Самым громким событием недели Мюнхенская конференция на стала — главную сенсацию "украли" визиты в Киев и Москву канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда. И в Мюнхене одним из главных, интересовавших всех вопросов было — о чем договорились президент РФ с Меркель и Олландом, что сказал украинский лидер Петр Порошенко? И эта тема, естественно, затрагивалась почти во всех ключевых выступлениях.
Меркель, выступавшая на конференции одной из первых, например, ограничилась тем, что сообщила, что, как все понимают, "военными путями кризис на Украине не решить", поэтому переговоры с Путиным "имели смысл". При этом она подчеркнула, что уверенности в успехе пока нет.
"У меня нет теоретических гарантий… (На Украине — ред.) существует большое разочарование. После такого опыта я осторожна с гарантиями. Гарантировано может быть только то, что есть договоренность, и она должна быть выполнена", — заявила канцлер.
В вопросе о бесперспективности силовых сценариев с ней полностью согласился глава МИД РФ Лавров. "Не думаю, что украинский кризис может быть урегулирован с помощью военной силы. Это подтвердилось прошлым летом, когда ситуация на поле боя заставила подписать минские договоренности. Подтверждается это и сейчас, когда захлебывается очередная попытка одержать военную победу", — отметил он.
А результаты пятничных московских переговоров лидеров РФ, Германии и Франции Лавров оценил чуть более оптимистично, чем Меркель. "Я очень надеюсь, что вчерашние усилия, которые были предприняты президентами Франции, России и канцлером Германии, дадут результат, который будет поддержан всеми сторонами конфликта, и который позволит реально успокоить ситуацию и начать необходимый общенациональный диалог о путях решения всех проблем", — сказал российский министр.
Киев против заморозки
О сути договоренностей, достигнутых в Москве и Киеве, никто так и не упомянул, что заставило экспертов гадать и строить предположения. По мнению многих, Олланд и Меркель могли предложить сторонам "заморозить" конфликт по примеру приднестровского.
Порошенко, однако, этот вариант отверг. "Эта агрессия против Украины открыла ящик Пандоры для международной безопасности, и должно быть ясно, что нет никакого временного решения… Этот конфликт должен быть решен, а не заморожен", — сказал он.
По мнению украинского президента, только минские соглашения "могут быть путем стабилизации ситуации на Украине".
Он также высказался против обсуждаемой в экспертном сообществе идеи ввести в Донбасс международных миротворцев. "Для организации присутствия миротворческих сил надо принять решение на уровне Совбеза ООН, это потребует как минимум полгода. Можете себе это представить — полгода! К этому времени украинский народ уже будет убит агрессором. Так что для нас это является немедленным выходом из ситуации. Нам нужна не миротворческая операция, а прекращение огня и полный вывод иностранных войск", — заявил Порошенко.
Москва за прямой диалог
В Москве же по-прежнему уверены, что Киеву надо перестать "кивать" на РФ и вступить в диалог с ополченцами Донбасса.
"Россия будет и далее добиваться установления мира. Мы последовательно выступаем за прекращение боевых действий, отвод тяжелых вооружений, начало прямых переговоров Киева с Донецком и Луганском о конкретных путях восстановления общего экономического, социального и политического пространства в рамках территориальной целостности Украины", — сказал Лавров.
При этом он подчеркнул, что если непосредственные стороны конфликта договорятся, Россия готова стать гарантом мирного урегулирования. "Я уверен, что Россия будет среди тех, кто обеспечит гарантии этих договоренностей, хоть в ОБСЕ, хоть в Совбезе ООН. Германия, Франция и другие страны будут готовы предоставить такие гарантии", — подчеркнул министр.
Он также предостерег от того, чтобы мешать налаживанию прямого диалога между Киевом и ополченцами. "Нам непонятно, почему с Афганистаном, Йеменом, Мали Запад призывает правительства договариваться с оппозицией, даже с экстремистами в отдельных случаях, а в отношении украинского кризиса поступают иначе, фактически потакая силовой операции Киева, вплоть до оправдания или попыток оправдать применения кассетных боеприпасов", — указал он.
Крым и "смешное" самоопределение
В своем выступлении российский министр затронул и еще одну больную тему в отношениях с Западом — присоединение Крыма к РФ. Лавров заявил, что этот процесс никоим образом не противоречит международному праву.
"В Крыму произошло то, что предусмотрено Уставом ООН — самоопределение. В Уставе ООН есть несколько принципов, и самоопределение народов, право наций на самоопределение стоит на ключевом месте", — отметил он.
Здесь по залу прокатились отчетливо слышные смешки, некоторым, видимо, показались смешными отсылки к международному праву в вопросе о присоединении Крыма к РФ. Лаврова, впрочем, это не смутило.
"Может, смешно, я не знаю. Мне тоже было смешно (от вопросов и других выступлений — ред.), я сдерживался", — парировал министр.
"В данном случае произошло самоопределение народа, и самоопределение на основе многовековой истории. Мы можем все это обсуждать, если вы действительно хотите понять нашу позицию и чем мы руководствовались. Президент Путин об этом многократно говорил. Поэтому, можно, конечно, над этим смеяться. Ну, тогда просто кто-то получит удовольствие от этого. Смех тоже, говорят, продлевает жизнь", — добавил он.
РФ и ФРГ хотят "большую Европу"…
Помимо Украины, не обошлось, конечно же и без традиционных для Мюнхенской конференции более глобальных вопросов о современной архитектуре безопасности. Лавров, например, указал, что в этой сфере есть системные проблемы.
"События последнего года подтверждает справедливость наших предупреждений о наличии глубоких и системных проблем в организации европейской безопасности и международных отношений в целом", — подчеркнул министр.
По его словам, проект построения общеевропейского дома" не состоялся, потому что Запад руководствовался иллюзиями и убеждениями победителей в "холодной войне".
"Проблема противоракетной обороны — яркое свидетельство мощного деструктивного влияния односторонних шагов в сфере военного строительства в разрез с законными интересами других государств", — указал Лавров.
"Надо сейчас собирать по крохам то, что остается у нас, и каким-то образом на основе переподтверждения Хельсинских принципов договариваться о новой системе безопасности, в которой было бы уютно всем", — считает российский министр.
При этом он призвал Запад определиться, как и с кем он будет строить новые отношения в сфере безопасности. "Мы хотим понять, разделяют ли наши партнеры эту точку зрения (о "большой Европе" — ред.) или они склонны продолжать курс на углубление раскола общеевропейского пространства и противопоставление его фрагментов. Хотят ли они создавать архитектуру безопасности с России, без России или против России", — заявил глава МИД РФ.
На этот вопрос российского министра заочно ответила германский канцлер. По ее словам, конфронтации с Москвой в ЕС не хотят. "Мы хотим строить безопасность в Европе совместно с Россией, а не против России", — подчеркнула Меркель.
"Никто не заинтересован в новом расколе Европы. Тем более никто не заинтересован в конфронтации, которая ведет к всё большей эскалации", — добавила она.
При этом она высказала мнение о том, что тестом для новой архитектуры безопасности станет то, как Европа, в том числе — Россия справятся с украинским кризисом. "Условием и основанием для этого (построения "большой Европы") является преодоление кризиса на Украине при соблюдении международного права", — уверена канцлер ФРГ.
… а США грозят изоляцией
Если первая половина субботы прошла на Мюнхенской конференции, можно сказать мирно, хотя выступающий далеко не во всем соглашались друг с другом, после обеда в дело вступили "ястребы". Тон здесь задал вице-президент США Джозеф Байден, чье выступление в Мюнхене было очень жестким даже по сравнению с и так не очень дружественной в последнее время к России риторикой американской администрации.
Байден начал с места в карьер и обвинил в нынешнем кризисе в сфере безопасности Россию и лично президента Путина. "Итогом тех решений, которые принял президент Путин, стало то, что мир выглядит иначе, чем шесть лет назад. Он выглядит иначе, чем даже два года назад", — вице-президент США.
Он подтвердил расхожий тезис о том, что Вашингтон не стремится испортить жизнь Москве, но тут же подкрепил его очередными угрозами. "Хочу сказать откровенно, что целью США не является коллапс или целенаправленное ослабление российской экономики. Но президент Путин должен сделать простой выбор — убраться из Украины, или стать жертвой продолжительной самоизоляции и растущих экономических проблем у себя дома", — подчеркнул Байден.
По его словам, в числе первоочередных мер Запада — усиление боеготовности НАТО. А затем — и экономические меры против РФ.
"Мы должны позаботиться о том, чтобы ни одна страна, ни Россия, ни какая-либо другая страна, могла бы использовать энергоносители в качестве оружия, чтобы завоевывать другие государства. Мы давно знали о том, что зависимость от единственного энергетического потока несет в себе эту проблему. Это действительно большая проблема. Теперь настало время решить ее", — заявил Байден.
Примечательно, что практически сразу после этого выступления предстояли двусторонние российско-американские контакты. Впервые в этом году Лавров встретился с госсекретарем США Джоном Керри. И, несмотря на выступление американского вице-президента, встреча эта началась, можно сказать, в дружеской обстановке. Перед ее началом встречи российский министр поздравил американского коллегу с победой его любимой команды в финале "Суперкубка" по американскому футболу. "Представляю, насколько вы были довольны, когда "Пэтриотс" победили "Хоукс", — Лавров.