Ответ был искренний, и отражал взгляд части украинской галицкой молодежи, взгляд очень интересный и важный. Он признает срыв традиции галичан называть наш народ и себя переданным именем Русь, русский. Об этом вопросе мы на собрании нашей общины дискутировали и, к сожалению, тогда, как и теперь, взгляды не были единодушны. Полк. Евген Коновалец, как действительно выдающаяся личность, считает вместе со мной, что надо остаться при двойном названии Русь-Украина, не отмежевываясь от исторического названия нашего народа русинов-украинцев».
Коновалец же боролся против этой позиции ряда своих соратников ради сверхцели - сшить две разные идентичности галицких русинов и украинцев в одну.
По данными переписи населения польской Галиции 1931 года по трем воеводствам - Львовскому, Тарнопольскому и Станиславовскому к украинцам себя причислили 1.660.826 человек, к русинам - 1.116.166 человек.
Легально называться «украинцами» галицким украинофилам разрешили только в 1918 году. В книге «Хрестоматія української легальної преси Волині, Полісся, Холмщини та Підляшшя» опубликован скан газеты, в которой рассказывается о неоднократных обращениях представительства украинофилов к властям, чтобы их прекратила власть «русифицировать» (так сказано в обращении) и вместо самоназвания «русины», «руський» разрешили употреблять «Українці», «Український» (с большой буквы) «бо це є єдиним окресленням для «руської» народности і мови. Узгляднюючи се прохання, Мін. Вн. Справ одночасно вжило заходів, аби тої пори увійшло в життя нове окреслення замість дотеперішнього» Далее указывается, что все отделы Министерства внутренних дел получат указания использовать вместо применяемых терминов "русины", "русский" .народное название - "украинцы", "украинский".
Дмитрий Табачник в своей ставшей знаменитой статье «Галичанские «крестоносцы» против Украины» констатировал, что роль Галичины, вошедшей в cостав Украинской ССР только в 1939 г., а до этого — с конца ХIV века оторванной от этногенеза, исторического и культурного развития украинского народа, в современной Украине совершенно абсурдна. С одной стороны — это самый депрессивный регион, который не смог бы выжить без постоянных дотаций из госбюджета, состоящего в основном из отчислений промышленно развитых юго-восточных областей. Большинство населения Галичины успешно трудится за границей, не платит налогов, но в полной мере пользуется бюджетной социальной защитой.
Именно данной причиной, а не провозглашаемой заботой о «территориальной целостности», объясняется категорическое неприятие галичанской верхушкой федерально-земельного устройства, по которому живет сегодня цивилизованный мир. Тогда не только памятники гитлеровским коллаборационистам придется ставить на собственные деньги, но самим содержать социальную инфраструктуру, образование, дороги и выплачивать пенсии. При этом на всех выборах паспорта галичан, трудящихся в это время в поте лица на благо ЕС, мистическим образом без хозяев голосуют только за национал-радикальные силы.
С другой стороны, правящая галичанская элита, позиционирующая себя элитой общеукраинской, ведет себя так, будто содержит Украину и потому имеет право ею руководить. Именно она отдает обязательные к исполнению приказы — какой язык родной, в какую церковь ходить, кого считать национальными героями и как пламенно любить НАТО.
Самые западные регионы современной Украины — Галиция, Буковина и Закарпатье — до 1918 года были самыми восточными провинциями Австро-Венгерской империи. Без малого полтора столетия (а Закарпатье — намного дольше) они находились под скипетром Габсбургов.
Во время «весны народов», революции 1848-49 гг., когда в Кракове вспыхнуло восстание, инспирированное польскими революционерами — выходцами из шляхетской среды, окрестные галицийские крестьяне поднялись против помещиков, оказавшись фактически союзниками австрийского правительства. «Галицийская резня» унесла жизни более чем двух тысяч польских землевладельцев и членов их семей. В некоторых округах, например Тарновском, было разграблено и сожжено почти 90% поместий.
Габсбургское правительство, пытаясь воспрепятствовать превращению Галиции в «польский Пьемонт», с которого могло бы начаться восстановление независимого польского государства, и, используя национальные и социальные противоречия в Галиции в своих политических интересах, стало поощрять русинское движение, создавая то, что впоследствии стали публицистически называть «украинским Пьемонтом». Как пишет в своей работе украинско- канадский историк «Україна: iсторiя» Орест Субтельный, Губернатор Галиции граф Франц Стадион «всячески привлекал и поддерживал... пугливую западноукраинскую элиту, надеясь использовать ее как противовес более агрессивным полякам». При его поддержке была создана «Головна руська рада», во Львове начала выходить газета «Зоря галицька».
15 мая 1848 года в этой газете было опубликовано обращение Головной руськой Рады, выдвигались просьбы административной автономии и свободного развития национальной культуры и языка для русинов Галиции — «части великого руского народа, который говорит на одном языке и насчитывает 15 миллионов человек». В этом документе впервые проводится идея общности населения габсбургской монархии и Малороссии, входившей в Российскую империю. Но руководство Головной руськой Рады старательно подчеркивало, что населяют Галицию русины - Ruthenen, народ, отличный как от русских - Russen, так и от поляков, и что являются опорой Австро-Венгрии в провинции.
Когда Николай I послал помощь Францу Иосифу I для подавления венгерской революции, в Галиции стали распространяться пророссийские настроения. Революционный подъем 1848-1849 годов способствовал тому, что в Галиции и на Буковине, также входившей в состав Австро-Венгерской империи, возникло ориентированное на Россию национально-политическое движение москвофилов. А к 70-80-м годам среди русинских активистов было инициировано другое движение, ориентированное на Вену т.н. украинофильское движение, не признававшее идею признания русинов частью русского народа. Украинофилы отождествляли местных русинов с малороссами, заявляя, что они являются единым этносом, язык и культура которого отличается от русского.
Закончилось это противостояние массовыми доносами украинофилов против своих соседей, родственников, сослуживцев, чувствующих себя русскими и Талергофской трагедией. Не оттуда ли склонность современных сознательных украинцев к доносам как родимое пятно политического украинства?
Талергофская трагедия, — писала историк Н. Пашаева, — была трагедией всего народа Галичины. Масштабы этой трагедии многих тысяч семей были бы несравненно более скромными, если бы не предательская роль украинофилов, которые были «пятой колонной» галицкого националистического движения, помощниками австрийской администрации и военщины». О степени сознательности и «любви к ближнему можно судить по достаточно популярной тогда песне галицких сечевых стрельцов:
Українцi п`ють, гуляють,
А кацапи вже конають.
Українцi п`ють на гофi,
А кацапи в Талергофi.
Де стоїт стовп з телефона,
Висить кацап замiсть дзвона
Уста йому посинiли,
Чорнi очi побiлiли,
Зуби в кровi закипiли,
Шнури шию переїли» -
«патриоты» распевали не про русских солдат, пришедших в Галицию, а про своих односельчан, соседей, родню — тех, кто не захотел отказываться от православия и русинского языка. Одним из узников концлагеря Талергоф был отец украинского публициста и борца с унией и ОУН Ярослава Галана – Александр Галан. Так что Ярослав Галан с детства очень хорошо увидел – что значит идеология галицкого национализма.
Вот что писал об этих событиях один из наиболее ярких представителей галицко-русского движения в XX веке Ваврик: «жандармы... делали каинову работу в силу своих обязанностей. Поэтому можно до некоторой степени простить им провидение, но каинова работа галицко-украинской интеллигенции достойна самого острого публичного осуждения... «сечевики» набросились в Лавочном в Карпатах с прикладами и штыками на арестованных, чтобы переколотить ненавистных им «кацапов», хотя там не было ни одного великоросса, а все были галичане... эти стрелки, прославленные украинскими газетами, как народные герои, избивали родной народ до крови, отдавали его на истребление немцам, сами делали самосуд родных».
Кровавую прививку «украинской государственности» делали галичане Киеву в 1918-м году. В январе галичанские «сечевики» только в восставшем «Арсенале» убили более полутора тысяч (!) пленных рабочих, женщин и детей. А расстрелы Муравьева бледнеют перед бойней, учиненной в Киеве частями Евгена Коновальца в декабре того же года, после свержения гетмана Скоропадского.
Приведу беспристрастное свидетельство сестры милосердия Марии Нестерович, с ужасом наблюдавшей процесс «огаличивания» столицы Украины в 1918 г.: «На второй же день после вторжения Петлюры мне сообщили, что анатомический театр на Фундуклеевской улице завален трупами... Господи, что я увидела! На столах в пяти залах были сложены трупы жестоко, зверски, злодейски, изуверски замученных! Ни одного расстрелянного или просто убитого, все — со следами чудовищных пыток. На полах были лужи крови, пройти нельзя, и почти у всех головы отрублены, у многих оставалась только шея с частью подбородка, у некоторых распороты животы. Всю ночь возили эти трупы. Такого ужаса я не видела даже у большевиков. Видела больше, много больше трупов, но таких умученных не было!..
— Некоторые еще были живы, — докладывал сторож, — еще корчились тут.
— Как же их доставили сюда?
— На грузовиках. У них просто. Хуже нет галичан. Кровожадные... Бесы, а не люди, — даже перекрестился сторож».
Похорон в братской могиле погибших во время Январского восстания рабочих
Похорон в братской могиле киевлян, погибших в январе 1918 года от рук галичких стрельцов полковника Евгения Коновальца, могилу которых "евроинтеграторы" сегодня оскверняют , а ныне собираются снести
Несмотря на то, что галичане постоянно украинизируют Большую Украину, нет больших сепаратистов, чем они. Напомню «Галицкую Ассамблею» Вячеслава Черновола. Нигде так не обсуждали идею федерализма и автономию, как во Львове! До определенного момента. До того момента, когда Львов вдруг не осознал, что может таки прибрать к рукам всю Украину. Как только Львов проиграет, там снова вспомнят и о федерализме и об отделении , ведь и там есть и сторонники отделения от Большой Украины.
До майдана, который разжег пламя гражданской войны, которое сейчас пожирает Украину, как раз в среде галицких интеллектуалов разрабатывались концепции будущего Галичины: от «Галицкой атономии» до полного отделения, чтобы пророссийская Большая Украина не мешала Галичине вернуться с своим «европейским историческим корням».
Олег Хавич, западноукраинский интеллектуал, несколько лет назад объяснял, что Западная Украина и Большая Украина — это совершенно разные территории по своему национальному составу, менталитету, истории, ничего по большому счету между ними общего нет, и только в силу определенных исторических обстоятельств эти территории оказались вместе. Присоединение Западной Украины к Большой стало бедой для первой. Негативное влияние второй даже с обретением независимости не изменилось — русификация продолжается. Если судьба Большой Украины быть с Россией, то Западная Украина должна быть с Европой. А посему нужно разделиться. Мирным путем. После чего Западная Украина станет федеральным государством, вступит в ЕС и НАТО.
«Национальное возрождение начала девяностых годов прошлого века было «проектом меньшинства», и его не восприняла большая часть Украины, поэтому и он не принес желаемых результатов. Но для галичан этот проект является «родным» и вполне «естественным» и менять его или как-то корректировать для них недостаточно комфортно. Поэтому, в ситуации, когда реализация проекта «государство Украина» по-галицки не представляется возможным, некоторые представители галицкой интеллигенции видят предпочитают просто отгородиться от остальной Украины и «замкнуться в себе», - пишет другой галичанин.
После разгрома ЗУНР «идея западно-украинской государственности была подменена мифом о «Великой Украине». В 40-е, 80-90-е годы большинство западно-украинцев были приверженцами мифа о том, что нам нужна «Великая Украина». Но 10 лет построения независимого государства показывают, что 15 млн. людей с другой ментальностью оказываются под прессингом остальных 35 миллионов. Вопрос не в том, кто хуже, а кто лучше. А в том, что Западная Украина совершенно отлична по историческим, по ментальным характеристикам. Нет смысла тратить огромные средства на ассимиляцию Западной Украины, на украинизацию Восточной Украины, которая вынужденно будет насильственной».
Как напомнил в свое время писатель Олесь Бузина, когда в 1886 году галицкий писатель-радикал Иван Франко женился в Киеве на дочке генерала-малоросса Ольге Хоружинской, продвинутая украинская общественность видела в этом, по определению современного львовского франковеда Ярослава Грицака, ни много ни мало, как «первый всеукраинский «соборный» брак, который сочетал двух украинцев по обе стороны австро-российской границы. В том смысле этот брак должен был быть как бы малой моделью украинской нации. Идея объединить Галичину с «большой Украиной» в образе Франко и Хоружинской была лейтмотивом речей и тостов во время их брака в Киеве.
Символический брак «двух Украин» в образе Хоружинской, переехавшей во Львов, и Франка закончился совершенно непредсказуемо даже для самых заядлых его скептиков: в результате совместной жизни оба сошли с ума.
Может, пора перестать мучить украинцев, сажать в тюрьмы недостаточно «по-украински» мыслящих, заливать кровью землю Донбасса, а пора послушать галицких интеллектуалов и предоставить Галичине «отдельную» государственную квартиру – пусть там прославляют Бандеру с Шухевичем, латинизируются, сливаются в экстазе «Единой украинской церкви». И мы им в этом не будем мешать.
Выдающийся сын русской Украины - харьковский поэт Борис Чичибабин в 1977 году написал:
.
И статуи владык — и статуи Христа —в сверкании колонн поникшие по нишам.
Не зря ты город львов. Твой лик жесток и пышен.
Грозны твои кресты. Державна красота.
И людно, и светло — а я один в тоске, вишь.
Мир весел и могуч — а я грущу по нем.
Да брось ты свой венок, дай боль твою, Мицкевич,
неужто мы с тобой друг друга не поймем?..
О бедный город лир, на что мне твой обман?
Враждебной красотой зачем ты нас морочишь?
Я верен нищете прадедовских урочищ.
Мне жаль твоей судьбы, ясновельможный пан.