовцы организовали переговоры с многочисленными министрами иностранных дел арабских стран, чтобы обсудить возвращение Сирии в Лигу арабских государств. Аль-Асад скоро будет приветствоваться на заседаниях Лиги арабских государств и Совета сотрудничества стран Персидского залива. Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман организует эту кампанию, чтобы уменьшить распри в арабском мире. Китай гораздо больше поддерживает эту цель, чем Соединенные Штаты.
В результате дипломатии Китая и готовности Саудовской Аравии к сближению с Сирией появляется больше возможностей для уменьшения конфликта в Йемене и Сирии в ближайшее время. Сразу же после восстановления отношений между Ираном и Саудовской Аравией саудовская делегация прибыла в столицу Йемена Сану, чтобы положить конец боевым действиям, в результате которых погибли более 300 000 ни в чем не повинных мирных жителей. Повышение стабильности в Сирии могло бы позволить некоторым из 13 миллионов сирийских беженцев вернуться в свои дома.
Пекин понимает, что односторонняя поддержка Вашингтоном Израиля, а также его политика непризнания Ирана предоставили возможность для переговоров о сближении между Саудовской Аравией и Ираном. Пекин ловко выступил в роли честного посредника между Эр-Риядом и Тегераном, что должно обеспечить постоянный доступ Китая к нефтегазовым ресурсам в обеих странах Персидского залива. Успех Китая должен стать тревожным сигналом для госсекретаря Энтони Блинкена и Государственного департамента, но нет никаких признаков того, что США пытаются восстановить свое влияние в регионе. (Это также должно стать тревожным звонком для лиц, принимающих решения в области национальной безопасности Израиля, которые больше не могут полагаться на поддержку Саудовской Аравии в конфронтации с Ираном.)
Более того, усиление насилия и политическая нестабильность в Израиле также создают проблемы для интересов США, поскольку поддержка США Израиля контрастирует с растущим международным сочувствием и поддержкой палестинской государственности. Израиль стал фактически изгоем в регионе, а Соединенные Штаты в конечном счете привязаны к израильской политике, которая может привести к вовлечению в конфронтацию с Ираном. У Соединенных Штатов есть различные инструменты воздействия на Израиль, особенно в том, что касается военной помощи, которую он оказывает, но маловероятно, что администрация Байдена — или любая другая администрация — захочет их использовать.
Соединенные Штаты, возможно, не захотят возобновлять свою лидирующую роль в регионе, но, по крайней мере, они должны попытаться воспользоваться возможностью для укрепления стабильности на Ближнем Востоке и в Персидском заливе. Пришло время восстановить отношения с Ираном и найти способ вернуться к Совместному всеобъемлющему плану действий, иранскому ядерному соглашению, которое ознаменовало успех активиста Госдепартамента Джона Керри в администрации Обамы. Поскольку Израилю выгоден межарабский конфликт, он считает шаги по улучшению ситуации в регионе угрожающими. Соединенные Штаты должны приветствовать любые дипломатические шаги, направленные на решение проблемы насилия.
Наконец, Соединенные Штаты не должны позволять Израилю утверждать, что его война с палестинцами на самом деле является продолжением американской глобальной войны с терроризмом. Вашингтон должен признать, что израильская оккупация Западного берега является основной причиной нестабильности в регионе, а не арабский терроризм.