В итоге, по мнению Лаврова, «проект построения “общеевропейского дома” провалился. В своем выступлении министр дал этому объяснение: реализуя свои замыслы Запад руководствовался “иллюзиями и убеждениями победителей в „холодной войне“.
Как результат — „торжественно взятые в рамках ОБСЕ и Совета Россия-НАТО обязательства, не обеспечивать собственную безопасность за счет безопасности других остались на бумаге“. На практике в отношении России они были проигнорированы.
Вместо совместной работы на противоракетном направлении, „Москве посоветовали подключиться к созданию американской глобальной ПРО, строго по лекалам Вашингтона“.
В итоге подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства, вместо снижения ракетных угроз, благодаря американской одержимости в Евро-Атлантике возник сильный раздражитель, избавляться от которого предстоит очень долго.
„В каждой ими же созданной сложной ситуации наши американские коллеги пытаются перевести стрелки на Россию“, — утверждал министр, напомнив те хитрости, уловки и недомолвки, которые использовал Вашингтон при обсуждении Договора о ракетах средней и меньшей дальности.
Глава МИД РФ назвал события на Украине „кульминацией, проводившийся в течение последней четверти века курса западных коллег на сохранение любыми средствами своего доминирования в мировых делах, на захват геополитического пространства в Европе“.
В своем выступлении в Мюнхене Лавров напомнил: от стран СНГ, ближайших соседей России, связанных с ней столетиями в экономическом, гуманитарном историческом, культурном и даже в семейном плане, потребовали сделать выбор — „либо с Западом, либо против Запада“.
В итоге „стратегическое партнерство России и Европейского союза не выдержало испытания на прочность“. Европейский союз предпочел конфронтационный путь. Все эти далеко не „детские болезни“ в отношениях между Москвой и Западом в полной мере проявились в ходе кризиса на Украине.
„На каждом этапе развития кризиса наши американские коллеги, а под их воздействием — и Европейский союз предпринимали шаги, ведущие к эскалации“, — цитирую Лаврова. По его мнению, западные партнеры раз за разом выдавали индульгенции киевским властям, которые вместо общенационального диалога начали масштабную военную операцию.
„Нам очень трудно объяснить, почему в сознании многих наших коллег на Украину не распространяются универсальные принципы урегулирования внутренних конфликтов“? — задается вопросом в своем выступлении министр. Он напомнил, что в Афганистане, Ливии, Ираке, Йемене, Мали и Южном Судане, политики на Западе „настойчиво призывали правительства этих стран договариваться с оппозицией, с повстанцами, в отдельных случаях — даже с экстремистами“. Но совсем иной механизм урегулирования предложили Киеву.
Покровители и спонсоры новых украинских властей фактически потакают силовой операции, „вплоть до оправдания или попыток оправдать применение кассетных боеприпасов“. В этой связи как не вспомнить реплику Маккейна — если бы США поставляли Украине вооружения, ей бы не пришлось использовать запрещенные международными конвенциями кассетные бомбы. Такой вот гуманизм…
Обратил внимание в своем выступлении в Мюнхене Лавров на разжигание киевскими властями ксенофобских настроений. В качестве иллюстрации привел цитату депутата Верховной рады и по совместительству командира полка „Азов“, участвующего в боевых действиях на Донбассе, Андрея Билецкого.
Этот политически подкованный муж утверждает: „Вопрос тотальной украинизации в будущем социал-националистическом государстве будет решен на протяжении трех-шести месяцев с помощью жесткой и взвешенной государственной политики“.
Но с каких бы человеконенавистнических позиций не высказывались нынешние украинские правители, это не вызывает никакой реакции в западных столицах.
Лавров уверен: украинский кризис не может быть урегулирован с помощью военной силы. Со своей стороны, Россия будет и далее добиваться установления мира в регионе.
„Важно, чтобы все осознали реальные масштабы рисков“, — подчеркнул Лавров. По его оценке, „мир сегодня находится на крутом переломе, связанным со сменой исторических эпох“. А „родовые муки“ нового мироустройства проявляются через возрастание конфликтности в международных отношениях.
„Если вместо стратегического глобального видения верх возьмут конъюнктурные решения политиков с оглядкой на ближайшие выборы у себя дома, то возникнет опасность утраты контроля над рычагами глобального управления“, — предупредил политические элиты Запада глава российского внешнеполитического ведомства.
Но могут ли крупнейшие мировые игроки в принципе договориться о стратегических ориентирах своих взаимоотношений? Москва, по мнению Лаврова, хотела бы понять, согласны ли ее партнеры с тем, что „настоящей Европы не может быть без России“.
Или вопреки здравому смысли они продолжат курс на „углубление раскола общеевропейского пространства и противопоставление друг другу его фрагментов“?
Отвечая на многочисленные вопросы, прямо или косвенно затрагивающие ситуацию на Украине, Лавров посоветовал Киеву вести диалог напрямую с Донецкой и Луганской народными республиками: „Не надо делать вид, что эти люди на Донбассе будут ‘брать под козырек’. Они живут на своей земле и воюют за нее. Когда говорят, что они сами не смогли бы обеспечивать превосходство на поле боя, то отвечу, что у них дело правое. А украинские солдаты не понимают, за что их бросают воевать“.
Затронул министр в своем выступлении проходящую на Украине мобилизацию, которая по сообщениям украинских СМИ наталкивается на серьезнейшие трудности. Лавров напомнил о малоизвестных фактах — „позитивной дискриминации“ представителей венгерского, румынского меньшинств, которых набирают в армию гораздо в больших пропорциях, чем этнических украинцев.
Глава российского внешнеполитического ведомства рассказал, что в ходе выборов в Верховную Раду Украины „венгерское меньшинство просило ‘нарезать’ избирательные округа таким образом, чтобы хотя бы один этнический венгр попал в парламент“. Это пожелание в Киеве услышали и выводы сделали. В итоге округа „нарезали“ так, что никто из венгров туда не попал. „Я беседовал со многими, в том числе, сидящими здесь, когда ввели закон о люстрации, — вспоминал Лавров. — Один на один мне говорили, что это ужасный закон, который нужно срочно отменить. Я спрашивал, почему об этом не говорят публично, и слышал ответ, что сейчас есть понимание, что нужно поддерживать украинскую власть, не нужно ее критиковать. О чем еще тут можно говорить?“
Спросите фрау Меркель
На проходящей в Германии мюнхенской конференции много говорилось о мире на Украине и принципах будущего мироустройства. Визит президента Франции Франсуа Олланда и канцлера Германии Ангелы Меркель в Москву спутал карты многих, настроенных исключительно на критику России, участников форума. Два ключевых члена Европейского союза, представляющие страны, ставшие его „локомотивом“, впервые в истории изменили правило, которое председатель Европарламента Мартин Шульц, с долей сожаления, сформулировал так: „Прогресс ползет со скоростью улитки“.
Впервые по мнению ряда влиятельных европейских политиков, были нарушены принципы присущей единой Европе медлительной коллективной дипломатии в пользу дипломатии лидеров. Этот нетрадиционный шаг — визит Олланда и Меркель в Москву был воспринят в Европе не просто как попытку двух влиятельных руководителей ЕС предложить новые инициативы для разрешения украинского кризиса.
На Мюнхенской конференции эти блиц-переговоры оценили, как важный шаг в деле реального сплочения Старого света. Олланд и Меркель, по мнению главы Европарламента, действовали впервые от имени всей Европы, а не только выражали подходы Франции и Германии.
В то же время у присутствовавших на мюнхенской конференции европейских политиков возникли обоснованные опасения не приведет ли новая инициатива Меркель и Олланда в отношении Украины к нарушению трансатлантических отношений, не будут ли наказаны за излишнюю самостоятельность государства Старого света? Ведь предложения лидеров Франции и Германии не были согласованы с Вашингтоном, где по-прежнему, публично рассуждая о дипломатическом урегулировании конфликта на Украине, за кулисами убеждают всех в необходимости поставок оружия Киеву.
Визит Меркель и Олланда в Москву стал неожиданностью для капитанов тех утлых европейских суденышек, которые покорно двигаются на американском буксире и боятся, что их бросят в открытом море. Двойственное положение, в котором оказалась Европа, вынужденная маневрировать между американской заносчивостью и собственными интересами отразило выступление на конференции канцлера Ангелы Меркель. В отличие от американского президента, глава немецкого правительства не стала называть Россию в числе основных угроз для единой Европы. Напротив, Меркель подчеркнула, что безопасность в Европе нужно строить совместно с Москвой, а не против России. Говорила канцлер о сохранении в повестке дня идеи Большой Европы — от Владивостока до Лиссабона. Но вместе с тем глава немецкого правительства приветствовала создание новых баз НАТО в восточной Европе.
„Я не могу говорить о гарантиях, связанных с урегулированием конфликта на Украине“, — признала Меркель. Но возмутилась, когда задававший вопрос канцлеру американский конгрессмен выразил недовольство позицией Германии в отношении поставок оружия на Украину. „Этот конфликт невозможно решить военным путем“, — отрезала жестко. — Поэтому мы решили сосредоточиться на его решении дипломатическим путем”. По мнению Меркель, “Украина нуждается в прогрессе, но это невозможно сделать с помощью поставок оружия. В регионе и так его много”.
Когда британский министр обороны вновь вернулся к теме вооружения украинской армии, сославшись на высказывание Фридриха Великого: “Дипломатия без оружия, как музыка без инструментов”, Меркель продолжала стоять на своем: “Военная помощь Украине приведет к новым жертвам. Нужно придумать что-то другое”.
И все же канцлеру пришлось непросто — слишком многие из ее европейских политиков играют сегодня на стороне Вашингтона. Так сидящий рядом с президентом Украины Петром Порошенко глава Эстонии в ходе дискуссии по-петушиному стал наскакивать на Меркель, требуя для Киева вооружений. Канцлер смерила его тяжелым взглядом, дав понять, что не собирается больше обсуждать на эту тему, и перевела разговор на иные проблемы. И эстонец с его цветастой бабочкой предусмотрительно не стал настаивать на ответе.
Евросоюз на нынешнем этапе не намерен вооружать Киев сообщила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. “Когда пытаются найти политическое решение, как это всеми силами делаем мы, поставка вооружения одной из сторон конфликта мне не кажется последовательным жестом. Поставка оружия — это все еще решение отдельных государств, которое не связано непосредственно с ЕС”, —приводит ее слова РИА Новости. Можно предположить, что эту принципиальную позицию Евросоюза Могерини подтвердила на встрече с Лавровым, которая состоялась в воскресенье.
Примирительную черту подвел под выступлением Меркель подвел ведущий мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер: “Надеюсь, что предстоящие выходные в Мюнхене дадут импульс соглашению о прекращении огня на Украине, что мы сделаем вместе с Россией”.
Байден и другие
Не знаю слушал ли министр иностранных дел России Сергей Лавров выступление вице-президента США Джо Байдена? Видел ли, выступавшего на английском языке следом за американцем, президента Украины Петра Порошенко, потрясавшего непонятно чьими российскими паспортами (до этого Порошенко точно также притащил на один из международных форумов желтый железный щит, утверждая, что это часть автобуса, поврежденного осколками). Впрочем, вряд ли, Лавров наблюдал за этим антироссийским спектаклем с учетом напряженного графика двусторонних встреч руководителя внешнеполитического ведомства РФ.
В то время, как та часть Европы, которая выступает за сохранение хотя бы видимой независимости от генеральной линии Вашингтона, ищет возможности дипломатического урегулирования кризиса на Украине, вице-президент США Джо Байден, напротив, предложил Старому свету безоговорочно следовать за Соединенными штатами, на которых “лежит глобальная ответственность”. Пересказывать выступление второго лица американского государства очень сложно, чтобы не скатиться до сравнений с некоторыми осужденными в прошлом мировыми лидерами, также бравшими по собственной инициативе на себя заботу об управлении всем человечеством.
Миссия и обязанность США, по Байдену, состоит в том, чтобы “показать путь для всех народов в 21 веке”, “заложить фундамент для следующего семидесятилетия”. “Нам удастся создать миропорядок”, — заявил Байден. Под “Нам” он имел ввиду Соединенные штаты, которые обещают Европе в этом миропорядке роль младшего компаньона. А всем остальным государствам, не согласным с вице-президентом США достанутся с точки зрения Вашингтона, объедки с барского стола. Такая вот стратегия развития человечества, такой американский миропорядок…
Главный сигнал, который послал своей речью на мюнхенской конференции Байден не вызывает разночтений: в европейских и неевропейских бедах виновата Россия. Услышав такое президент Украины расчувствовался — камеры крупно показали его лицо со скупой мужской слезой.
В 2009 году здесь же в Мюнхене Байден провозгласил курс на перезагрузку отношений с Москвой. Теперь он говорил о возобновлении “холодной войны”, хотя открыто этот термин в своей речи не использовал. Но букет обвинений в адрес России, которую, по Байдену, надо “остановить”, в полной мере тянул на такую оценку уровня двусторонних отношений.
Выступление Байдена прозвучало всего за пару часов до переговоров госсекретаря США Джона Керри и Сергея Лаврова. Как стало известно “РГ” на этой встрече главы внешнеполитических ведомств обсудили ситуацию в Сирии, немного поговорили об Украине. А затем достаточно долго беседовали с глазу на глаз без помощников и членов делегации.
Не вдаваясь в детали, Байден изложил в Мюнхене основные положения внешнеполитической стратегии США. Согласно этому документу, “Вашингтон продолжит использовать санкции и другие инструменты против России”, будет вести против нее информационную кампанию. В долгосрочной перспективе США намерены проводить политику сдерживания в отношении Москвы, “помогать партнерам противостоять России, внимательно отслеживая ее стратегические возможности”.
Особо отметил Байден в своем выступлении роль НАТО и необходимость ее усиления в Старом свете. Из выступления вице-президента США стало понятным — Белый дом требует от Европы, чтобы та поверила в российскую угрозу. Нравоучения и высокомерие — вот, пожалуй, две основных характеристики, которыми была пронизана вся речь Байдена. Так хозяин поощряет своих холопов быть посмелее в предстоящей драке, оставаясь при этом за их спинами. В отличие от канцлера Германии и президента Франции Байден не исключил поставок оружия на Украину, оговорившись, что этот вопрос еще обсуждается.
В таком же конфронтационном ключе по отношению к России было построено выступление миллиардера Джорджа Сорроса. Тот также убеждал собравшихся на мюнхенском форуме в исключительной враждебности Москвы и неспособности Евросоюза в его нынешнем виде к эффективным решениям. В целом пафос большинства выступлений представителей США сводился к констатации — Европа погрязнет в разногласиях и пропадет без направляющей роли Вашингтона.
“Мы видим, как происходит дезинтеграция Европы, а Россия сплачивается”, — пугал европейскую политическую элиту Сорос. И еще одно из его шокировавших европейцев высказываний: “Евросоюз должен научиться демократии на Украине”. Комментарии излишни….
Остроту дискуссий, состоявшихся в Мюнхене констатировал главнокомандующий вооруженными силами США и НАТО в Европе генерал Филип Бридлав. Американский военный подтвердил: дебаты идут между теми, кто полагает, что военного решения кризиса на Украине не существует, и теми, кто считает, что нужно использовать “другой инструментарий” для того, чтобы остановить Россию. Отметился комментарием к мюнхенской конференции и сенатор-республиканец Джон Маккейн. Он объявил, что канцлер ФРГ слишком учитывает мнение своих промышленников, призывающих к сдержанности в отношении Москвы. Добавив, что лояльные к России лица окопались даже в правительстве Германии.
Столь беспрецедентное по степени вмешательства в немецкие дела заявление американского политика возмутило многих в Германии. Сенатору вежливо напомнили о том, что “никто в Европе не делает так много для мира на Украине, как глава МИД ФРГ Вальтер Штайнмайер и канцлер Ангела Меркель”.
Заметки на полях
На Мюнхенской конференции, несмотря на ее совещательный формат, дискуссия развернулась вокруг нескольких ключевых вопросов, имеющих непосредственное отношение к европейской безопасности. Во-первых, кто будет командовать во внешней политике Старого света, и способна ли Европа оперативно формировать ответы на современные вызовы?
Во-вторых, возможно ли возвращение Евросоюза к партнерству с Россией или риторика времен холодной войны надолго вернулась на континент?
И, в-третьих, следует ли, считать конфликт на Украине угрозой европейской безопасности, существует ли у него дипломатическое решение, способное удовлетворить все стороны противостояния?
В целом, от мюнхенской конференции сложилось впечатление, что большая часть ее участников в публичных дискуссиях не желает ни слышать, ни слушать Россию, отгородилась от любых аргументов Москвы и видит только свою правду, избегая любого упоминания о правде чужой.
Однако, как объяснил “РГ” один из модераторов закрытых для прессы панелей, это лишь внешнее впечатление. В Европе осознают, что в своей конфронтации с Россией зашли слишком далеко и ищут пути для восстановления отношений, которые позволят ей не потерять лицо.
Например, не упоминая Россию, объявить курс на сближение с Евразийским союзом. Политики Старого света опасаются, что вооружение Украины натовским оружием, на чем настаивают Соединенные штаты, лишь раз подтвердит правоту Владимира Путина, который сравнил, воюющую против собственного народа украинскую армию, с натовским иностранным легионом. Вот почему, несмотря на беспрецедентное давление со стороны США и истеричные требования руководства Украины, в Евросоюзе занимают твердую позицию — украинский кризис не может решаться военным путем.
Любопытную оценку произошедшего в Мюнхене дал украинский политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. Он написал в Фейсбуке: “Украл Лавров шоу у Меркель. Еще в начале мероприятий в Мюнхене бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт написал, что все внимание будет сфокусировано на выступлениях Меркель, Порошенко и Байдена. Потом, видать, подумал и дописал неуверенно: „Возможно, Лаврова“. Однако, выступление Лаврова только-только закончилось, а я смотрю на реакцию западных СМИ — такое впечатление, что Меркель и не выступала сегодня! Все цитируют и обсуждают только Лаврова!”.
На мюнхенской конференции часть европейских политиков задумалась над тем, возможна ли в принципе безопасность Старого света без участия в этом проекте Москвы и не слишком ли наивно полагаться в этих вопросах исключительно на обещания Соединенных штатов.
Вместе с тем стало еще более очевидным: в Вашингтоне осознанно взяли курс на конфронтацию с Москвой. Соединенные штаты стремятся расколоть Европу, настроить своих проплаченных союзников в Старом свете против тех лидеров ЕС, кто выступает за “перезагрузку” отношений с Россией.
И все же одна маленькая, возможно, случайная деталь обнадеживает. Когда перед встречей Лаврова и Керри организаторы вносили в переговорную российский и американский флаги, они держали их вместе. И полотнища соприкасались друг с другом, напоминая о временах, когда Москва и Вашингтон верили в возможность стратегического партнерства и вместе сражались во время Второй мировой войны с общим врагом.