США взялись за Китай
Глава КНР Си Цзиньпин в среду провел телефонные переговоры со своим американским коллегой Бараком Обамой и принял приглашение совершить государственный визит в США в сентябре. В ходе беседы, передает China Daily, американский президент предложил «провести работу по устранению противоречий между двумя странами».
В рамках будущей встречи президенты обговорят вопросы экономики, безопасности, изменения климата и усилия для борьбы с терроризмом. Также, скорее всего, они обсудят новую модель отношений между двумя странами. Ниу Ксинчун, старший эксперт Китайского института современных международных отношений, полагает, что стороны должны уладить разногласия по поводу морских и территориальных вопросов в Азии, а также обсудить Транс-тихоокеанское соглашение о партнерстве и зоне свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Одним из главных вопросов будет безопасность – это уже известно. «Лидеры двух стран подтвердили стремление сотрудничать в вопросах безопасности, в том числе в давлении на Иран, чтобы продвинутся в переговорах «шестерки» и Тегерана», —сообщили в администрации Белого дома. Но главной целью звонка будет обсуждение взаимных обвинений о кибервзломах и интернет-безопасности. США не раз обвиняли Китай в кибератаках, но китайцы отрицают все обвинения.
Китай стабильно находится в первой тройке стран мира по количеству хакеров по данным различных международных исследований, поэтому проблема действительно острая, считает аналитик Grayling Галина Бельтюкова. США она беспокоит по практическим мотивам, так как по крайней мере часть китайских хакеров связана с военными и правительственными кругами КНР и осуществляет атаки с целью военного и промышленного шпионажа, в том числе против США и стран Европы.
Учитывая негласное соперничество между США и КНР и заинтересованность последнего в получении новых технологий и быстром промышленном развитии, проблему вряд ли можно решить путем одной или нескольких встреч, считает эксперт. Это невыгодно для Китая, и его традиционная официальная позиция (в соответствии с которой Китай сам является жертвой хакерских атак и не причастен к ним) – отличная ширма, которая сохранять статус-кво и ограничиваться общими заявлениями. На встрече могут быть подписаны рамочные и необязательные для исполнения документы, которые вряд ли приведут к каким-либо конкретным совместным шагам.
Так что вряд ли эта встреча что-то изменит в указанной сфере, считает и генеральный директор консалтинговой компании bSimple Рамин Алиев. На протяжении длительного времени ситуация остается неизменной: США обвиняет Китай в попытках взломать защищенные серверы, где хранится экономическая и оборонная информация, и наоборот. Эти обвинения, выдвигаемые на постоянной основе, все больше увеличивают пропасть к налаживанию американо-китайских отношений. Китайские власти опровергают обвинения, и считают что за всем стоят скрытые мотивы, а Пентагон всячески пытается развести шумиху и отвлечь внимание от своей деятельности, в то время, как американские СМИ не раз заявляли о планах существенного расширения своего кибернетического командования в ближайшие годы.
Между тем, у Китя и США в экономике в целом нет глобальных противоречий, считает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. В основном это партнеры, которые не могут существовать друг без друга. Скорее всего, на предстоящей встрече двух президентов, речь пойдет об инвестициях. США настаивают на подписании соглашения давно, американцы хотели бы получить больше возможностей. Сейчас иностранные инвестиции в Китай ограничены определенным классом ценных бумаг и рядом секторов экономики. Но китайцы не любители больших и быстрых перемен, поэтому вряд ли в этом году будет существенный прорыв в этом вопросе. Китайская экономика пока не столкнулась с рецессией, поэтому Пекину нет смысла идти на большие уступки США. В то же время большая свобода юаня, возможно, достижима в обозримом будущем.
И все же необходимость этой встречи назревала, указывает аналитик ИФК «Солид»Азрет Гулиев. Для Китая США крупнейший торговый партнер. В то же время сами США так же зависимы от отношений с Поднебесной. И хотя отношения между странами и носят партнерский характер, проблем в них все же накопилось не мало. Действительно самой большой проблемой является кибершпионаж и соблюдение Китаем авторских прав. Ни для кого не секрет, что часто продукция китайских производителей является дешевой ухудшенной копией иностранных разработок. Так корпорация Huawei начинала с того, что просто копировала оборудование американской компании Сisco. Пока это не угрожало доходам американских корпораций, они смотрели на это сквозь пальцы. Но теперь когда тот же Huawei вырос в крупную корпорацию и теснит американских производителей, ситуация поменялась.
Второй значимый вопрос, полагает эксперт, – это валютные войны. США давно обвиняет Китай (впрочем как и Японию), в том что они искусственно занижают стоимость своей валюты, таким образам давая преимущество экспортерам. При этом портить отношения никто не хочет, потому что любая конфронтация обойдется дорого обеим странам. Россия, скорее всего, тоже будет звучать в переговорах, но это явно будет не основным и не определяющим вопросом. Другое дело, что объявлено о встрече было в такой момент, чтоб лишний раз напомнить, кто основной торговый партнер Китая. И переговоры с какой страной будут определяющими при принятии Китаем каких-либо политических решений.
В то же время при обсуждении «противоречий» у США просто не будет другого выбора, кроме как пойти на определенные уступки Китаю, полагает аналитик ФК «ИнстаФорекс» Антон Фомин. Китай находится в определенно более выгодном положении, его товары обладают гораздо большей конкурентоспособностью, нежели американские. Кроме того, не стоит забывать, что Китай по-прежнему является крупнейшим держателем американского долга - свыше 1,2 трлн долларов. В то же время торговля США крайне нерациональная - ежегодное отрицательное сальдо торгового баланса превышает 0,5 трлн долларов. И с укреплением доллара на мировом валютном рынке ситуация лишь продолжит ухудшаться.
И все же за телефонным звонком Обамы в КНР скрыто нечто большее, чем просто желание устранить существующие противоречия, возражает экономист брокерской компании FBS Денис Тетюшин. Белый дом понимает, что Китай завоевывает все большее экономическое и геополитическое влияние в мире – в 2014 году Поднебесная вышла на первое место в мире по размеру ВВП, обогнав США. Пожалуй, самым острым вопросом является усиление роли юаня: китайское правительство предпринимает активные действия для того, чтобы юань получил статус глобальной валюты. К концу 2015 года МВФ может пересмотреть статус юаня и, если будет принято положительное решение, то он официально станет новой резервной валютой. Вторым вопросом, пожалуй, является вопрос общего характера – жесткая экономическая конкуренция.
Соединенные Штаты несут сильные потери из-за огромного дефицита торговли с Китаем. Америка неоднократно обвиняла азиатского гиганта в валютных манипуляциях, чрезмерном субсидировании экспорта, занижении зарплат и в использовании прочих недобросовестных методов конкурентной борьбы. Между тем, обе страны сильно зависят друг от друга в сфере торговли: доля Китая в экспорте США составляет 7%, а в импорте – 19%. Тесные экономические отношения сдерживают стороны от резких движений. В таких условиях странам интересно договориться если не об устранении, то точно о смягчении существующих противоречий. Учитывая общий стиль политики Поднебесной, существует высокая вероятность того, что Китай продолжит действовать жестко, но в пределах правил.
Вероятнее всего, полагает Денис Тетюшин, к концу года юань станет новой резервной валютой, что еще больше развяжет руки Китаю. Соединенным Штатам будет тяжело что-то этому противопоставить, поскольку они находятся в «китаезависимости», однако и Америка понимает, что является главным партнером для Пекина. Дальнейшие экономические отношения Пекина и Вашингтона укладываются в объявленную Си Цзиньпином стратегию по «поиску общего и ухода от конфронтации».