Во-первых, Россия — наш сосед, чье влияние на безопасность и развитие Китая очень велико. Общая граница наших стран составляет 4300 километров, и мы несем ответственность за государственную безопасность друг друга. Исторически сложилось так, что благодаря добрососедским отношениям Китай и Россия накопили драгоценный опыт в сфере безопасности и развития, а ухудшение отношений уже приводили к проблемам в этих областях. Представьте: если бы между Москвой и Пекином не было добрососедского сотрудничества, в нашей стране вряд ли начали бы проводить длящуюся уже более 30 лет политику реформ и открытости. Если бы не было стратегического сотрудничества с РФ, КНР в процессе подъема, скорее всего, затонула бы в многочисленных трудностях. Будучи крупнейшими соседями, наши страны сделали важное геополитическое решение: «отказ от вражды на все времена». Оно полностью соответствует стратегическим потребностям и интересам обеих держав.
Во-вторых, у наших государств схожие стратегические интересы. Китай и Россия входят в число развивающихся незападных стран, в которых происходит переход от плановой экономики к рыночной. Они также являются партнерами, которые равно пытаются сдерживать влияние США. Эти сходства определили близость стратегических интересов. В вопросах обеспечения стабильности и мира во всем мире и в отдельных регионах, а также в создании нового международного стратегического баланса и нового международного порядка стратегические требования Москвы и Пекина тоже одинаковы. Когда речь заходит о поиске путей развития, соответствующих национальным интересам стран, и избегании рисков, связанных с переходным периодом, странам нужно учиться друг у друга. Они также должны сообща бороться против гегемонии некоторых стран и совместно проводить политику сдерживания.
В-третьих, у наших стран схожие стратегические концепции. У таких понятий, как российская «суверенная демократия» и «регулируемая рыночная экономика», есть много общего с китайскими понятиями «социалистическая демократия» и «социалистическая рыночная экономика с китайской спецификой». В выборе самостоятельных путей развития политики и экономики и в вопросах идеологического давления со стороны Запада стратегическая концепция у наших стран абсолютно одинаковая. США и другие западные державы с помощью идеологии установили нормы отношений между странами. Под этим предлогом они вмешиваются во внутреннюю политику суверенных государств, устаивают «цветные революции», занимаются «экспортом демократии». Все это они направляют на Китай и Россию, чтобы не дать нам действовать сообща.
В-четвертых, Россия — страна, чьи стратегические преимущества отлично дополняют наши. Москва и Пекин не только прекрасно укрепляют друг друга в геополитическом плане, но и создают хорошую команду во внешней политике: одна, образно говоря, сильна в боксе, другой в тайцзи (тайцзицюань — китайское боевое искусство, один из видов ушу — прим. пер.), что помогает сочетать твердость и гибкость и действовать в полном согласии. Более того, в плане факторов развития у стран есть особые преимущества и в сферах энергетики, рынка, финансов, технологий. Это все создает хорошую базу для многопрофильной общности интересов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что стратегическое значение России для Китая очень велико. Если такая великая держава желает активно взаимодействовать с нами, углублять всестороннее сотрудничество, так почему бы и нет? Некоторые люди считают, что такое поведение — вынужденный шаг для России в условиях западных санкций, поэтому эти отношения довольно нестабильны. Тем не менее мы должны пойти Москве навстречу, дать людям понять, насколько важно стратегическое значение России для Китая, что необходимо решительно развивать отношения между нашими странами. Кто-то в такой ситуации считает нужным вспомнить те времена, когда царская Россия вторгалась на наши территории: «сначала верните земли, а потом уже поговорим!» Пусть такие слова звучат, может, и от чистого сердца, однако со стратегической точки зрения это очень глупо. Необходимо помнить, что страны уже давным-давно подписали соглашения о границах. Важную роль играет и договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Сейчас территориальные споры могут лишь усугубить отношения между нами, они не принесут ничего хорошего. Что касается рисков, которые связаны с дальнейшим углублением сотрудничества с Москвой, то, конечно, нужно приложить все усилия, чтобы избежать их, но давайте не будем отказываться от нужного дела из страха потерпеть неудачу!
Подведем итоги. Когда речь идет об отношениях между государствами, в первую очередь необходимо учитывать государственные интересы стран, в особенности стратегические интересы, и исходя из этого определять степень сближения. Китайцы, любящие свою Родину, должны сообща препятствовать попыткам внешних враждебных сил мешать дипломатии их страны, им следует поддерживать важные внешнеполитические решения Пекина. Только так мы сможем нормально вести международные дела и строить отношения с другими странами, а через это — еще больше соответствовать званию «великой ответственной державы», еще лучше охранять стратегические интересы Китая и обеспечивать быстрый подъем китайской нации.