АНАЛИТИКА
Обама симулирует войну
Пока Штаты готовят «крупную наземную операцию» в Ираке, Россия реально помогает странам Ближнего Востока сохраниться.
9 февраля представитель США в коалиции по борьбе с группировкой ИГ генерал Джон Аллен в интервью иорданскому новостному агентству Petra объявил о скором начале наземной кампании против боевиков «Исламского государства» (ИГ).
Детали предстоящей военной операции он не обнародовал, сообщив лишь, что в настоящее время военные инструкторы из стран-союзниц занимаются подготовкой иракских военных и представителей местных племен, а коалиция «предоставит Багдаду мощную огневую поддержку» в наступлении. Аллен также сообщил, что скоро отправится в страны Восточной Азии для расширения интернационального участия в международной коалиции, не уточнив, какие именно страны он планирует посетить. По его словам, сейчас в коалицию входят 62 государства.
Напомним, 7 февраля агентство CNN со ссылкой на свои источники сообщило, что вооруженные силы США стараются собрать как можно больше разведданных, чтобы вынести окончательное решение по вопросу о проведении наземных миссий в Ираке. Источник из центрального командования рассказал, что первая сухопутная операция в Мосуле может быть назначена на апрель 2015 года.
Отметим, что президент России Владимир Путин в интервью египетской газете «Аль-Ахрам» от 9 февраля отметил: авиаудары не помогут справиться с ИГ. По его мнению, противодействие боевикам не соответствует масштабам угрозы. Также президент РФ отметил, что воздушная операция западной коалиции нелегитимна без прямой санкции Совета Безопасности ООН. Также не учитывается мнение некоторых государств, на территории которых происходят авианалеты, подчеркнул российский лидер. Президент пояснил, что речь идет о Сирии, где коалиция так и не достигла консенсуса с официальной властью.
Интересно, что 9 февраля в издании The Washington Times появилась статья, где сообщается: президент США Барак Обама и его помощники начали преуменьшать уровень угрозы, которую, по их мнению, несет ИГ, что резко контрастирует с прошлогодней риторикой на эту тему. Газета обращает внимание, что в новой стратегии безопасности США больше не используется термин «уничтожить» в отношении исламистов, вместо него там говорится, что цель Вашингтона – «победить» в борьбе с группировкой ИГ. По словам заокеанских аналитиков, термин «победить» является более пространным и предоставляет больше свободы для объявления о прогрессе и победе.
В США называли разные сроки борьбы с исламистами. Скажем, когда американцы сколачивали коалицию, то делались оптимистические прогнозы - на борьбу с ИГ уйдет три года. Но, например, председатель ОКНШ (Объединенного комитета начальников штабов США) Мартин Демпси ставил совершенно другие сроки - 30 лет, отмечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
- ИГ состоялась как идеология. Поэтому, даже если американцы введут сухопутные войска, освободят Мосул, и, наконец, возьмут штурмом столицу «Исламского государства» - сирийский город Ракка, угроза все равно сохранится. Почему? Джихадисты ИГ залягут в подполье, а их, к сожалению, поддерживает значительная часть суннитского населения. Через 15-20 лет (или как в случае с Ираком – через 8 лет) американцы снова уйдут, а на Ближнем Востоке опять возникнет территориальное образование под флагом ИГ. К сожалению, это так.
В настоящий момент в Ираке наиболее успешно развивается ситуация по освобождению так называемых спорных территорий, где боевые действия против исламистов ведут вооруженные формирования иракских курдов – пешмерга. Они освободили около трех тысяч квадратных километров, в том числе расположенный на северо-западе Ирака город Синджар, в основном населенный езидами.
Что касается наступление на Мосул, то сейчас курды занимаются тем, что отрезают коммуникации, ведущие в город из других регионов, то есть готовят его блокаду. Одновременно с этим в район Мосула перебрасываются шиитские формирования, созданные на базе иракских шиитов под руководством иранских специалистов – в первую очередь из спецподразделения «Кодс» («Иерусалим») (им командует генерал Сулеймани) иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Однако штурмовать почти трехмиллионный город - весьма непростая задача, хотя внутри Мосула достаточно много людей, недовольных ИГ – они создают подпольные ячейки, направленные против исламистов. Ситуацию осложняет тот факт, что между курдами и шиитскими формированиями нет единогласия, а соответственно, - координации действий. Достаточно напряженная ситуация возникла и между иракскими курдами из формирований пешмерга и формированиями, которые воюют под знаменами РПК (Рабочей партии Курдистана).
Не случайно, что ряд иракских политиков, в первую очередь – депутаты иракского парламента от провинции Амбар (большую часть ее территории контролирует ИГ), важной точки для наступления на Багдад, - минуя правительство Ирака обратились к США, чтобы они прибегли к сухопутной операции. Ведь без наземной поддержки американцев невозможно освобождать какие-то территории.
Замечу, что 7 февраля президент Иракского Курдистана Масуд Барзани в интервью газете «Аль-Хаят», издающейся в Лондоне на арабском языке, заявил, что на стороне ИГ в Ираке и в Сирии воюет около 50 тысяч боевиков, которыми руководят отставные офицеры армий из Казахстана, Узбекистана, Татарстана и Чечни, а также из Ирака (старой саддамовской иракской армии) и Пакистана. Причем армия ИГ более боеспособна, хоть и меньшая по численности, чем армия Саддама Хусейна. Я считаю, что спецслужбы Иракского Курдистана наиболее информированы о ситуации.
— Глава политической комиссии бригад «Хезболлах» в Ираке Хусейн аль-Рамахи недавно заявил о том, что на захваченных у ИГ ящиках с оружием и боеприпасами обнаружена маркировка, свидетельствующая об их принадлежности Саудовской Аравии. А 4 февраля заместитель начальника генштаба Вооруженных сил Ирана, бригадный генерал Масуд Джазаири прямо сказал, что с момента начала формирования коалиции ВС США поставляли ИГ оружие и обмундирование. Как он выразился, это свидетельствует о лживом характере утверждений Вашингтона относительно борьбы с исламистами.
- Есть масса заявлений, которые говорят о поддержке ИГ США и другими странами. Скажем, депутаты парламента от провинции Анбар не раз указывали, что обладают информацией о том, что американцы периодически сбрасывают с воздуха оружие исламистам. Во время боев за Кобани иракские и сирийские курды заявляли, что располагают видеоматериалами, которые свидетельствуют о том, что турки оказывают помощь исламистам путем переброски через КПП на сирийско-турецкой границе вооружений, боеприпасов и даже снабжают ИГ личным составом…
— Спецпредставитель президента США в коалиции Джон Аллен заявил, что отправится в страны Восточной Азии для поиска новых участников в составе коалиционных сил...
- Штаты хотят задействовать в этом деле как можно больше стран, создав этакий сложный микс. Но какой от него толк, ведь помимо того, что нужно собрать страны в коалицию, нужно осуществлять единое командование, а с этим проблемы. Повторюсь, на сегодняшний день успешно воют с исламистами только курды. А вот 500-тысячное вооруженное формирование Багдада (армия - 400 тысяч и различные формирования, вроде шиитской милиции и т.д. – 100 тысяч) ничего не может сделать. Малого того, так называемая шиитская милиция развешивает плакаты на стенах, где изображен аятолла Хомейни, что, естественно, раздражает суннитов.
Ну сформируют американцы какое-то войско и пошлют его на Мосул. Даже при поддержке авиации эта затея обречена на затяжную и кровавую бойню. Американцам надо помогать курдам – поставлять им вооружение, боеприпасы и т.д. Но этого не происходит. Я разговаривал с курдами, они возмущены до глубины души, мол, только мы имеем успех в боевых действиях, а нас даже не пригласили на январскую Лондонскую конференцию (мероприятие членов антиисламистской коалиции, где собирались мировые лидеры, обязавшиеся победить ИГ.)
— Когда ИГ овладело третьей частью территории Ирака и четвертой частью Сирии эксперты следующими объектами возможной экспансии называли Саудовскую Аравию и Иорданию…
- Исламисты сейчас занимаются перегруппировкой сил, плюс – созданием более профессиональной армии. Так называемые добровольцы, которые в большом количестве прибывают в Ирак и Сирию из других государств, на вид производят грозное впечатление, но как только доходит до серьезных боестолкновений, зачастую уезжают в тыл и отказываются кому-либо подчиняться. Поэтому сейчас исламисты наводят порядок в своих рядах. Так, недавно в Кобани они ИГ казнили 100 иностранцев, воевавших на их стороне.
Отмечу, Масуд Барзани, ссылаясь на свои спецслужбы, говорил, что джихадисты ИГ могут прибегнуть к всеобщей мобилизации той части населения, которая проживает на подконтрольной им территории. В таком случае они могут создать 200-тысячную и довольно боеспособную армию.
Что касается наступления на Саудовскую Аравию, то это пока – не реально. Да, были отдельные стычки с саудовскими пограничниками, но не более. К тому же саудиты научились эффективно выявлять подпольные ячейки внутри государства. У Саудовской Аравии есть более серьезная проблема – действия шиитов Йемена рядом с ее восточной провинцией, где сосредоточены 90 процентов запасов нефти.
— Как себя ведет во всей этой ситуации Иран? Спецподразделение «Кодс» генерала Сулеймани уже давно действует на территории Ирака, но судя по всему, Тегеран не собирается взаимодействовать с коалицией в борьбе с ИГ…
- Иранцы ведут свою игру, причем достаточно разумную. Помимо спецназа «Кодс» там участвуют и другие подразделения КСИР – в Иракском Курдистане и под Багдадом. Иранцы вообще считают, что во многом благодаря их действиям наступление на Багдад было остановлено. Так что, тысячи иранцев уже давно воюют в Ираке на стороне Багдада и в Сирии – за Башара Асада.
— Как нынешняя ситуация на Ближнем Востоке влияет на Россию?
- Больше, чем кажется на первый взгляд. С ситуацией на Юго-Востоке Украины мы немного забросили ситуацию на ближневосточном направлении. Дело в том, что под маской борьбы с ИГ США в Иракском Курдистане развертывают три базы - в Эрбиле и за его пределами - в Харире (к северу от Эрбиля) и в Атруше (недалеко от Дохука и турецкой границы). База в Атруше будет использоваться для ударных вертолетов McDonnell Douglas AH-64 Apache. Кроме того, в Эрбиле уже создан совместный центр военных операций, где, как сообщил президент США Барак Обама, будет размещены пилотные летательные аппараты и другие виды оружия. Грубо говоря, это довольно крупный разведцентр. Я напомню, что Иракский Курдистан находится в 320 километрах от армяно-турецкой границы, которую охраняют погранвойска ФСБ России, а в Армении находится наша 102-я военная база - единственная российская база в Закавказье, важная составляющая геополитического присутствия РФ в регионе.
Сейчас на Ближнем Востоке полным ходом идет создание новых государств, и мы не можем находиться в стороне. Масуд Барзани не раз обращался к РФ с просьбой помочь оружием. Отмечу, что курды считают, что наше вооружение – лучшее в мире, а папа Масуда - Мустафа Барзани - закончил военную академию им. Фрунзе. Я держал в руках его диссертацию на русском языке.
Надо пользоваться подобными связями. Что надо делать? Поясню. В Эрбиле сейчас открылось генконсульство Армении. Армянская община в Иракском Курдистане, наряду с ассирийской, считается государственнообразующим народом Иракского Курдистана, где армянский – государственный язык. В России и Армении ассирийцев и курдов достаточно много. Может, пора бы им помогать оружием и военными специалистами? У нас живут тысячи езидов, а они уже целой бригадой воют в отрядах пешмерга. Но мы, к сожалению, в этом отношении ведем пассивную и ничем не оправданную политику.
- Статья в The Washington Times, где говорится о том, что в США больше не используется термин «уничтожить», отражает общий кретинизм как американской прессы, так и американских политиков, - говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – Все обещания кого-либо когда-нибудь уничтожить кончались ничем, как впрочем, и обещания кого-нибудь победить. Помнится, про «Аль-Каиду» в таком же ключе говорили... Что Америка реально воюет с ИГ? Нет. В этом плане – абсолютно не важно, что говорит президент Обама, он все равно не делает того, что нужно, и что Америка делать может.
Только благодаря выводу войск США из Ирака ИГ захватило территории, где живет около 7 млн. человек, и теперь организует геноцид курдов, езидов, христиан, шиитов и других. Человек, который отправляет хороших генералов в отставку, потому что у них, видимо, любовницы есть (имеется ввиду Дэвид Петрэус – командующий Многонациональными силами в Ираке с февраля 2007 по сентябрь 2008 года, командующий силами США и НАТО в Афганистане с июля 2010 по июль 2011 года, с сентября 2011 г. по 9 ноября 2012 г. занимал должность директора ЦРУ), по всей очевидно не должен был стать президентом страны, которая везде ведет войну. Ну а как он там словами жонглирует – какая разница?
ИГ на продаже нефти зарабатывает по 3 млн. долларов день, торгуя в основном через турецкую границу и через Иракский Курдистан. До сожжения исламистами иорданского летчика Муаза Юсефа Аль-Касасбы значительная часть нефти шла через Иорданию, но сейчас иорданский король это пресекает. Но почему-то турки и американцы не отсекают поток, который идет через турецкую границу, что, на самом деле, элементарно – бомбите месторождения, нефтеперерабатывающие заводы, и пусть ФБР вместо российских санкций занимается структурами, которые торгуют энергосырьем в Иракском Курдистане и Турции.
Какой-то эффект от наступления на Мосул будет, если американцы успели купить суннитские племена (потому что в суннитских районах воевать могут только арабы-сунниты), как это в свое время было в провинции Амбар, когда генерал Петреус мобилизовал ополчение «Сахва» («Сыновья Ирака»), после чего они все вместе расправились там с «Аль-Каидой». Правда, после этого ничего обещанного не было выполнено, Петрэуса перевели из Ирака, а потом и вовсе отправили в отставку.
Теперь что касается предстоящего турне Аллена в Восточную Азию. Да, исламисты из ИГ опасны для всех. Они не случайно публикуют свои агитационные материалы в интернете на многих языках, включая языки народов Азии, но в какой мере эта опасность заставит правительства стран азиатского региона поделиться своими военнослужащими – большой вопрос.
Россия делает все, что необходимо для ее интересов в регионе. Понятно, что с точки зрения Америки Россию надо превратить в Украину, а российская армия должна воевать там, где ей скажут и когда скажут. Но этого не будет. Мы поставляем оружие Асаду и правительству Багдада. Больше скажу, пока американцы раздумывали, Россия мгновенно перекинула иракцам вооружение, включая ТОС-1А «Солнцепёк». Только экстренные поставки штурмовиков Су-25 Ираку не позволили ИГ взять Багдад. Мы сделали более чем достаточно, и за это российское руководство надо долго и вежливо благодарить, чего, правда, делать никто не будет.
Что касается американской инфраструктуры в Эрбиле и относительной близости армяно-турецкой границы, то у нас прямого вооруженного столкновения с американцами никогда было. Понятно, что разведцентр там – это неприятно, но что ж поделать. Будем соседями…
- Чтобы там американцы не говорили, в любом случае ИГ выросло из антиасадовской позиции в Сирии. Соответственно, все кто, поддерживал эту позицию, так или иначе, причастны к возникновению группировки, даже если напрямую ее не создавали, - говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Какая конфигурация сложится в дальнейшем в Ираке и Сирии – сказать трудно из-за исключительной сложности состава участников процесса. Курды, конечно, хорошо воюют, но их слишком мало, чтобы громить ИГ. В настоящий момент на суше против исламистов воюет Сирия и иракская армия, которая, я бы сказал, сейчас больше иранская. Мы вполне открыто поддерживаем Сирию и Ирак, поставляем туда вооружения, и больше вариантов помощи я не вижу.
Источник: interpolit.ru.