Вопрос: Как распределяется антикризисная поддержка между финансовым и реальным секторами экономики? Насколько сбалансировано это соотношение, на Ваш взгляд?
Константин Бабкин: В антикризисном плане на поддержку банков выделяется 76% всех денег. Если проанализировать остальные 24%, то на поддержку промышленности и сельского хозяйства средства выделяются по статьям, нацеленным на субсидирование процентных ставок по кредитам. То есть львиная доля все так же идет на поддержку банков, которые могут давать дорогие кредиты, получать субсидии и при этом - не вызывать сильного раздражения в обществе. Акцент только на банковском секторе - это непродуктивный подход.
Вопрос: Есть ли надежды, что из 1 трлн руб., выделенных на поддержку банков, какая-то часть все же достанется реальному сектору? Насколько финансовые институты сегодня готовы кредитовать промышленные предприятия?
Константин Бабкин: Надежда есть, но не факт, что "корм" достанется "настоящему коню". Я присутствовал на совещании у премьер-министра Медведева, где один из промышленников попросил, чтобы банки, которым выделяется государственная поддержка, направили часть "дотаций" на кредитование промышленности. На это Набиуллина и Силуанов ответили, что у них нет методов воздействия на банки, и такие ограничения применять - "нерыночно". Их политика такая: дадим бесплатные деньги банкам, а как они ими распорядятся - вопрос не государственный. Это повергает меня в пессимизм и заставляет сомневаться, что помощь государства дойдет до настоящего адресата.
Вопрос: Можно ли все-таки проверить, как расходуются эти дотации? Есть ли действенные контрольные меры?
Константин Бабкин: Это загадка для меня. Набиуллина даже не ставит такой цели. Это ее официальная позиция. Власти даже не хотят это контролировать. Они составили список 199 системообразующих предприятий, наверное, им достанется помощь. Хотя "Ростсельмашу" пока никаких субсидий или дешевых кредитов не досталось. На уровне целеполагания у нас противоречия с правительством.
Вопрос: Да, Вы только что упомянули, что "Ростсельмаш" вошел в список системообразующих предприятий. А что делать остальным предприятиям, которые не получат антикризисной поддержки? Есть ли у них шансы расти?
Константин Бабкин: Мне приятно, что мы вошли в этот перечень. Однако составление такого списка мне кажется неправильной вещью. Надо поддерживать и малые, и средние, и даже крупные предприятия. Но правильнее поддерживать их по отраслям. Любое предприятие – маленькое или гигант – должно иметь доступ к дешевым кредитам, ресурсам, государство обязано инвестировать в подготовку кадров. Думаю, что все 90 предприятий отрасли производства сельхозтехники тотально должны получать поддержку.
Вопрос: Как сектор сельхозмашиностроения справляется с кризисом сегодняшнего дня? Каково самочувствие отрасли было в период преодоления последствий предыдущих кризисов? В частности, отмечалось, что после августа 1998 года правительству Примакова удалось обеспечить рост промышленного производства…
Константин Бабкин: В 2007 году в России было изготовлено порядка 8 тыс. комбайнов, в 2008-2009 гг. – уже 5,5 тыс. Произошел заметный спад. В этом году, думаю, будет произведено также на уровне 5,5 тыс. единиц. Мы фактически не оправились от кризиса [2008 года], хотя на это были потрачены большие деньги. Как мы пройдем этот кризис, пока сложно представить, потому что трудно спрогнозировать реальные действия руководителей государства.
Вопрос: Эксперты считают, что сейчас стоит ждать снижения активности бизнеса. Вы какой точки зрения придерживаетесь, что ждет отечественные промышленные предприятия?
Константин Бабкин: Я не берусь сделать прогноз. Несколько экспертов на секции МЭФ отметили, что кризис имеет рукотворный характер, поэтому все будет зависеть от действий правительства. Оно может сделать так, что у нас начнется бурный экономический рост, а может усилить и продолжить спад. Безусловно, я надеюсь на позитивный сценарий развития. Но видя, как действует либеральный блок кабмина, который ничего не собирается менять, могу сказать, что у меня умеренно-пессимистический прогноз.
Вопрос: Кризис, на Ваш взгляд, все-таки создан искусственно?
Константин Бабкин: У нас все есть для активного развития, не хватает разумной экономической политики. А неразумная ведет нас вниз.
Вопрос: Ряд Ваших соратников по форуму уже высказывают идеи, что МЭФ набирает динамику "единственной фабрики мысли", а его участники могут составить будущее "резервное правительство". Какой находите эту идею?
Константин Бабкин: С этой мыслью мы и собираемся здесь. Мы видим огромный потенциал России, шаги, которые нужно сделать для его реализации.
Мы хотели бы иметь рычаги влияния на власть – должности, возможности, и готовы работать в правительстве. Страна сидит на огромных сокровищах. Народ может быть богатый, здоровый, реализовываться, а этого не происходит.
Мы хотим, чтобы это состоялось.
Правительство же старается делать вид, что МЭФа не существует. На наши мероприятия чиновники не приходят, хотя мы их безустанно зовем. Но я чувствую, что растет известность форума, повышается внимание к МЭФ, но ощущения, что мы пользуемся реальными рычагами власти, нет. Уверен, что это дело времени: идея, которая воспринята обществом, находит пути реализации.
Вопрос: Недавно уральский фермер, председатель общественного объединения "Федеральный Сельсовет" Василий Мельниченко в одном из своих интервью рекомендовал Вашу кандидатуру на пост руководителя Минфина или Минпромторга. Вам льстят такие оценки? Готовы ли Вы возглавить одно из таких ключевых ведомств?
Константин Бабкин: Я бы с удовольствием взялся за рычаги власти – за налоговые вопросы, политику Центробанка, регулирование внешней торговли, поддержку экспорта. Проблема в том, что все задачи надо решать одновременно, в комплексе. Мы не получим экономического расцвета, только лишь снизив ключевую ставку Банка России и не изменив остальную экономическую политику. Даже если один разумный человек займет пост министра, а при этом на всех остальных министерских постах останутся фундаменталисты-либералы, добра не будет. Тут необходимо более решительно действовать.
Надо отменять налоговый маневр, чтобы подешевели сырьевые ресурсы на внутреннем рынке. Также необходимо обнуление процентных ставок по кредитам, пересмотр условий членства в ВТО – нужно выравнивать конкуренцию между российскими и зарубежными производителями, особенно в сельском хозяйстве. Помимо этого, надо поработать над системой распределения субсидий в аграрном секторе, упростить ведение бухгалтерии. Но это уже вещи такой "тонкой настройки", второго порядка.
В целом - государство должно плотно заботиться о развитии приоритетных отраслей. Их должно быть немного – около пяти. Среди них – авиакосмическая, атомная, оборонная отрасли, железнодорожное сообщение. На каком-то этапе можно взяться за автомобилестроение. И позор, что у нас нет гражданского авиастроения. Это надо решать. Государство на уровне премьер-министра и даже президента должно координировать все регулирующие органы, финансовую систему, производственные предприятия с тем, чтобы отрасли развивались согласованно.
В других, менее сложных отраслях нужны проекты. Опять же государство должно координировать развитие и производство конкретных продуктов, создание научных школ. Подготовка кадров, технологические разработки, инвестиции должны осуществляться частным сектором, но при федеральной поддержке, как это происходит в Америке, Германии и других развитых странах. Здесь нужны конкретные проекты, скажем, по развитию на севере России производства льна, на юге – зерна, в центральной части – животноводческой продукции. Государство не должно самоустраняться от решения экономических проблем.
Вопрос: Раньше много внимания уделялось так называемым "национальным проектам", но они себя, по мнению большинства экспертов, не оправдали. Не кажется ли Вам, что проектная экономика развития рискует пойти по тому же пути?
Константин Бабкин: "Национальные проекты" – это исключительно "распиливание" бюджета. В чем заключается программа развития сельского хозяйства? Деньги "партиями" выделяют на животноводство, растениеводство, оленеводство. Как эти деньги доходят до конечного потребителя, проконтролировать невозможно. До конкретных производителей свинины или оленеводов в большинстве случаев эти средства не доходят. Субсидии получают "придворные" аграрные холдинги. Государство пишет смету, которая является лишь небольшой частью комплексного плана развития. Когда мы строим дом, мы не только смету составляем, а определяем материалы, исполнителей и сроки. Государство в этом случае - фактически бухгалтер, который дает деньги своим людям, а дом после этого "не строится". Кто-то этому удивляется, но трата денег и строительство – это совершенно разные вещи. Так у нас во всем – там, где руку прикладывают либералы – коррупция и отсутствие результата.
Вопрос: И последний вопрос, Константин Анатольевич. В марте традиционно пройдет "большой" Московский экономический форум. С какой повесткой он пройдет, какие цели ставятся?
Константин Бабкин: Форум пройдет в МГУ 25-26 марта. Ключевая тема – "Новый курс, время не ждет". Будем еще раз говорить про необходимость смены экономической политики, развитие внутреннего потенциала. То, что обсуждалось на нашей площадке в течение года, конечно, будет встроено в повестку мероприятия в виде секций, круглых столов, пленарных дискуссий. Ни одну из актуальных, острых проблем мы не обойдем вниманием. Мы ожидаем приезд экс-министров из Германии, Японии, будем рады видеть коллег из стран СНГ. Но основной упор делаем на российских участников, поскольку кризис имеет внутреннее происхождение, и нам нужно опираться на собственные силы.