"Правительство уверено, что через год-два все вернется на свои места, цены на нефть вновь вырастут и все станет по-прежнему. Но нынешний кризис только начинается", - уверен председатель Движения развития Юрий Крупнов.
Расчет правительства прост: триллион "толкнуть в банки", раздать пособия потерявшим работу, начать поддержку малого предпринимательства, которое еще совсем недавно "душили" всеми силами.
"Надо серьезно разобраться, что у нас за экономика", - отметил Крупнов. По его мнению, следует обсуждать другую модель экономики, потому что эта, неолиберальная, не работает.
С ним солидарен президент промышленного союза "Новое содружество" Константин Бабкин. "Если так и пойдет, то индустриализации страна не дождется. Надо полностью пересматривать экономическую политику. Например, нефтяные доходы до сельского хозяйства никогда не доходили. И момент начала новой индустриализации с ценой на нефть никак не связан. Нужна прочистка мозгов нашего правительства", - отметил он. Промышленник констатировал, что приоритеты в антикризисном плане остались старыми, это и членство в ВТО, и отправка денег в Стабфонд и так далее.
По мнению экономиста Владислава Жуковского, антикризисный план не решает ни одну из ключевых проблем, которые стоят перед российской экономикой, "ни проблему деиндустриализации, ни проблему оффшоризации, ни проблему дезинтеграции, ни проблему бегства капитала из страны и обескровливания экономики, ни проблему демонетизации экономики". Эксперт отметил, что размер программы – это капля в море. "Если у нас в 2009 году размер антикризисной программы был 23% ВВП, то сейчас нам предлагают план размером 3% ВВП, то есть мы должны понимать, что относительно экономики – это статистическая погрешность. Она, мало того, что не дойдет до реального сектора, она неспособна, в принципе, смягчить негативные последствия от падения цены на нефть, санкций и откровенно неадекватной политики Центробанка", - пояснил эксперт.
До реального сектора деньги не дойдут
Также Жуковский подчеркнул, что в антикризисном плане 73% всех антикризисных мер направляется на поддержку банковской системы. По его мнению, это именно план, а не программа, потому что нет ни четких сроков, ни этапов выполнения, ни целей, ни задач. "То, что написано в антикризисном плане – это поддержание темпов роста экономики и обеспечение социальной стабильности. Это не есть антикризисная программа, потому что антикризисной повестки дня нет даже в самой цели, которая ставится в этой программе, плюс нет промежуточных этапов и нет никаких ответственных лиц", - пояснил экономист.
Отметим, что 3/4 всей господдержки идет банкирам, и это практически 1,7 трлн руб. "Плюс ко всему ЦБ уже предоставил банкирам больше 9,5 трлн руб. краткосрочной рублевой ликвидности и еще хотят дать 1,5 трлн руб. через систему государственного бюджета, надеясь, что банкиры очнутся и будут кредитовать реальный сектор экономики", - рассказал Жуковский. Но мы видим, что 10 трлн руб. им уже дали, а кредитование остановилось. Жуковский также подверг сомнению, что 1,5 трлн руб. пойдут в реальный сектор. По его словам, непонятно, как они "туда дойдут", так как никакого механизма доведения этих денег государством до конечных получателей, промышленников, просто нет.
Поэтому поддержка банкиров – это спасение "жирных котов", спасение приближенных к власти бизнесменов. "До реального сектора деньги, само собой, не дойдут, потому что все прекрасно понимают, что рентабельность реального сектора падает, малый и средний бизнес уходит в тень, 700 тыс. предприятий и субъектов малого предпринимательства, только в форме ИП, закрылись за последние два года", - сказал экономист.
Вопрос проектов - это вопрос номер один!
Неолиберальная экономика, по мнению Юрия Крупнова, может функционировать только при "встроенности" в мировой рынок, "когда кто-то за нас ставит цели". Сегодня Россия – не друг Обаме и Меркель, поэтому нет этой "встроенности", и не будет.
В основе экономики должен быть проект, генеральный конструктор, уникальный замысел и производство уникального продукта. Вопрос проектов - это вопрос номер один, считает эксперт.
"Сегодня у нас много проектов, например, в АСИ. Сотни проектов, но они "висят" 10, 15, 20 лет, а никакие инвесторы не приходят. Потому что никто не понимает, где и как будет создаваться новая добавочная стоимость", - уточнил Крупнов.
Он также привел показательный пример советской экономики, которая вложила в тюменский нефтяной комплекс, по разным расчетам, от 800 млрд до 1,5 трлн долларов. "Сегодня наши олигархи живут за счет этих инвестиций. А во что они вкладывают сегодня, где те проекты, которые будут кормить наших детей и внуков?!" – отмечает Юрий Крупнов.
Промышленник Константин Бабкин подчеркивает, что государство должно определять логику и план в развитии системообразующих отраслей. А сегодня нет координирующей роли государства в развитии, ярко проявляется это в авиастроении, в космической отрасли.
Эмиссия под проекты не ведет к инфляции
В проектной экономике развития колоссальная роль отводится государству как организатору и координатору стратегических системообразующих отраслей. Нам не надо стесняться и бояться "печатать" деньги, эмитировать под продуктивные проекты развития, делаться это должно под жесткую персональную ответственность. Эмиссия должна быть целевой, применяться предельно "точечно", проще говоря, в те проекты, которые создадут прибыль для страны. Именно такие действия предпринимали Центробанк Японии и немецкий Bundesbank, создав в 1950-х годах уникальную промышленность. При этом, там избежали инфляции.
По мнению экспертов, в России нужно в срочном порядке создать аналог Госплана. Это может быть реализовано в виде Совета по промышленной политике при президенте РФ, куда должны войти представители всех ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Главной задачей Совета станет определение проектов. "Без объединения тех, кто умеет производить, кто понимает, откуда берется новое общественное богатство и добавленная стоимость, кто владеет технологиями, проектами, мы не уйдем от диалогов и не придем к реальным делам", - резюмировал Юрий Крупнов.
В свою очередь Константин Бабкин подчеркнул, что без кадровых перестановок не обойтись. В правительстве должны появиться новые лица с опытом работы на крупных производствах - в реальной экономике.