Советский Союз, хоть и не сразу, но повернулся лицом к далекой Кубе. Едва ли не каждый день газеты писали об Острове Свободы, где жили люди, строящие новый мир без угнетателей. Портреты Фиделя, Рауля, Че Гевары висели во многих советских домах. Из окон неслась лихая песня: «Куба, любовь моя, / Остров зари багровой! / Песня летит над планетой, звеня. / Куба, любовь моя!..».
Пристрастия были объяснимы – казалось, что кубинская революция выросла из шинели Октябрьской. Руководители страны – молодые, с горящими глазами, говорили страстно, убедительно. Их окружали красивые женщины. Словом, все это было ярко, похоже на карнавал. На это веселье кубинцы позвали весь мир.
Испанский язык – красивый, звучный. Революционный испанский - еще и пылкий, зажигательный. Из сумрака истории возникла, затрепетала нить, связавшая республиканскую Испанию 30-х и революционную Кубу 60-х. Тогда выкрикивали «No pasarаn!», потом – «Patria о muerte!»Фидель Кастро – глава республики, был большой, сильный, горячий. Он то исчезал в клубах дыма своей бесконечной сигары, то появлялся снова. Эти облака походили на грозовые или пороховые. Команданте призывал сплотить ряды, сражаться с врагами и побеждать. Грохотали барабаны, многотысячный хор cкандировал: «Viva Cuba! Viva Fidel!»
Рауль Кастро, в отличие от брата, был спокойный, размеренный. Он был всегда рядом: друг, соратник. Были ли у них разногласия, споры? Все может быть, но внешне это был неразделимый тандем, монолит – идей, действий. Они советовались по всем вопросам, и иногда мнение старшего брата перевешивало взгляды младшего. Но никто об этом не знал.
Фидель не раз посещал Советский Союз. Москва щедро помогала Кубе, и благодаря СССР Куба держалась на плаву. Американцы хищно посматривали на Остров Свободы, но сделать ничего не могли. И только угрожали…
Самым памятным был визит Фиделя в СССР 60 лет назад – в 1963 году. Хрущев обнимал Кастро как сына и наградил звездой Героя Советского Союза. Визит длился больше месяца – с апреля по июнь и вместил в себя переговоры, поездки по городам и весям, различные встречи, дискуссии. Фиделя повсюду восторженно встречали, осыпали цветами. В народе его стали называть просто Федей.
…Шли годы. Фидель Кастро стал живым памятником революции. Он состарился, ушел со всех постов, но еще бодрился, изредка произносил зажигательные речи. Народ привычно рукоплескал, но уже не верил в светлое будущее. Пожалуй, и сам глубокий старик с седой бородой во всем разочаровался. Он смертельно устал…
Да, Фидель смог сделать процветающим уголком Остров Свободы. У жителей Кубы бесплатное и качественное здравоохранение и низкий уровень смертности. Однако не хватает продовольствия, необходимых товаров. Что же касается заработной платы, то она ничтожна.
Скрипят двери старых, покосившихся домов. По улицам, дребезжа, катят автомобили, помнящие режим Батисты и обещания Хрущева. Дремлет на постаменте Музея революции кубинская «Аврора» – яхта «Гранма», что в переводе с испанского означает «Бабуля». В 1956 году на ней плыл команданте вместе с братом Раулем, Че Геварой и другими ниспровергателями старого мира…
Когда Фидель заболел, Рауль – его старый соратник и уже старый человек стал первым человеком в государстве и партии. Он уверял, что продолжит дело Фиделя и не свернет с его пути. Но впереди был тупик, и Кастро-старший, понимая это, пошел другим путем. Впрочем, он заговорил не о крахе многолетней стратегии, а о «модернизации социализма». Кубинцам разрешили выезжать из страны, продавать и покупать недвижимость, приобретать автомобили. И даже пользоваться микроволновыми печами и мобильными телефонами. Раньше, представьте себе, это было запрещено!
Однако народ был слишком беден, и «льготы» Кастро-старшего были встречены с усмешкой. Правда, старые мобильники кое у кого появились… Кубинцы привыкли к лишениям и старым портретам вождей с громкими, выцветшими лозунгами. И потому не очень верили, что когда-нибудь станет лучше. Но их лица все равно светились улыбками. Если хватит на чашечку кофе и маисовую лепешку – уже хорошо…
Рауль из последних сил держал руль государства, но «модернизация» – аналог советской перестройки – не удалась. К тому же возраст все чаще давал о себе знать. В 2018-м Кастро-старший покинул пост главы государства, а спустя три года, накануне своего 90-летия сложил с себя полномочия коммунистического лидера.
…Нынешний глава Кубы – седовласый, импозантный Мигель Диас-Канель. Кстати, его когда-то приметил Рауль. И – оценил, приблизил. Бывший инженер стал министром образования. Позже – заместителем Председателя совета министров. И уверенно пошел дальше по карьерной лестнице, пока не добрался до высших постов – государственного и партийного.
Диас-Канель – коммунист с большим стажем, долго веривший в светлые идеалы. Но это время прошло. Он старается, как может, улучшить жизнь кубинцев, но заметных перемен пока не видно. К тому же страна продолжает оставаться в плену экономических санкций.
На Кубе по-прежнему в почете красные цвета и всем заправляют коммунисты. Но два года назад над их многолетней властью нависла угроза – на Острове Свободы разразились массовые протесты. Формально их спровоцировала нехватка антикоронавирусной вакцины во время пандемии. Но на самом деле у жителей острова, что называется, «накипело». Впрочем, во всех бедах коммунисты привычно обвинили коварных американцев…
В 2021 году граждан страны удалось успокоить. Но удастся ли это в другой раз?
Руководство Кубы снова выбирает свой путь. И, возможно, опять свернет на старую, протоптанную много десятилетий назад, дорогу сотрудничества с Россией. Наверняка многие на Острове Свободы будут этому рады, И особенно – старый генерал Рауль Кастро.
Между прочим, именно он много десятилетий назад стал инициатором сближения Кубы и Советского Союза. Кастро предвидел, что в лице Москвы Гавана получит надежного партнера и верного друга. Может, именно об этом он напомнил Сергею Лаврову во время недавней встречи.