И все же единые для всех государств внешние угрозы так или иначе заставят «каспийскую пятерку» в этом году приоритетно определяться. Либо они будут на эти угрозы реагировать сообща, координируя как политические, так и не исключено - военные действия. Либо каждому из них придется решать вопросы обеспечения собственной безопасности индивидуально. И только в крайнем случае (к примеру, угроза потери государственной независимости) им придется обращаться за помощью к ближайшим (а может быть - и очень дальним) соседям.
Итак, что в этом году реально угрожает странам Каспия, и насколько эффективно они смогут угрозы подобные отразить, если на то на самом деле потребуются с их стороны региональные совместные действия? Прежде всего, события в мире нынче развиваются столь стремительно и непредсказуемо, что сегодняшняя «реальная угроза» может стать уже завтра второстепенным событием, от которого на дальнейшее уже ничего не будет зависеть. И наоборот - новые угрозы могут появиться для Каспия «из ниоткуда». И пока непонятно, что в таком случае смогут сделать государства региона как сообща, так и порознь.
Начну со столь популярного нынче, и никому непонятного по сути движения ИГИЛ, которое вот-вот (вроде бы) завоюет чуть ли не половину Азии, а уж Центральную Азию и Ближний Восток - так непременно. Для региона Каспия ИГИЛ представляет угрозу только с афганского направления. А это - граница только с Туркменистаном, самым слабым, по сути дела, на сегодня звеном всей «каспийской схемы безопасности», если таковую вообще можно каким-то образом себе представить.
Постоянно муссируемая тема о якобы «приготовившихся к прыжку на Центральную Азию» подразделений ИГИЛ, затаившихся опять-таки якобы в северных районах Афганистана, мало стыкуются с действительностью. Но тот факт, что «ребята из ИГИЛ» богатый энергоресурсами регион Каспия не оставят без внимания - гарантия практически стопроцентная.
Частично угроза со стороны ИГИЛ может существовать для Азербайджана, однако Баку, скорее всего, справится с любой подрывной деятельностью этой организации внутри республики самостоятельно (по суше бойцам Халифата туда никак не добраться). А вот Ашхабаду придется принять к сведению само наличие вооруженных подразделений этой никому неподчиняющейся структуры - квазигосударства. И еще неизвестно, смогут ли туркменские власти что-то существенное противопоставить бойцам Халифата, или им придется просить помощи у более сильных и влиятельных в военном плане соседей.
С угрозой ИГИЛ непосредственно стыкуется и еще одна «афганская головная боль» - талибы. То, что они где-то на севере Афганистана уже вроде как вовсю орудуют - так об этом весь прошлый год только и сообщалось по всем телеканалам да информационным лентам. Правда, враг это - таинственный, никому неведомый, в зоне якобы «интенсивных боев» на туркмено-афганской границе никто толком не присутствовал. Но страху и на официальный Ашхабад, и на все остальные каспийские страны не сдающиеся никому талибы уже точно нагнали.
Помимо этого, сами представители движения Талибан неоднократно подчеркивали, что после ухода основной массы натовских войск из страны они серьезно рассматривают вопрос о «восстановлении своего контроля» над всей территорией Афганистана. И уже на этой почве попытаются «наводить порядок» и на сопредельных территориях. Тем более, если там хранятся третьи-четвертые мировые запасы природного газа, что сулит куда большие прибыли, чем даже овладение нефтяными промыслами севера Ирака.
Не снимается с повестки дня и угроза военного противостояния Ирана и Соединенных Штатов. Ни шатко-ни валко идущие переговоры по иранской ядерной программе, по сути дела, лишь затягивают какую-либо развязку в этом вопросе. То, что Тегеран не пойдет на смену собственного политического режима, не станет полностью разоружаться (а речь там идет отнюдь не только об атомной начинке иранской экономики, но и о полном подчинении так называемому «мировому сообществу» всей оборонной сферы Ирана), и не откажется от владения ядерной энергией - совершенно очевидно.
Другой вопрос, насколько ему удастся выторговать хотя бы какие-то подвижки с размораживанием своих денежных авуаров, которые американцы по сути дела прикарманили под крышей «международных санкций». Но в руководстве США принято и давно уже некое «командирское решение» по данному вопросу. Или Иран соглашается на то, что выгодно Вашингтону (а значит, лишается и полностью политического и военного суверенитета, плюс меняет свой политический режим), либо против Тегерана будут введены еще более жесткие санкции, за которые решительно выступает нынче новый состав контролируемого республиканцами Конгресса.
Если же в ближайшие месяцы ничего путного из так называемых «переговоров ни о чем» с Ираном не выйдет, то Соединенные Штаты под сильным «подзуживанием» со стороны главных противников Тегерана - Израиля и Саудовской Аравии могут вновь вернуться к рассмотрению вопроса о военной операции. Сделать это можно будет как силами самих США (что при нынешних внешнеполитических реалиях все же маловероятно), так и руками Тель-Авива и Эр-Рияда (на что те вполне могут согласиться).
А это уже гарантировано перекроит всю региональную «карту безопасности, на которой много чего может измениться. Соответственно в случае возникновения военного конфликта между Ираном и США напряженность не просто перекинется на весь Каспийский регион, но и напрямую затронет каждое из лежащих здесь государств. Естественно, что все остальные страны Каспия постараются сохранить в случае возникновения иранско-американского столкновения нейтралитет. Но тут уж как получится - «ядерные разборки» по Ирану могут оказаться более чем серьезными, потому как очень уж высоки будут не просто региональные, но и глобальные ставки.
Не снята с повестки дня и тема так называемых «весенних потрясений», которые пару-тройку лет назад раскачивали Север Африки и ряд арабских стран. То, что эта «бунтующая зараза» может распространиться на целый ряд других государств, говорилось давно. А регион Каспия (что Закавказье, что Центральной Азии) так и вовсе фигурировал в прогнозах как «следующий потенциальный Майдан».
Между тем ничего подобного в регионе с тех пор не случилось, попытки спровоцировать некое подобие «народных недовольств» были в корне пресечены местными правоохранительными органами. А все то, что может «по-весеннему» попасть в регион с Арабского Востока, пока пресекается на дальних подступах на обоих берегах Каспийского моря.
С точки зрения возможности каких-то внутренних протестов в каждой из каспийских стран ситуация выглядит (по крайней мере пока) вполне стабильно. В Азербайджане оппозиционеров либо держат на «коротком поводке» местные власти и правоохранители, либо наиболее рьяных из них давно уже «попросили на выход» из страны. В Туркменистане оппозиции давно и никакой не осталось. А те, кто критикует господина Бердымухамедова и установленные им в республике порядки, проживают, как правило, на Скандинавском полуострове, а вовсе не в Ашхабаде с Марами.
Казахстан также весьма успешно решает проблему контроля над «майданными настроениями». А те оппозиционеры, которым нынешняя власть в Астане не нравится, ничего путного взамен предложить не в состоянии. Да и не захотят казахстанские граждане менять стабильность внутри страны на непредсказуемый хаос и бардак по типу украинского.
Что же касается Ирана, то там оппозиция встроена фактически внутрь самого иранского правительства. Но оно - только технически исполняющее волю лидеров духовенства. И все надежды тех же Соединенных Штатов на «раскачку» иранской лодки изнутри вряд ли приведут к какому-то осязаемому результату.
И, наконец, Россия, где оппозиционеры всех мастей и расцветок периодически подают свои «еле слышимые» голоса, реально существующей власти не угрожают. А для того, чтобы побудить рядовых граждан страны пойти стеной на Москву и российского президента нужно просто завезти в Россию каких-то инопланетян - не иначе.
Но вот продолжающееся противостояние России с Западом (Украина - как наиболее жаркая точка этого непрекращающегося вот уже почти год бардака) вполне может создать немалые угрозы для всего Каспийского региона. Тот же Казахстан все время пытается в данном конфликте усидеть сразу на нескольких «стульях», с каждого из которых, между прочим, можно ведь капитально соскользнуть. Сколько сие «промежуточное положение» для Астаны будет продолжаться зависит от того, что все-таки в конечном счете станет дальше с Украиной.
А это не только нынче нереально представить даже самым искушенным в политике специалистам, но и основным «решающим игрокам», сделавшим на эту республику очень большие ставки. То, что история с Украиной может затянуться не только на нынешний год, но и на более отдаленное будущее, говорит о том, что противостояние России и Запада грозит стать длительным, и неизвестно чем оно еще в конечном итоге может завершиться.
Тот же Азербайджан очень хочет быть «поближе к Европе». А Россия с ней по всем форматам сворачивает отношения, налаживая их форсированно в совершенно другом направлении - укрепляя связи с теми же Ираном, Турцией, странами Ближнего Востока. То есть потенциальными партнерами и для всего Каспийского региона. Туркменистан всегда имел неплохие отношения с Украиной, и даже все время порывался туда продавать свой газ. Так что если в российско-западных делах конфликт будет не просто продолжаться, но и усугубляться, для Ашхабада это будет означать прямые потери по всем направлениям, включая экономические и геополитические.
Иран в противостоянии Россия-Запад может оказаться самым главным «победителем», потому как Москва уже по причине разногласий с европейскими государствами и США резко активизировала свои контакты с Тегераном. Правда, не факт, что это приведет к каким-то практическим, а не чисто имиджевым результатам. Иранцы хотят реального, приносящего пользу обеим странам сотрудничества, включая возобновления военных связей (чего явно не желают не только в Соединенных Штатах, но и Израиле и Саудовской Аравии). Россия же со своей стороны не хотела бы особо портить свои контакты с Тель-Авивом, да и на государства Персидского (Арабского) залива у Москвы имеются определенные планы.
В целом же ситуация вокруг Каспийского региона в ближайшие месяцы будет оставаться не только крайне нестабильной, но и практически непредсказуемой. Те угрозы, которые напрямую существуют вдоль границ Каспийского моря, очень существенны и серьезны. Даже по одной отражать их каждой стране региона будет непросто. И трудно даже предположить, что может произойти, если сразу несколько подобных угроз сформируются в Передней Азии или на территории Афганистана. А противостоять всем им каждое государство Каспия вынуждено будет только по одиночке.
В этой связи, вполне вероятно, каспийским руководителям (либо на двусторонней основе), либо всей «пятеркой» надо как можно скорее выработать некие механизмы как минимум консультаций для предотвращения существующих в регионе угроз. Ведь в противном случае каждый здесь будет вынужден выживать самостоятельно. И с учетом того формата угроз, которые для региона нынче существуют, далеко не каждому из «каспийской пятерки» с ними удастся успешно справиться.
Автор Юрий Сигов (Вашингтон)
Источник: topwar.ru.