По сообщению того же агентства, главком ВСУ Залужный назвал начальника Генштаба ВС России генерала армии Валерия Герасимова сильным и непредсказуемым врагом. И отметил, что «постоянно читает» Герасимова. «Сейчас его нет. По крайней мере, он ничего свежего не публикует, но этого человека я читаю и мне интересна его точка зрения как военного. Это генерал Герасимов». Напомним, замминистра обороны РФ Валерий Герасимов назначен командующим объединенной группировкой войск, участвующей в Спецоперации, 11 января. «Я хочу сказать, что не надо так достаточно поверхностно относиться к деятельности Вооруженных сил Российской Федерации. Все-таки они нанесли нам значительный урон и продолжают наносить урон», — подчеркнул Залужный.
Напомним, что говорил по поводу вражеских комплиментов Август Бебель: «Если тебя хвалит враг, подумай, какую глупость ты совершил». А если ругает или публично жалуется на положение дел в своем «огороде», то, соответственно, наоборот. С такой точки зрения, надо оценивать и заявление Владимира Зеленского, сделанное корреспондентам западных СМИ 11 мая. Главарь преступного режима, курируемого Пентагоном, анонсировал неготовность ВСУ к масштабным действиям наступательного характера и заявил о необходимости дополнительного времени для решения организационных и оперативно-тактических задач во избежание колоссальных потерь личного состава ВСУ.
В то же время, прикрываясь воплями то о «снарядном голоде, то о нехватке оружия, то о слабой подготовке личного состава, Украина начала «ползучее контрнаступление». Так военные эксперты описывают ситуацию на разных участках фронта, которая складывается в последние несколько дней. При этом российский сегмент соцсетей заполонил поток сообщений о якобы начавшемся контрнаступлении ВСУ, причем информация подавалась таким образом, будто в движение пришел весь фронт от Харьковской области до Херсонской. Сообщалось о якобы прорывах ВСУ на отдельных участках. В этот ряд можно поставить еще одно сообщение от РИА Новости. Говорится, что украинская армия 11 мая на Соледарском тактическом направлении провела наступление на всей линии боевого соприкосновения протяжённостью более 95 км. ВСУ предприняли 26 атак, в которых были задействованы более 1000 солдат и до 40 танков.
Стоит заметить, что если на таком широком фронте атаковать указанными силами, то получится, что на один км приходится около 10 солдат, расстояние между которыми достигает 100 м. Это просто бред, с военной точки зрения. Как и количество вражеских танков, участвовавших в наступлении.
Более того, вскоре поступило новое сообщение, что из 40 атаковавших танков 30 были подбиты. Об этом в наших СМИ как-то забыли широко сообщить, и по всему выходило: русским только и оставалось, что с криками «капут» поднять руки вверх.
Пришлось Министерству обороны России вносить успокоение в массу возбужденных до крайности пользователей сетей: дескать, «на Шипке все спокойно», а заявления о прорывах нашей обороны не соответствуют действительности.
Хотелось бы напомнить, что несколько месяцев подряд именно российские СМИ ежедневно и чуть не ежечасно раздували психоз вокруг грядущего с минуту на минуту «мощного контрнаступления ВСУ». Состязание за то, кто наговорит больших ужасов про грядущие удары по нашим войскам шло между ТВ и интернет-изданиями.
Думается, этот бой за «украинскую правду» выиграло телевидение со всеми его многочасовыми т.н. ток-шоу и экспертами, из которых далеко не все даже солдатами в армии служили, но смело управляли виртуальными войсками в «мировом масштабе». А ведущие телепрограмм сплошь да рядом стали специалистами в военном деле. Как говорят в таких случаях в армии, «слушайте сюда!».
Один из тех людей, кому сегодня можно искренне верить, — это командир спецназа «Ахмат» генерал Апты Алаудинов. Противник наступает настолько, насколько это для него возможно, говорит он. И далее: «Враг массированно закидывает и технику, и живую силу к Артемовску. Наши силы (ЧВК „Вагнер“ и подразделения МО РФ) перемалывают противника успешно. Враг понес серьезные потери. Переброска противником своих сил и средств также наблюдается и в остальных направлениях. Мы также уничтожили большое количество врага. При этом в сети „Интернет“ идет настоящая бравада: где-то какая-то техника и солдаты все идут и постоянно что-то освобождают. Мне интересно понять, где же это все происходит?!» — вопрошает Алаудинов.
Кроме того, Алаудинов в своем Telegram-канале написал, что «новые танки, доставленные на Украину, горят так же эффектно, как и прежние». Ранее он же, комментируя сообщения о «ползучем контрнаступлении» ВСУ, отмечал, что украинская армия не сможет сделать ничего сверхъестественного теми силами, которые у нее есть сейчас.
Противник, уточнял он, активизировался на артемовском направлении, но получает там достойный отпор. А удары ВСУ по Луганску и наступление украинской армии командир спецназа «Ахмат» прокомментировал так: «на передовой сейчас не происходит ничего сверхъестественного». А многие ли слышат у нас этого боевого генерала? Его слова правды, не всегда, кстати, сладкой и гладкой. Как и недавнюю информацию от командующего Черноморским флотом вице-адмирала Виктора Соколова.
Корабли флота с начала СВО нанесли более 180 ударов «Калибрами» по критически важным объектам украинских войск, отметил адмирал Соколов. «Основными объектами поражения являлись радиолокационные станции систем ПВО, пункты временной дислокации подразделений ВСУ, склады ракетно-артиллерийского вооружения, нефтебазы, склады ГСМ, авиабазы, железнодорожные станции», — сказал он. Также активно применялись береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал» береговых ракетно-артиллерийских войск. Их использовали для ударов по командным пунктам, аэродромам, позиционным районам подразделений ПВО, а также надводным кораблям ВМС Украины. Всего подразделения береговых ракетно-артиллерийских войск флота нанесли удары по 70 объектам противника, подчеркнул командующий. Но эти цифры впечатлили очень малое количество наших СМИ. Им «жареное» подавай!
Как горячие пирожки разлетелись по информпространству данные интерактивного опроса, проведенного на днях одним из известных российских изданий (по соображениям журналистской этики, называть его не стану). Более половины (53,33%) участников опроса «Как вы оцениваете деятельность Шойгу и Герасимова в период СВО?» ответили, что «обоих давно пора снимать». Чуть больше трети (36,45%) спокойнее относятся к сложившейся ситуации на фронте — считают, что и министр обороны РФ Сергей Шойгу, и начальник Генштаба Валерий Герасимов «делают, что могут». 6,28% выбрали вариант, что Шойгу и Герасимов — выдающиеся военачальники, герои России. 3,94% участников признались, что «им все равно».
Эти результаты, понятно, репрезентативными не являются, однако волнуют другие моменты. Скажем, насколько этично сегодня, когда идет СВО, вообще ставить на обсуждение такие вопросы? Как подобные опросы согласуются с российским законодательством? И главное — какова их цель?
Такие же вопросы можно задать и после сообщения о пресс-конференции «Клуба рассерженных патриотов» («ПолитНавигатор»). Речь шла о нелицеприятных высказываниях руководителя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина в адрес МО России и некоторых его руководителей. По мнению организаторов мероприятия, заявления Пригожина говорят о расколе среди московских элит, который может привести к угрозе гражданской войны. Люди, видимо, хорошо знают ситуацию изнутри, если подобные суждения выносят на публику. Но, похоже, время для этого выбрали не совсем, мягко говоря, удачное. Накал противостояния на Украине, очевидно, достигает своего апогея. Причем Запад не останавливается ни перед какими потерями, как человеческими (500 тыс. украинцев), так и материальными.
Только с начала этого года на Украине было поражено 59 гаубиц М-777, 13 САУ Paladin, 14 американских пусковых установок HIMARS, а также 30 САУ из Польши, Германии, Франции и Чехии, говорил еще в начале апреля глава Минобороны Сергей Шойгу на тематическом селекторном совещании с руководящим составом ВС России. Поставляемое Западом оружие уничтожается как на боевых позициях, так и на этапе транспортировки, сказал Шойгу. А сколько всего оружия и техники поставлено Украине?! Список настолько длинный, что нет никакой возможности даже бегло перечислить все его позиции. Скажем так: все вооружения, боевая и другая военная техника, что имеются в распоряжении ВСУ, поставлено США, странами НАТО и их ситуативными союзниками. Приведем потому лишь пару фактов.
По данным Госдепартамента США на 4 апреля 2023 г., с января 2021 г. США выделили Украине около 35,8 млрд долл. на т.н. помощь в области безопасности (агрессии, конечно!), из них 35,1 млрд долл. с февраля 2022 г. Это, например, 4000 авиационных ракет Zuni, 20 вертолетов Ми-17, 31 танк Abrams, 45 танков Т-72Б, 120-мм и 105-мм танковые боеприпасы, 109 боевых машин пехоты Bradley (четыре машины группы огневой поддержки Bradley). Есть такие же данные и по другим странам-поставщикам. Соединенные Штаты также одобрили передачу союзниками по НАТО и близкими партнерами американского оборудования из своих запасов для использования украинскими силами. Эти поставки включают около 12 тыс. противотанковых систем всех типов; более 1550 зенитных ракет; радары; приборы ночного видения; пулеметы; винтовки и боеприпасы; бронежилеты. Любопытный факт: Украина получила более 30 беспилотников Bayraktar TB2 из Турции, еще два Bayraktar TB2 подарили Киеву щедрые Литва и Польша, сотни американских боеприпасов Switchblade, 415 разведывательных беспилотников.
В целом оружия и техники вполне достаточно для того, чтобы вооружить против России миллионную армию Запада, как минимум. Вы можете себе представить, какая только военная сила противостоит нашим войскам на территории Украины?! Какой скорости продвижения от наших фронтов можно требовать? И стоит ли паниковать, как это случилось недавно после потери в бою двух наших вертолетов и двух бомбардировщиков?
«Черный день российской авиации», — возопили многие наши СМИ. Знаете ли, господа, что на войне и людей убивают, и уничтожают самую современную технику. Да, жалко до слез наших погибших летчиков. Жалко и боевые машины, но не нужно истерики по типу «Все пропало!». Это на руку врагу. Экс-посол США на Украине Уильям Тейлор уже заявил: со временем Россия станет сильнее, нужно нанести ей поражение сейчас. В том числе — в информационной войне. Ему при этом «кажется, что у украинских военных сейчас есть большие возможности, а российские военные свои возможности сужают… У них большие кадровые и ресурсные возможности». (Почти по Залужному.) Нервный информационный фон последних дней, когда российский политический Телеграм пережил истерику относительно масштабного наступления ВСУ и последовавшие вслед за тем пораженческие настроения относительно потерь в авиации и ударов британскими ракетами по ДНР и ЛНР заставляет задуматься над влиянием информационной составляющей войны Запада на морально-психологическое состояние тыла. Да и на ведение боевых действий. А почему так происходит? Из-за недостатка информации с фронтов СВО.
Прямо скажем, из сводок МО России мало что можно узнать. А то, что оглашается, не дает реальной картины происходящего. На брифингах МО целый генерал-лейтенант сообщает, что на таком-то направлении нашими войсками уничтожен, скажем, один автомобиль, один танк, 50-70 укров. Согласитесь, победой это назвать трудно, даже локальной, особенно если учесть, что и наши войска несут потери. Но не о потерях речь. О них на войне открыто вообще не говорят. Только об успехах. И успехи эти должны быть убедительными. А наши — настолько не убедительны, что кажется, будто российские войска занимаются только тем, что «перемалывают» войска противника. И сколько еще лет придется их так «молоть»? После оставления в прошлом году ряда выгодных позиций, крупных населенных пунктов у народа, похоже, выработался некий пораженческий синдром, что не может не передаваться и в зону боевых действий.
Не добавляют оптимизма и наши военкоры. Впечатление такое, будто их ограничивают не только в подаче информации, но и в районах передвижения. Даже если сложить вместе их репортажи за один день, цельной картины происходящего в СВО не получишь. Они передают только отдельные фрагменты боевых действий вроде того, что пушка стреляет, танк едет, самолет летит, солдат рассказывает.
Да, это передовой край, и честь и хвала нашим храбрым корреспондентам, но где штабы, которые думают, где картины наступления, обороны не только одного танка, солдата? Подобное изображение войны вызывает уныние. Почитайте газеты времен Великой Отечественной, посмотрите снимки — появляется совсем другое настроение, чем при знакомстве с сегодняшними СМИ.
Ни пресс-служба МО РФ, ни военкоры не в состоянии выполнить те задачи, которые должны решать сегодня СМИ, театры, кино и т.д. — вся идеологическая машина страны, причем в условиях жесткой борьбы с объединенным пропагандистским аппаратом всего Запада и прочих недружественных стран. Подобное противостояние наша страна уже проходила в годы Великой Отечественной и победила в нем. Почему бы не повторить этот опыт в нынешних реалиях?
Многие политики и общественные деятели ратуют за создание такой структуры, как Совинформбюро. По оценке члена Совета по правам человека при президенте Игоря Ашманова, «на войну с Россией переключилась вся украинская киберпреступность», и некоторые «группировки» тратят «до 1- 2 млрд руб. в неделю», а общие затраты Запада на эти цели достигают «1- 2 млрд долл. в месяц». «У них бесконечный запас кадров: только в США и Канаде четыре млн бывших соотечественников, которые нас не очень любят и которых легко рекрутировать». А что можем предпринять мы, кроме соответствующих законодательных актов по противодействию вражеской агитации и пропаганде? Только запреты? Но этого мало.
Еще раз скажем, в первые же дни Великой Отечественной войны власти позаботились, чтобы вся информация о ходе войны шла только из единого центра. Совинформбюро сперва было организацией, которая готовила военные сводки по материалам Генштаба и специальной группы, работавшей в аппарате Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), и занималась сбором дополнительных сведений к основной сводке Генштаба. Потом деятельность агентства значительно расширилась. О масштабах работы Совинформбюро можно судить по его структуре. Оно включало в себя военный отдел, подразделения переводов, пропаганды и контрпропаганды, отдел международной жизни, литературную секцию и другие отделы. Первоначально численный состав сотрудников был около 80 чел., но позже в штат добавились десятки военных корреспондентов и писателей, которые работали на фронте и в тылу.
С Совинформбюро сотрудничала также практически вся культурная элита страны того времени, включая также таких великих писателей, как Валентин Катаев, Борис Лавренёв, Леонид Леонов, Алексей Новиков-Прибой, Илья Эренбург, Евгений Петров, Борис Полевой, Сергей Сергеев-Ценский, Константин Симонов, Алексей Толстой, Александр Фадеев, Корней Чуковский, Константин Федин, Михаил Шолохов и многие другие. А наша культурная элита где? Чем занята конкретно?
Как говорил «Ведомостям» председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, координация информационной политики во время военной спецоперации нужна. В свою очередь, Игорь Ашманов предлагал создать Росинформбюро с функцией военной цензуры. «У нас сейчас возник аналог ГКО (Государственного комитета обороны во время Великой Отечественной войны), а именно — Координационный совет [при правительстве] по всему, что касается специальной военной операции. Мне кажется, в рамках него должно возникнуть Росинформбюро, которое, наконец, станет единым голосом государства. Все говорят вразнобой. Может быть, даже не очень противореча друг другу, но разное. Так нельзя», — говорил и Ашманов, и многие другие. Еще в прошлом году. Но воз и ныне там, а часы тикают…
Природа не терпит пустоты, и с подачи российских СМИ ньюсмейкерами в нашем информпространстве частенько становятся разного рода кривоносы, залужные и пр. вражеские «лица и голоса», включая либеральную публику.
Причем речь идет не о каком-то конкретном случае, тем более единичном — о тенденции, крайне опасной в глобальной информационной войне, развязанной против России. По сути, идентичной той, которую Запад ведет против нас вооруженными средствами, хотя и руками украинцев. Не надо также забывать, что СССР рухнул, в первую очередь, по причине именно идеологического поражения. И это произошло совсем недавно…