Для лучшего понимания масштабов заработка на войне стоит прикинуть военный бюджет Украины. Уже летом 2014 года уровень расходов на армию оценивался в 1,25% ВВП (более 20 млрд грн), то есть вырос по сравнению с бюджетом-2014 примерно на 6 млрд. Однако в бюджет на 2015 год заложена уже вдвое большая цифра — 40 млрд. При этом ежедневные расходы на войну по оценке, озвученной П. Порошенко, составляют не менее 100 млн грн (конец декабря 2014 г.).
Простой подсчёт показывает, что даже удерживаясь в указанных пределах Украина потратит на войну в текущем году около 36 млрд грн. При том, что исходя из структуры расходов украинского Минобороны, до 9 млрд грн планируется потратить на нужды, не связанные с войной на Донбассе (подготовка специалистов, покупка жилья для военных, лечение и реабилитация бойцов, развитие вооружения ВСУ и т.п.).
Из чего можно сделать вывод: в определённых бюджетом пределах армия не удержится. Тем более, с учётом новой инициативы — «наградных» за подбитую технику (кстати, отличная статья заработка для офицеров, которым не досталось тендерных синекур).
А сметы уже готовы. Министр обороны в конце прошлого года просил 50 млрд, а Совнацбез «кровавого пастора» Турчинова рекомендовал отстегнуть военным и вовсе 86 млрд грн. Поэтому к началу лета украинским военным могут подбросить денег, осталось только их найти, а уж освоить сумеют.
Кровь войны
Если попытаться вспомнить самые первые «финансовые» новости о войне на Донбассе, на ум приходят смс-ки на армию и «щедрый жест» Коломойского — заправка танков ВСУ. Впоследствии выяснилось, что щедрости никакой не было, топливо на сумму 188 млн грн было оплачено из бюджета.
А сам Коломойский на сегодняшний день является, пожалуй, наиболее крупным выгодополучателем от боевых действий (разумеется, если оценивать только открытую информацию). Нефть — кровь войны, тут ничего не изменилось.
Например, только в июне и только авиационного керосина было поставлено как минимум на 300 млн грн. Причём, по оценке украинских же СМИ, его стоимость была явно завышена. Также по состоянию на середину июля компании И. Коломойского реализовали украинской армии топлива (дизтопливо и бензин А-95) как минимум на 560 млн грн.
Кто-то, возможно, скажет: «Какая тут особенная выгода, какая разница, кому продавать?». Разница есть. Во-первых, оптом торговать выгоднее: прогнозируемый сбыт, меньше издержек. Цены же в тендерах фигурируют вполне розничные. Во-вторых, реализация топлива на Украине падает, а армия обеспечивает стабильный спрос. И это не говоря уж о скрытой марже, которую получает Коломойский за счёт того, что покупает нефть у «Укрнафты» с 30% дисконтом к текущей мировой цене — на липовых аукционах, к которым допущены только его компании. Прикинув все обстоятельства (скрытая маржа, экономия на опте при розничной цене, устойчивый спрос) можно оценить, как выгодна для «Привата» эта война. И недавние слова Корбана («Мы на стране ничего не зарабатываем, только теряем»), если они сказаны о «Привате», отстоят от истины очень далеко.
Учитывая, что бюджет армии на ГСМ в прошлом году составлял примерно 2,6 млрд, компании Коломойского должны были выручить на военных поставках до половины этого бюджета. Но к топливу мы ещё вернёмся.
Президентский призыв
Участвует в госзакупках и президент — правда, опосредованно. СМИ сообщают, что т.н. «нацгвардия» купила у компании «Богдан Моторс» 50 автобусов на сумму 31 млн грн. «Богдан Моторс» принадлежит О. Свинарчуку, давнему другу и бизнес-партнёру Порошенко. Некогда президент был совладельцем «Богдан Моторс», компанию до сих пор связывают с ним. Поэтому сложно поверить, что президент никак не поучаствовал в заключении выгодного (закупка проведена без тендера) контракта.
Ещё одна компания Свинарчука («Дозор авто») поставила для армии грузовики и самосвалы (40 млн грн).
Впрочем, для президента это, конечно, не уровень — возиться с отдельными контрактами. Можно просто поставить нужного человека рулить всеми поставками. Собственно, это и было сделано. В июле заместителем администрации президента стал миллиардер Ю. Косюк. Примечательно, что незадолго до этого Порошенко пытался лоббировать назначение Косюка министром обороны, однако назначение не состоялось. Сферой ответственности бизнесмена стал силовой блок, однако, по слухам, ему же было поручено осуществлять контроль тендерных закупок для армии (в общем, то и вышло).
При этом новые назначения не спасали от скандалов. Так, в ноябре был арестован один из заместителей министра обороны. Прокуратура охарактеризовала его деятельность как «способствование тому, чтобы тендер на поставку дизельного топлива на нужды армии выиграло предприятие с признаками фиктивности». Сумма контракта — 443 млн грн. За два месяца до этого вскрылся аналогичный казус с участием заместителя начальника Генштаба (84 млн грн).
Со скандалом поступает в армию даже вооружение. 10 января Порошенко передавал 14-й бригаде военную технику, а на следующий день стало известно, что комбат танкового батальона наотрез отказался принимать танки, дав им ёмкую характеристику: «Гробы».
Наконец, в конце декабря украинские журналисты раскопали прямо-таки анекдотичную историю на тему «всю контрабанду делают в Одессе». Минобороны Украины в лице ГК «Укринмаш» заключило с американской компанией договор на поставку оптических прицелов. Впоследствии оказалось, что прицелы делают в Одессе, американские они только номинально. Кроме того, предназначены они для охоты и страйкбола, а не для боевого оружия. Остаётся добавить, что директор «Укринмаша» — креатура экс-министра обороны Гелетея (кстати, вышеописанные манцы с ГСМ творились также при нём). Ну а Гелетей, в свою очередь, был фигурой Порошенко, за которую тот ручался
Разумеется, при деле и ошмётки бывшего режима — перекрасившиеся и неперекрасившиеся «регионалы», но это уже малосущественные подробности.
Главное, что конфликтующие сегодня на Украине два центра силы («республика евромайдан» и «новый каганат», если использовать терминологию С. Уралова) вполне солидарно кормятся с развязанной ими войны.