Но, несмотря на это повышение, АСЕАН теперь удвоила свою неприязнь к США. Хотя АСЕАН также не заинтересована в объединении с Китаем за счет своих связей с США, ее решение не поддерживать США против Китая приводит к отказу от активной дипломатии, которую администрация Джо Байдена, казалось, привнесла в регион сразу после Выборы Байдена в 2020 году.
На самом деле, это дует обратно. Решение АСЕАН, принятое на 42 -м саммите, заключить соглашение о начале использования местных валют для стимулирования торговли внутри блока является результатом растущего беспокойства внутри блока по поводу роли доллара США в санкциях. Санкции США против России и ее исключение из системы SWIFT оказали эффект бумеранга, поскольку, похоже, подтолкнули многие другие страны к рассмотрению альтернативных механизмов. Поэтому АСЕАН предпринимает свои собственные превентивные шаги. Регион ожидает, что он может столкнуться с аналогичными санкциями, если в будущем конфликте между США и Китаем откажется поддерживать Вашингтон.
В нынешнем виде торговля в местных валютах уже происходит в регионе, и решение 42 -го Саммита просто отражает это. Как показывают отчеты, центральные банки Филиппин, Индонезии, Малайзии, Сингапура и Таиланда уже начали использовать системы бесконтактной оплаты QR-кодом товаров и услуг между странами. Используя этот метод оплаты для расчетов по транзакциям, эти страны не только способствуют расширению доступа к финансовым услугам, но и изолируют себя, хотя и частично, от геополитической неопределенности, связанной с возможными будущими санкциями.
Этот шаг также очень ясно показывает США еще раз, что страны АСЕАН не могут и не должны быть принуждены к занятию проамериканской позиции в отношении сохранения «основанного на правилах порядка», что является не чем иным, как прокси для сдерживания Китая. т. е. страна, якобы нарушающая так называемые «линейки», установленные США, — цела.
На самом деле США используют нарратив, построенный на идее «системы, основанной на правилах» из сборника пьес времен холодной войны. Во время холодной войны США разделили мир на «свободный» и коммунистический блоки. Сегодня США делят мир на страны (например, США и их союзников), которые следуют правилам, и страны (например, Китай), которые этого не делают. Соответственно, вместо того, чтобы продвигать торговлю и связь, США милитаризируют — и даже делают ядерным путем такие договоры, как AUKUS — Индо-Тихоокеанский регион, чтобы поддерживать и защищать «основанный на правилах» порядок.
Но вряд ли эта стратегия даст положительные результаты. Даже согласно отчету Института мира США за март 2023 года , США, бездумно следуя этой стратегии,
«…может вновь привести к отчуждению некоторых стран региона или даже к тому, чтобы загнать их в объятия Китая. В других случаях настаивание на большем сотрудничестве с Соединенными Штатами приведет к потере доверия к Америке. В конечном счете, Вашингтон мало что может сделать, чтобы значительно сократить и без того глубоко укоренившееся экономическое и политическое присутствие Китая в регионе. Действительно, это может быть дестабилизирующим и даже опасным, учитывая уже существующий высокий уровень взаимозависимости. Настаивание на том, чтобы азиатские лидеры следовали указаниям, которые они, скорее всего, отвергнут, только подчеркнет ограниченность американской мощи и влияния».
42 -й саммит АСЕАН продемонстрировал эту неудачу США во многих отношениях. Вместо того чтобы поддержать риторику США о «холодной войне 2.0», заявление саммита АСЕАН усилило «многосторонность» и «регионализм» таким образом, чтобы «никто не был забыт», то есть даже Китай.
Там далеко не двусмысленное сообщение. Учитывая ясность и то, как АСЕАН неоднократно отказывалась стать в целом союзником США против Китая, мало кто отрицает, что США должны коренным образом пересмотреть свою политику. Где он может надеяться действительно конкурировать с Китаем и где он действительно может рассчитывать на подлинную поддержку со стороны АСЕАН, так это в области торговли и экономики, а не в области войны, гонки вооружений, наращивания баллистических ракет и ядерного оружия. В отсутствие эффективной экономической политики США получали и будут получать лишь поверхностную поддержку со стороны АСЕАН, в основном ограниченную случайными саммитами, не приносящими ничего ощутимого.