АНАЛИТИКА
Конфронтацию между Россией и Западом не решить силой и влиянием США
Американцу сложно это признать, однако противостояние между Россией и Западом не может быть разрешено путём давления со стороны США. От имени Запада в этом конфликте выступает Европа, ведомая Германией, которая видит себя главным охранителем европейских ценностей.
В том, как будет развиваться украинский конфликт, многое действительно зависит от Берлина, поскольку он продолжает оставаться объединяющим фактором в противостоянии Европы и России на Украине.
Успехи Европы на этом поприще далеко не предопределены, поскольку у России есть чёткое представление о том, как использовать имеющиеся у неё рычаги, чтобы достичь желаемых политических целей. Россия обладает достаточными средствами и политической волей, чтобы их добиться. У Германии, между тем, нет определённого ви́дения того, смогут ли экономические санкции и дипломатические усилия привести к разрешению конфликта или, напротив, они приведут к углублению конфронтации с Россией.
Единственным внятным планом Германии относительно украинского кризиса пока является только объединение европейцев для наложения нескольких уровней санкций против России. Задача непростая, учитывая отчаянную необходимость Франции поставить вертолётоносцы Мистраль и стремление других стран найти предлог для отмены санкций.
Министр финансов России Антон Силуанов признал, что санкции действительно нанесли ущерб российской экономике. В 2014 году они стоили России 40 миллиардов долларов. Однако решающим фактором в этом конфликте они не стали. Ещё 100 миллиардов долларов Россия потеряла из-за падения цен на нефть. В этом году, согласно ожиданиям, экономический рост снизится с 1,2 процентов ВВП до 0,8 процентов; рубль потерял более 30 процентов своей стоимости. Санкции связали руки российским компаниям, отрезав их от западной финансовой системы и создав проблему искусственной ликвидности. Однако у Москвы достаточно финансовых возможностей, чтобы разрешить эту проблему.
Проблема Европы заключается в том, что санкции в качестве средства принуждения провалились, став неэффективной карательной мерой. России в любом случае пришлось бы столкнуться с экономическими проблемами, и выполнение каких бы то ни было условий Запада по Украине не в состоянии заставить цены на нефть вырасти. Решение Саудовской Аравии подавить сланцевую индустрию США, снизив цены до убыточного для американских производителей уровня, является главной причиной экономических проблем Москвы. Европейцы не в состоянии повлиять на эту ситуацию.
Санкции стали для Москвы отличным «козлом отпущения» для объяснения экономических проблем, ответственность за которые в противном случае была бы возложена на Владимира Путина. Кроме того, санкции позволили объединить российское общество до невиданной степени за все 15 лет правления нынешнего российского президента. И, главное: санкции не помогли прекратить войну на украинской земле.
Между тем эти временные меры вскоре могут стать нормой взаимоотношений Запада с Россией. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Никаких видимых причин, которые позволили бы положить этому конец, пока не видно.
Если стратегия Запада состоит в том, чтобы увеличивать для Москвы цену её вовлечённости в украинский конфликт, то стоило бы для начала выяснить, какую цену Москва не готова заплатить. После того, как ответ на этот вопрос будет получен, Запад, весьма вероятно, поймёт, что он сам не готов идти до конца. На сегодняшний день понятно, что решимость Москвы была недооценена и усиление экономического давления на Россию может привести к экономическому коллапсу и политической дестабилизации в стране.
Сама Украина сейчас находится в самом начале трудного пути. Её экономические и политические проблемы станут испытанием и для Запада, и для его готовности принимать участие в судьбе этой страны. Но как Германия сможет помогать Украине выбраться из текущего тупика, если Россия будет саботировать эти усилия?
Месяц за месяцем Евросоюз обнаруживает не только то, что Украина нуждается во всё больших финансовых вливаниях, но и что в определённых секторах экономики страна по-прежнему очень зависит от России. Только достигнув временного решения проблемы с ценами на газ, Евросоюз выясняет, что половина электроэнергии Украины зависит от поставок угля, находящегося в руках ополченцев. Оборонный сектор украинской экономики также очень сильно связан с российским. Украина уже потеряла более семи процентов ВВП, её резервы отчаянно малы, а курс валюты близок к катастрофе.
Между тем численность сил ополченцев достигла примерно до 25 тысяч человек, они обладают обширным арсеналом тяжёлого вооружения и регулярно пополняют свои запасы амуниции. Это весьма внушительная армия.
Подписанный в Минске документ о прекращении огня стал поводом для передышки, но не основой для постоянно действующего соглашения. Россия ожидала, что западные лидеры окажут давление на Украину с тем, чтобы вынудить её согласиться на серьёзные компромиссы по отношению к представителям сепаратистов, предоставив им автономию и возможность влиять на национальную политику. Однако Запад использовал эту возможность, чтобы дать украинским войскам передышку и время для перегруппировки. Украина при этом ничем не пожертвовала. Украинский парламент одобрил туманный документ о предоставлении определённым территориям неясной автономии и быстро отменил это решение после выборов.
Это «блестящий» подход к переговорам, однако при таком раскладе Москве ничего не остаётся делать, кроме как возобновить военные действия для того, чтобы продавить новое соглашение и получить то, что она хочет.
Россия сама по себе представляет собой давнюю проблему для Европы, помимо украинских событий. Страна много лет предпринимала большие усилия, чтобы нарастить своё влияние и улучшить отношения с ключевыми членами Евросоюза. Как ни иронично это звучит сегодня, главной целью в этом смысле для Москвы была Германия, и Россия предпринимала всё возможное, чтобы упрочить экономические и политические связи с ней. В 2013 году объёмы двусторонней торговли достигли весьма значительной цифры в 76 миллиардов долларов. Проект «Северный поток» был реализован, несмотря на негативную позицию прибалтийских стран, и отношения Владимира Путина с Ангелой Меркель были довольно тёплыми. Россия заключила ряд важных сделок со странами ЕС в области энергетики, строительства инфраструктуры и обороны. И, несмотря на годы усилий по укреплению двусторонних связей, члены Евросоюза объединились против Москвы.
Несомненно, этот факт стал неожиданностью и разочарованием для Владимира Путина, что побудило его усилить поддержку не только ополченцев, но и групп евроскептиков на территории самой ЕС. И эти усилия оказались не бесплодными: в 2014 году евроскептики одержали заметную победу на выборах в национальные парламенты. Россия позиционирует себя как сторонник более традиционных, консервативных европейских ценностей. Это не представляет большой опасности для существования Евросоюза, однако придаёт иной смысл дальнейшему расширению ЕС.
Чем больше расширяется ЕС, тем меньшую опасность он представляет для России. Многие страны, которые в перспективе могут стать частью ЕС, являются либо традиционными союзниками России (Сербия), или государствами, где пророссийские партии занимают значительное место в законодательной власти (Молдавия) или страны, имеющие тесные связи с Россией (Черногория). Грузия отошла довольно далеко от реформ, проводимых Михаилом Саакашвили, а Турция только что радушно принимала Владимира Путина, продемонстрировав, что никакой реальной изоляции России не существует.
Еврократам не пришло в голову предусмотреть вариант, при котором Россия станет препятствовать достижениям их целей. Учитывая более широкий геополитический контекст взаимоотношений с Россией, Европа выглядит проигравшей стороной, поскольку значительная часть стран в списке предполагаемых будущих членов ЕС могут прибавить ему пророссийских голосов, вместо того, чтобы стать командными игроками.
Автор: Майкл Кофман — сотрудник Института Кеннана при Международном научном центре им. Вудро Вильсона в Вашингтоне. Его исследовательская деятельность сосредоточена на вопросах безопасности в России и Восточной Европе
Источник перевод для MixedNews — Полина Шелест
Источник: mixednews.ru.