Путин был настолько доволен, что решил немного подразнить украинцев. «Конечно, проигрывать всегда плохо. Конечно, это всегда беда для проигравшего, особенно если проигрываешь вчерашним шахтерам или вчерашним трактористам», — заявил он во вторник на пресс-конференции. Безусловно, это была очередная ложь, потому что Дебальцево захватили не бывшие украинские рабочие, а регулярные российские войска. Один западный репортер наткнулся на солдат, присланных из Сибири.
А что же западные лидеры, которые на прошлой неделе торжественно пообещали призвать Россию к ответу, если новое соглашение будет нарушено? Все согласны, что налицо, как заявил представитель канцлера Германии Ангелы Меркель, «массовые нарушения» соглашения о прекращении огня. Но никаких заметных подвижек в сторону введения карательных мер не видно, вместо этого брюссельские чиновники вторят заявлению Белого дома о том, что «цена для России поднимется», если она «продолжит нарушать» соглашение. Возможно, это говорит о том, что новая агрессия Путина точно вызовет ответную реакцию — ну, или типа того.
Учитывая проявленную Западом слабость, новая агрессия кажется вполне вероятной. Но пока у Путина есть все основания самодовольно гордиться собой. Захват Дебальцева серьезно укрепит самопровозглашенное марионеточное государство, которое он создает на востоке Украины. По условиям соглашения, которое признал Запад, Москва может не позволить Украине контролировать собственную границу с Россией, если та не согласится делегировать новому образованию полномочия, которые удовлетворят Путина.
Между тем, политические позиции Порошенко серьезно ослабнут из-за нового мощного поражения украинской армии, у которой нет оружия, чтобы остановить российские танки. Ему будет еще труднее объяснить украинцам, почему они должны соглашаться на меры жесткой экономии, которые недавно согласовало его правительство, в обмен на крайне необходимое иностранное финансирование. Тем не менее, у него еще остается небольшая надежда получить значительную помощь или оружие от США, хотя Белый дом ухватился за последнюю мирную договоренность, использовав ее в качестве основания для того, чтобы не предпринимать никаких значимых действий.
Президент Обама часто хвастается тем, что он возглавил коллективные ответные действия США и Европы. Но на прошлой неделе он стоял в стороне, когда Меркель и президент Франции Франсуа Олланд вели переговоры о сдаче восточной Украины Путину. Когда Евросоюз в понедельник объявил о введении новых, весьма незначительных санкций против российских чиновников, сделав это прямо перед падением Дебальцева, администрация Обамы к нему не присоединилась. Вместо того, чтобы идти во главе, президент, похоже, уступил инициативу в разрешении украинского кризиса Германии. Результат оказался предсказуемо плачевным.
Европейские лидеры не остановят российскую агрессию, если им не поможет решительно настроенный американский президент. Украинцы наверняка спрашивают себя, сколько еще украинской территории должно перейти под контроль российских войск, прежде чем Обама откажется от своего «стратегического терпения».