Правда, ответственость здесь обоюдная, а не только республиканцев. Кратко ситуация такова. Президент в обход конгресса в конце прошлого года принял решение амнистировать около 5 миллионов человек — детей незаконно въехавших в страну иммигрантов, в основном латиноамериканцев. По словам президента, эти молодые люди — это "лучшее, что есть у этой страны".
Однако в пику Обаме палата представителей проголосовала за законопроект, предусматривающий депортацию этих "достойнейших молодых людей". И он в настоящее время находится на рассмотрении в сенате. Напомним, что обе палаты контролируются республиканцами. Перед отъездом на рождественские каникулы, администрация и конгресс нашли "компромиссное решение", увязав амнистию с выделением почти 40 миллиардов долларов МВБ до сентября текщего года.
Если до 27 февраля ситуация не будет разрулена, то Обама в ответ наложит вето на закон конгресса и перестанет финансировать силовиков, которые, между прочим, призваны бороться с терроризмом — и не только с исламистским, но и доморощенным. Неслучайно несколько лет назад МВБ закупило около миллиарда патронов с экспансивными пулями.
Но республиканцы уперлись, на кону их реноме. Они считают, что Обама, издавая указы без согласия конгресса, превышает свои полномочия как глава исполнительной власти. В результате на неопределенное время в условиях "красной" террористической угрозой в мире (в связи с ИГИЛ) тысячи силовиков могут уйти в бессрочный отпуск, а тысячи других, считающиеся "важными", будут выходить на работу, но без сохранения денежного довольствия.
Силовики возразили Обаме
Шестого февраля глава МВБ, секретарь внутренней безопасности Джех Джонсон разослал административным и полицейским властям штатов уведомление о прекращении федерального финансирования правоохранительных органов, если конгресс откажется разблокировать иммиграционный закон Обамы.
Джонсон, согласно порталу WND. com, пишет, что будет снята охрана в школах и колледжах, в метро, поездах и тоннелях, будет отстранен от работы персонал по поиску взрывчатых веществ, в том числе со служебными собаками, сокращены некоторые пожарные службы в Денвере и Детройте.
Будет также приостановлена выдача заработной платы сотрудникам, оказывающим помощь в чрезвычайных ситуациях во всех 50 штатах. Джонсон предупредил, что "часы тикают" и возложил на республиканцев вину за шатдаун в правоохранительной системе.
Оказалось, что мэры городов "колеблются вместе с линией партии" демократов. Конференция мэров США (US Conference of Mayors) направила письмо в сенат лидерам республиканцев с призывом исполнить волю Обамы и требования Джонсона.
Однако силовики посмели возразить. Шерифы некоторых штатов (а в южных они имеют большое влияние), в частности, Дэвид Кларк (David Clarke Jr.) из Милуоки, штат Висконсин, и Джастин Смит (Justin Smith) из Лаример Каунти, штат Колорадо, возмутились. Джастин Смит на своей странице в ФБ назвал письмо секретаря национальной безопасности "завуалированной угрозой".
"Шерифы не любят, когда с ними говорят таким языком", — предупредил Смит и призвал своих коллег противостоять "детскому хулиганству со стороны администрации". "Я правильно понимаю, что президент полагает, что у него есть полномочия аннулировать федеральные законы, которые не служат его собственным интересам? Но если конгресс посмеет проявить свою ответственность контролировать бюджет, то президент просто зажмет гранты для организаций общественной безопасности, чтобы все равно добиться своего?" — написал шериф в ФБ.
Смит добвавил, что можно любить или не любить конгресс, но Конституцию выполнять надо. "Меня беспокоит, что они (Обама и Джонсон) играют в политику с внутренней безопасностью. Он (Обама) не должен этого делать. Это почти как играть в политику с нашими военными".
Вопрос. Можно ли угрозу национальной безопасности использовать в качестве рычага давления на политических противников? Ответ. Все средства хороши, когда речь идет о дополнительных пяти миллионах голосов в копилку демократов на предстоящих президентских выборах 2016 года. И наплевать, что согласно недавнему опросу общественного мнения, проведенного совместно Reuters и Ipsos, около 70 процентов американцев видят в наплыве нелегальных иммигрантов "угрозу экономике и культуре Америки".
"Идет борьба за миллионы будущих избирателей, а не за безопасность страны, — сказал Pravda. Ru Юрий Глущенко, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук центра Евроатлантических и оборонных исследований РИСИ. — Дети незаконных иммигрантов уже вписаны в экономику, они делают, в том числе, грязную работу, работают с нарушением американского законодательства, получают заниженные тарифы по зарплате и так далее. Это все выгодно американской экономике".
Но для многих американцев лишний поток иммигрантов — это размывание англо-саксонской основы нации, добавил Юрий Глущенко. Это, естественно, не очень в интересах традиционного, консервативного белого населения, которое в перспективе может стать уже и меньшинством, лет через 20-30. Что же касается выступления шерифов, то это тоже психологическое давление на Обаму. "Эти протестующие шерифы — они республиканцы, они ненавидят цветных и считают, что порядка без них в стране будет больше".
По мнению эксперта, конфликты между Обамой и конгрессом по внутренней политике в США будут в ближайшие два года непрерывны. Республиканцы сейчас в условиях контроля над конгрессом не хотят давать Обаме никаких шансов заниматься внутренней политикой. Соответственно, некоторые вопросы они способны довести до абсурда.
"А 90 процентов американцев голосуют не за того кандидата, кто вершит дела на внешней арене, а за того, который занимается проблемами в стране. Поэтому популярность Обамы падает. И естественно, такими проектами, как миграционная реформа, он пытается заработать хоть какую-то популярность", - сказал эксперт.
Обаме остается быть только главнокомандующим, во-первых, и, во-вторых, идеологом внешней политики, заметил политолог. Но и здесь республиканцы его хотят загнать в крайнюю степень конфронтации. "Обама в историю сейчас может войти только как президент, занимающийся исключительно внешними делами. И то неудачно", — завершил Юрий Глущенко.